Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении организации учета денежных средств в ОАО «Черноглазовские мельницы» Таврического района Омской области.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации учета денежных средств;
Введение……………………………………………………………………………...3
Реферат ………………………………………………………………………………5
I. Теоретические и методологические основы ведения кассовой
дисциплины……………………………………………………………6
1.1 Нормативное регулирование учета денежных средств. Задачи учета……7
1.2 Общие вопросы организации работы кассы предприятия ………………10
1.3 Безналичный расчет………………………………………………………...14
II. Учет денежных средств в ОАО «Черноглазовские мельницы»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Черноглазовские мельницы»…………..23
2.2 Бухгалтерский учет кассовых операций в ОАО «Черноглазовские мельницы»…………………………………………………………………...26
2.3 Бухгалтерский учет операций по расчетном счетам……………………..33
Выводы и предложения …………………………………………………………...38
Список использованной литературы……………………………………………...40
Приложение…………………………………………………………………………43
К таким документам относятся платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и пр.
При использовании вместо расходного кассового ордера одного из вышеперечисленных документов на нем проставляется штамп с реквизитами расходного кассового ордера.
Выдача денег из кассы производится в следующих случаях:
- сдача неиспользованных денежных сумм в банк;
- выдача денег под отчет;
- предоставление займов и ссуд;
- оплата поставщикам (подрядчикам) за приобретенные товары (работы, услуги) и предоплата по соответствующим договорам;
- выплата работникам средств на оплату труда, пособий;
- возврат полученного ранее займа;
Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.
Отсутствие подписи руководителя предприятия на РКО допускается только в случаях, когда его подпись имеется на прилагаемых к РКО документах (заявлениях, счетах и т.д.).
Денежные средства выдаются из кассы по предъявлении получателем этих средств документа, удостоверяющего его личность (паспорта или иного документа).
В том случае, если получателем является работник предприятия, деньги ему могут быть выданы и по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца (п. 15 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).
Выдача средств на оплату труда, пособий по социальному страхованию и стипендий может осуществляться по платежной или расчетно-платежной ведомости. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 разработаны и утверждены унифицированные формы платежной и расчетно-платежной ведомостей (соответственно формы N Т-53 и Т-49) и указания по применению и заполнению этих форм.
1.3. Безналичный расчет.
Предприятие имеет хозяйственные связи с поставщиками материалов, покупателями продукции или потребителями услуг и находится с ними в расчетных отношениях. Расчетные отношения основаны на обязательствах покупателей оплатить стоимость полученных материальных ценностей, выполненных работ и услуг в установленные сроки, а также на праве поставщика востребовать платеж от покупателя.
Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые путем перечисления сумм со счета плательщика на счет получателя. Безналичные расчеты являются формой денежного обращения, в которой движение наличных денег заменено банковскими операциями путем отнесения сумм со счета покупателя и зачисления их насчет поставщика.
Безналичные расчеты осуществляются банками с банковских счетов предприятий, а также могут осуществляться через банки, в которых не открыты счета предприятий, осуществляющих платежи, либо в пользу которых произведен платеж. Чаще всего это имеет место при выставлении счетов на инкассо, когда в банке плательщика отсутствует счет получателя соответствующих денежных средств.
Для ведения расчетов между предприятиями, обслуживаемые различными банками, организация расчетов возложена на расчетно-кассовые центры(РКЦ) , созданные Центральным банком РФ по территориальному принципу. Каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондирующий счет для проведения расчетов, где на соответствующем балансовом счете банк хранит свои собственные средства. Расчеты между РКЦ по расчетным операциям клиентов банков осуществляются через МФО (межфилиальные обороты), которые имеются у каждого РКЦ.
Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы: заявление на открытие счета, подлинный экземпляр Устава, справка из налоговой о постановке на налоговый учет, карточки с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати, копию приказа руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера.
Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам , уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру.
На уставе главный бухгалтер банка делает отметку с указанием номера счета и ставит гербовую печать.
На основании всех сданных документов в банк заключается договор о банковском обслуживании и открывается расчетный счет. Договором о банковском обслуживании определяются обязанности и права банка и организации, порядок расчетов банка с клиентам, ответственность сторон, а также указываются реквизиты обеих сторон.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета(статья 86 часть I НК РФ)
Операции по расчетному счету оформляются согласно Положению Центрального банка РФ о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 за № 2-п.
При открытии банковского счета возникают две группы отношений.
Банк обязуется принимать и зачислять на счет денежные средства ( как от самого клиента, так и ль третьих лиц), которые перечисляются его клиенту и выдавать по требованию последнего необходимые ему суммы в порядке , установленном законодательством и договором. ( статья 845 часть II ГК РФ
Вторая группа отношений - банк выполняет поручения клиента о производстве платежей и о получении денег, следуемые клиенту.
Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.
Клиент может досрочно в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета без объяснения причин.[9, с 154]
Банк вправе досрочно расторгнуть договор только в судебном порядке в следующих случаях:
- если остаток денежных средств на расчетном счете окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом.
- если отсутствуют операции по этому счету в течение года, иное не предусмотрено договором ( статья 859 ГК РФ)
На расчетный счет предприятия поступает выручка за реализованную продукцию, авансовые платежи, ссуды банка, дебиторская задолженность, наличные деньги из кассы и т.д. С расчетного счета производятся безналичные платежи, выдаются наличные деньги на выплату заработной платы, командировочные, хозяйственные и представительские расходы.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется следующей последовательности :
– по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о изыскании алиментов;
– по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
– по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
– по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
– по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Для организации безналичных расчетов соблюдаются следующие условия:
– банк хранит денежные средства предприятия на его счете, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором;
– средства со счета предприятия списываются по распоряжению владельца счета;
– все платежи со счета предприятия осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством;
– формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором;
– взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;
– претензии к банку, связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием в банк, допустивший нарушения;
– подача жалобы и предъявление иска не приостанавливают операции по счету;
– за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся владельцу, предприятия вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 % несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.
При осуществлении безналичных расчетов в формах используются следующие расчетные документы:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации").
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
в) вид платежа;
г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);
д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;
и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
к) очередность платежа;
л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101 - 110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).
Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, - по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.