Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:02, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является изучение учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг).
Введение
1. Экономическая сущность затрат на производство в современных условиях хозяйствования
1.1 Затраты на производство как экономическая категория. Классификация затрат
1.2 Себестоимость продукции как основной показатель производственной деятельности
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости важнейших видов продукции (работ, услуг) в Республике Беларусь
1.4 Задачи и значение бухгалтерского учета затрат на производство в условиях рыночных отношений
2. Краткая правовая и экономическая характеристика Гомельской дистанции пути
3. Учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг)
3.1. Документальное оформление и учет материальных затрат
3.2. Документальное оформление и учет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды
3.3 Документальное оформление и учет расходов по амортизации основных средств и нематериальных активов
3.4 Документальное оформление и учет прочих расходов
3.5 Основные направления совершенствования учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом международного опыта
Заключение
Список использованных источников
Сумма расходов
по калькуляционным статьям
Эксплуатационные расходы железных дорог планируются и учитываются в соответствии с номенклатурой расходов основной деятельности, представляющей собой перечень статей расходов по определенной системе.
Расходы дистанции
пути составляют около 20% от общей суммы
расходов и в Номенклатуре расходов
занимают статьи с 314 по 345. Наиболее крупными
расходами этого хозяйства
Классификация затрат по экономическим элементам нужна на этапе планирования с целью определения потребности в материальных, трудовых и денежных ресурсах.
Кроме классификации затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям, они подразделяются еще по многим другим признакам (таблица1.1).
Таблица 1.1 - Классификация затрат
Признаки классификации | Подразделение затрат | |
1. По
способу отнесения на |
1. Прямые
2. Косвенные |
|
2. По отношению к производственному (технологическому) процессу | 1. Основные
2. Накладные |
|
3. По единству состава | 1. Одноэлементные
2. Комплексные |
|
4. По
отношению к объему |
1. Условно-переменные
2. Условно-постоянные |
|
5. По эффективности | 1. Производительные
2. Непроизводительные |
|
6. По возможности нормирования | 1.Нормируемые
2.Ненормируемые |
|
7. По периодичности возникновения | 1. Текущие
2. Единовременные |
|
8. По
участию в процессе |
1. Производственные
2. Внепроизводственные |
|
9. По отражению в бизнес-плане | 1. Планируемые
2. Непланируемые |
|
Прямые -- затраты, которые связаны с определенным видом продукции и их можно относить на себестоимость этой продукции (работ, услуг). Это расходы сырья, материалов, полуфабрикатов, заработной платы производственных работ, потери от брака.
Косвенные -- это затраты, связанные с изготовлением нескольких видов продукции, работ, услуг, и на себестоимость они относятся косвенно, путем специального расчета (общепроизводственные и общехозяйственные).
Основные -- затраты,
которые непосредственно
Накладные -- это затраты, связанные с обслуживанием производства и его управлением (общепроизводственные и общехозяйственные).
Одноэлементные -- это затраты, которые состоят из одного элемента (заработная плата, амортизация и др.).
Комплексные -- это затраты, состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные и общехозяйственные).
Переменными называются издержки производства, которые изменяются с изменением объема производства (сырье и материалы, оплата труда производственных рабочих и др.).
Условно-постоянные -- это затраты, на которые объем производства почти не влияет (общепроизводственные и общехозяйственные).
Производительные затраты -- это оправданные, целесообразные затраты.
Непроизводительные затраты, связанные с недостатками производства (брак продукции, потери от простоев и др.).
Нормируемые -- это затраты, включенные в нормативную базу, а ненормируемые -- это те, что не охвачены системой нормирования.
Производственные -- это затраты по выпуску продукции, выполнению работ и услуг, а внепроизводственные -- это расходы по реализации.
Планируемые -- это расходы, включаемые в смету расходов, принимаемые для составления плановой (сметной) калькуляции. В некоторых отраслях к ним относятся и потери от брака в пределах установленных норм (литейное, стекольное производство).
Непланируемые потери могут иметь место только в фактической себестоимости продукции (оплата простоев не по вине рабочих, гарантийное обслуживание продукции, потери от брака).
Таким образом, раскрыта сущность издержек производства не только с экономической точки зрения, но и с бухгалтерской позиции, а также описана подробная классификация издержек производства в зависимости от различных признаков классификации затрат.
1.2 Себестоимость
продукции как основной
Процесс производства протекает непрерывно, поэтому он требует непрерывных затрат труда и средств производства, выражением которых являются общественные издержки производства, издержки предприятий и себестоимость.
В рыночной экономике, когда предприятия работают на основе самофинансирования, существенно возрастает роль такой стоимостной категории, как себестоимость, которая органически связана с основными показателями, характеризующими эффективность работы предприятия, то есть с прибылью и рентабельностью. Следовательно, чем эффективнее используются в производственном процессе экономические ресурсы, рабочая сила, научные открытия, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а значит, большая конкурентоспособность.
