Учет затрат на производство продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг).

Оглавление

Введение
1. Экономическая сущность затрат на производство в современных условиях хозяйствования
1.1 Затраты на производство как экономическая категория. Классификация затрат
1.2 Себестоимость продукции как основной показатель производственной деятельности
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости важнейших видов продукции (работ, услуг) в Республике Беларусь
1.4 Задачи и значение бухгалтерского учета затрат на производство в условиях рыночных отношений
2. Краткая правовая и экономическая характеристика Гомельской дистанции пути
3. Учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг)
3.1. Документальное оформление и учет материальных затрат
3.2. Документальное оформление и учет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды
3.3 Документальное оформление и учет расходов по амортизации основных средств и нематериальных активов
3.4 Документальное оформление и учет прочих расходов
3.5 Основные направления совершенствования учета основных затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом международного опыта
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Сумма расходов по калькуляционным статьям определяет фактическую себестоимость единицы  продукции (изготовленной, выпущенной), поэтому и учет издержек производства ведется по видам вырабатываемой продукции (работ, услуг), что является наиболее важной и сложной частью учетных работ.

Эксплуатационные  расходы железных дорог планируются  и учитываются в соответствии с номенклатурой расходов основной деятельности, представляющей собой  перечень статей расходов по определенной системе.

Расходы дистанции  пути составляют около 20% от общей суммы  расходов и в Номенклатуре расходов занимают статьи с 314 по 345. Наиболее крупными расходами этого хозяйства являются: текущее содержание пути и постоянных устройств; одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта; охрана пути, переездов и искусственных сооружений; расходы по снего-, водо- и пескоборьбе.

Классификация затрат по экономическим элементам  нужна на этапе планирования с  целью определения потребности в материальных, трудовых и денежных ресурсах.

Кроме классификации  затрат по экономическим элементам  и калькуляционным статьям, они  подразделяются еще по многим другим признакам (таблица1.1).

Таблица 1.1 - Классификация  затрат

 
Признаки  классификации Подразделение затрат  
1. По  способу отнесения на себестоимость  отдельных видов продукции 1. Прямые

2. Косвенные

 
2. По  отношению к производственному  (технологическому) процессу 1. Основные

2. Накладные

 
3. По  единству состава 1. Одноэлементные

2. Комплексные

 
4. По  отношению к объему производства 1. Условно-переменные

2. Условно-постоянные

 
5. По  эффективности 1. Производительные

2. Непроизводительные

 
6. По  возможности нормирования 1.Нормируемые

2.Ненормируемые

 
7. По  периодичности возникновения 1. Текущие

2. Единовременные

 
8. По  участию в процессе производства 1. Производственные

2. Внепроизводственные

 
9. По  отражению в бизнес-плане 1. Планируемые

2. Непланируемые

 
     

Прямые -- затраты, которые связаны с определенным видом продукции и их можно относить на себестоимость этой продукции (работ, услуг). Это расходы сырья, материалов, полуфабрикатов, заработной платы производственных работ, потери от брака.

Косвенные -- это  затраты, связанные с изготовлением  нескольких видов продукции, работ, услуг, и на себестоимость они относятся косвенно, путем специального расчета (общепроизводственные и общехозяйственные).

Основные -- затраты, которые непосредственно связаны  с технологическим процессом.

Накладные -- это  затраты, связанные с обслуживанием  производства и его управлением (общепроизводственные и общехозяйственные).

Одноэлементные -- это затраты, которые состоят  из одного элемента (заработная плата, амортизация и др.).

Комплексные -- это  затраты, состоящие из нескольких экономических  элементов (общепроизводственные и общехозяйственные).

Переменными называются издержки производства, которые изменяются с изменением объема производства (сырье  и материалы, оплата труда производственных рабочих и др.).

Условно-постоянные -- это затраты, на которые объем  производства почти не влияет (общепроизводственные и общехозяйственные).

Производительные  затраты -- это оправданные, целесообразные затраты.

Непроизводительные  затраты, связанные с недостатками производства (брак продукции, потери от простоев и др.).

Нормируемые -- это затраты, включенные в нормативную базу, а ненормируемые -- это те, что не охвачены системой нормирования.

Производственные -- это затраты по выпуску продукции, выполнению работ и услуг, а внепроизводственные -- это расходы по реализации.

Планируемые -- это расходы, включаемые в смету расходов, принимаемые для составления плановой (сметной) калькуляции. В некоторых отраслях к ним относятся и потери от брака в пределах установленных норм (литейное, стекольное производство).

Непланируемые потери могут иметь место только в фактической себестоимости продукции (оплата простоев не по вине рабочих, гарантийное обслуживание продукции, потери от брака).

Таким образом, раскрыта сущность издержек производства не только с экономической точки  зрения, но и с бухгалтерской позиции, а также описана подробная классификация издержек производства в зависимости от различных признаков классификации затрат.

1.2 Себестоимость  продукции как основной показатель  производственной деятельности

Процесс производства протекает непрерывно, поэтому он требует непрерывных затрат труда и средств производства, выражением которых являются общественные издержки производства, издержки предприятий и себестоимость.

В рыночной экономике, когда предприятия работают на основе самофинансирования, существенно возрастает роль такой стоимостной категории, как себестоимость, которая органически связана с основными показателями, характеризующими эффективность работы предприятия, то есть с прибылью и рентабельностью. Следовательно, чем эффективнее используются в производственном процессе экономические ресурсы, рабочая сила, научные открытия, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а значит, большая конкурентоспособность.