Таким образом, себестоимость - это издержки предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Она как обобщающий показатель имеет исключительно большое значение для экономики предприятия: отражает степень использования трудовых и материальных ресурсов, основных оборотных производственных фондов, результаты внедрения новой техники и технологии, качество продукции; является основой для установления цен на продукцию (работы, услуги) и т.д.
Себестоимость как экономическая категория имеет следующие особенности:
себестоимость характеризует производственные отношения между хозяйствующими субъектами и государством, то есть отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств труда, предметов труда и природных ресурсов;
основу себестоимости составляют издержки производства, в состав которых включают затраты на потребленные средства производства и оплату труда;
в себестоимость включают только те затраты, которые обеспечивают простое воспроизводство средств предприятия.
Повышение роли и значения показателя себестоимости в управлении производством, в оценке деятельности и стимулировании коллективов предприятий вызывает необходимость классификации этого показателя в планировании и учете по многим характерным признакам.
В зависимости от источников данных, используемых для исчисления, различают
плановую,
фактическую (отчетную),
провизорную,
нормативную и
сметную себестоимость.
Плановая себестоимость - значения показателя, полученные на основании плановых калькуляций, которые исчисляются в начале календарного периода на планируемый срок.
Фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основании отчетных калькуляций, ее расчет осуществляется в конце отчетного периода.
Провизорная (ожидаемая) себестоимость устанавливается на основании фактических данных учета затрат и выхода продукции за девять месяцев и расчетов ожидаемых затрат и выхода продукции в четвертом квартале.
Нормативная себестоимость исчисляется по нормам расхода материальных ресурсов, а так же на основании норм затрат труда и расценок по заработной плате, действующих на определенную дату.
Сметная себестоимость характеризует затраты на производство конкретных изделий или работ, выполняемых в разовом порядке.
В зависимости от состава затрат, формирующих себестоимость продукции, различают
цеховую,
производственную
полную (коммерческую) себестоимость.
Цеховая себестоимость
характеризует затраты
Производственная
себестоимость характеризует
Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
В зависимости от степени обобщения данных, используемых для исчисления себестоимости, различают
индивидуальную,
отраслевую,
фирменную себестоимость.
Индивидуальная
себестоимость характеризует
Отраслевая себестоимость представляет собой совокупные расходы на производство и реализацию отдельных видов продукции всех предприятий, входящих в объединение, комбинат, фирму.
В зависимости от времени начисления различают
годовую,
квартальную
месячную себестоимость.
На железнодорожном транспорте определяются следующие показатели себестоимости перевозок: средняя себестоимость перевозок приведенной продукции, себестоимость грузовых перевозок, себестоимость пассажирских перевозок. Эти показатели рассчитываются как в целом по дороге, так и по отделениям дорог. Себестоимость основного вида деятельности (перевозок) рассчитывается на единицу выполненных работ по перевозкам. За единицу перевозок принимается:
1 приведенный тонно-километр - для суммарного объема перевозок;
1 тонно-километр - для грузовых перевозок;
1 пассажиро-километр - для пассажирских перевозок.
Себестоимость перевозок значительно колеблется по отдельным железнодорожным направлениям с разными видами тяги, родам грузов, категориям поездов, видам сообщений, типам вагонов, направлениям движения грузов и порожнего подвижного состава, участкам и операциям перевозочного процесса.
На базе учетных
данных о затратах калькулируется себестоимость
продукции, работ и услуг. Известны
несколько методов учета
На железной дороге имеется два вида производств: основное и вспомогательное. Основным являются перевозки, а к вспомогательным относятся все производства, обслуживающие перевозочный процесс: капитальный ремонт основных средств; производство запасных частей, инструментов, электроэнергии, воды и другой продукции, потребляемой в процессе перевозок.
В отношении
продукции вспомогательных
Позаказный метод для учета эксплуатационных расходов и калькуляции себестоимости перевозок непригоден по двум причинам, во-первых, расчет себестоимости грузовых и пассажирских перевозок ведется по данным сводной отчетности; во-вторых, структурным подразделениям, где зарождаются и обрабатываются информационные потоки, заказы на формирование затрат по видам перевозок не выдаются и не могут выдаваться.
Технологические
особенности производственного
процесса на транспорте и порядок
формирования затрат служат основанием
для применения железными дорогами
попроцессного метода учета к
калькуляции себестоимости
Перевозка -- это конечный продукт железной дороги в целом. Общий производственный процесс перевозки делится на части -- технологические процессы, которыми являются отдельные виды работ или их совокупности, представляющие собой заранее спланированные движенческие операции или операции по ремонту и содержанию технических средств.