Таким образом, себестоимость - это издержки предприятия  на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Она как обобщающий показатель имеет исключительно большое значение для экономики предприятия: отражает степень использования трудовых и материальных ресурсов, основных оборотных производственных фондов, результаты внедрения новой техники и технологии, качество продукции; является основой для установления цен на продукцию (работы, услуги) и т.д.

Себестоимость как экономическая категория  имеет следующие особенности:

себестоимость характеризует производственные отношения между хозяйствующими субъектами и государством, то есть отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств труда, предметов труда и природных ресурсов;

основу себестоимости  составляют издержки производства, в состав которых включают затраты на потребленные средства производства и оплату труда;

в себестоимость  включают только те затраты, которые  обеспечивают простое воспроизводство  средств предприятия.

Повышение роли и значения показателя себестоимости в управлении производством, в оценке деятельности и стимулировании коллективов предприятий вызывает необходимость классификации этого показателя в планировании и учете по многим характерным признакам.

В зависимости  от источников данных, используемых для исчисления, различают

плановую,

фактическую (отчетную),

провизорную,

нормативную и

сметную себестоимость.

Плановая себестоимость - значения показателя, полученные на основании  плановых калькуляций, которые исчисляются  в начале календарного периода на планируемый срок.

Фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основании  отчетных калькуляций, ее расчет осуществляется в конце отчетного периода.

Провизорная (ожидаемая) себестоимость устанавливается  на основании фактических данных учета затрат и выхода продукции за девять месяцев и расчетов ожидаемых затрат и выхода продукции в четвертом квартале.

Нормативная себестоимость  исчисляется по нормам расхода материальных ресурсов, а так же на основании  норм затрат труда и расценок по заработной плате, действующих на определенную дату.

Сметная себестоимость  характеризует затраты на производство конкретных изделий или работ, выполняемых  в разовом порядке.

В зависимости  от состава затрат, формирующих себестоимость  продукции, различают

цеховую,

производственную

полную (коммерческую) себестоимость.

Цеховая себестоимость  характеризует затраты конкретного  внутрихозяйственного подразделения  на производство продукции.

Производственная  себестоимость характеризует величину затрат, обусловленных производством  продукции на конкретном предприятии.

Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя затраты, связанные с производством и  реализацией продукции.

В зависимости  от степени обобщения данных, используемых для исчисления себестоимости, различают

индивидуальную,

отраслевую,

фирменную себестоимость.

Индивидуальная  себестоимость характеризует затраты  отдельного предприятия на производство и реализацию продукции.

Отраслевая себестоимость  представляет собой совокупные расходы  на производство и реализацию отдельных  видов продукции всех предприятий, входящих в объединение, комбинат, фирму.

В зависимости  от времени начисления различают

годовую,

квартальную

месячную себестоимость.

На железнодорожном  транспорте определяются следующие  показатели себестоимости перевозок: средняя себестоимость перевозок приведенной продукции, себестоимость грузовых перевозок, себестоимость пассажирских перевозок. Эти показатели рассчитываются как в целом по дороге, так и по отделениям дорог. Себестоимость основного вида деятельности (перевозок) рассчитывается на единицу выполненных работ по перевозкам. За единицу перевозок принимается:

1 приведенный  тонно-километр - для суммарного  объема перевозок;

1 тонно-километр - для грузовых перевозок;

1 пассажиро-километр - для пассажирских перевозок.

Себестоимость перевозок значительно колеблется по отдельным железнодорожным направлениям с разными видами тяги, родам грузов, категориям поездов, видам сообщений, типам вагонов, направлениям движения грузов и порожнего подвижного состава, участкам и операциям перевозочного процесса.

На базе учетных  данных о затратах калькулируется себестоимость  продукции, работ и услуг. Известны несколько методов учета издержек производства и калькулирования  себестоимости. Среди них позаказный, попроцессный и нормативный методы.

На железной дороге имеется два вида производств: основное и вспомогательное. Основным являются перевозки, а к вспомогательным  относятся все производства, обслуживающие  перевозочный процесс: капитальный  ремонт основных средств; производство запасных частей, инструментов, электроэнергии, воды и другой продукции, потребляемой в процессе перевозок.

В отношении  продукции вспомогательных производств  обычно применяется позаказный метод  учета затрат и калькуляции себестоимости. Заказом является объект или группа однородных объектов основных средств, подвергающихся капитальному ремонту, отдельные наименования или группа запасных частей и т. п.

Позаказный метод  для учета эксплуатационных расходов и калькуляции себестоимости  перевозок непригоден по двум причинам, во-первых, расчет себестоимости грузовых и пассажирских перевозок ведется по данным сводной отчетности; во-вторых, структурным подразделениям, где зарождаются и обрабатываются информационные потоки, заказы на формирование затрат по видам перевозок не выдаются и не могут выдаваться.

Технологические особенности производственного  процесса на транспорте и порядок  формирования затрат служат основанием для применения железными дорогами попроцессного метода учета к  калькуляции себестоимости перевозок. Условиями его применения являются наличие нескольких взаимосвязанных между собой технологических процессов и использование продуктов отдельных технологических процессов для получения конечного продукта.

Перевозка -- это  конечный продукт железной дороги в  целом. Общий производственный процесс перевозки делится на части -- технологические процессы, которыми являются отдельные виды работ или их совокупности, представляющие собой заранее спланированные движенческие операции или операции по ремонту и содержанию технических средств.

Информация о работе Учет затрат на производство продукции