Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:54, курсовая работа
Целью настоящей работы является изложение на примере конкретного предприятия учета труда и заработной платы, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом по оплате труда.
Введение……………………………………………………………………..….2
Раздел 1. Труд, заработная плата и их учет……………………………….….4
1.1.Классификация личного состава. Оперативный учет
работников предприятия……………………………………………….….…...4
1.2.Формы и системы оплаты труда и документальное
оформление заработной платы………………………….……….…….……....6
1.3.Удержания из заработной платы………………………………….………12
1.4Синтетический учет расчетов по оплате труда……………….…………..14
Раздел 2. Учет труда и его оплаты на ВОУПП «Витпласт»………………...15
2.1.Технико-экономическая характеристика
ВОУПП «Витпласт»………………………………………………………..….15
2.2.Оперативный учет личного состава предприятия и
использования рабочего времени……………………………………………..18
2.3.Документация по учету выработки и заработной платы………………...19
2.4.Подсчет заработной платы………………………………………………….20
2.5.Подсчет отдельных видов выплат………………………………………....24
2.6.Аналитический и синтетический учет расчетов с
персоналом по плате труда…………………………………………………….29
2.7.Удержания из заработной платы………………………………………...…32
Заключение……………………………………………………………………….34
Литература
Бухгалтерские записи по начислению заработной платы отражаются в регистрах, предназначенных для учета производственных затрат (издержек обращения).
По дебету счета 70 отражаются удержания, вычеты и выплата заработной платы. Суммы заработной платы, пенсий, пособий, материальной помощи и т.д., выплаченные наличными, отражаются в корреспонденции с кредитом сч. 50 "Касса". Если вместо выдачи наличными заработная плата перечисляется со счета предприятия на счет работника, то сч. 70 корреспондирует с кредитом сч. 51 "Расчетные счета".
Суммы удержанного подоходного налога отражаются в корреспонденции с кредитом сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" по субсчету "Расчеты по подоходному налогу".
Суммы удержаний по исполнительным листам отражаются в корреспонденции с кредитом сч.76 "Расчеты с разными дебиторами к кредиторами" по субсчету “Расчеты с организациями и лицами по исполнительным листам”. В корреспонденции с кредитом того же сч.76 по субсчету "Депонированная заработная плата" отражается в учете депонирование заработной платы.
Суммы удержаний в счет погашения подотчетных сумм, не возвращенных в установленные нормативными актами сроки, отражаются в корреспонденции с кредитом сч.71 "Расчеты с Расчеты с подотчетными лицами".
Раздел 2. Учет труда
и его оплаты на ВОУПП
«Витпласт»
2.1.
Технико-экономическая
характеристика ВОУПП
«Витпласт»
Витебское областное унитарное производственное предприятие «Витпласт» было зарегистрировано в 1971 году на базе слияния фабрики культтоваров, химзавода и участка по производству шпагата Витебского Горпромторга. В настоящее время предметом деятельности предприятия является производство:
- товаров народного потребления и игрушек из пластмасс;
- пленки полиэтиленовой и
- производство зеркал и
- оптовая и розничная торговля
товарами собственного
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на оказываемые услуги, предоставляя их по ценам, устанавливаемым на договорной основе.
Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают непрерывности процесса реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком продукции, работ, услуг, а другое – их покупателем, потребителем. Важно отметить, что четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
Финансовое
положение предприятия
Получить
реальную картину результатов
В качестве базового периода выбран 2002 год.
Технико-экономические
показатели деятельности ВОУПП «Витпласт»
Таблица 1.1.
Технико-экономические показатели деятельности ВОУПП «Витпласт»
Показатели |
На 01.01.2003 | На 01.01.2004 | Абсолютное отклонение | Темп роста,% |
1.Выручка от оказания услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), млн. рублей | 3748.8 |
4172.5 |
423.7 |
111.3 |
2. Чистая прибыль, млн. рублей | 2.3 | 54.0 | 51.7 | 23.5 |
3.Средняя стоимость основных фондов за период, млн. рублей | 519.7 |
472.3 |
-47.4 |
90.9 |
4.Среднесписочная численность персонала, человек | 180 | 180 | --- | --- |
5.Средняя стоимость внеоборотных активов за период, млн.руб. | 519.7 |
472.3 |
-47.4 |
90.9 |
6.Средняя стоимость оборотных активов за период, млн.руб. | 977.4 |
506.5 |
-470.9 |
51.8 |
7.Собственный
капитал, млн.руб.(стр.490+стр.630+стр. |
679.0 |
644.5 |
-34.5 |
94.9 |
8.Кредиторская задолженность, млн.руб. | 349.9 |
418.8 |
68.9 |
119.7 |
9.Производительность труда 1 работника, млн. рублей (строка1/строка4) | 208.3 |
231.8 |
23.5 |
112.3 |
10.Фондоотдача 1 рубля выручки от реализации, рубль/рубль (строка1/строка3) | 7.2 |
8.8 |
1.6 |
122.2 |
11.Фондоемкость на 1 рубль выручки от реализации, рубль/рубль (строка3/строка1) | 0.14 |
0.11 |
-0.03 |
78.6 |
12.Рентабельность рубль/рубль (строка2/строка3) | 0,0044 |
0,1143 |
0.1099 |
2597,7 |
Анализ показал, что в 2003 году не произошло изменений в среднесписочной численности, однако наблюдается увеличение производительности труда 1 работающего на 23,5 млн. рублей. Это является следствием увеличения выручки предприятия на 423,7 млн. рублей в отчетном периоде.
Увеличение фондоотдачи на 1,6 рублей/рублей обусловлено опережением темпов роста выручки от реализации (111,3%) над темпами роста среднегодовой стоимости основных фондов (90,9%).
Кроме того, наблюдается увеличение такого показателя, как рентабельность на 0,1099 рублей/рублей, темп роста составил 2597,7%.
На
01.01.2003 чистая прибыль предприятия составляла
2,3 млн. рублей, а на 01.01.2004 величина этого
показателя равнялась 54 млн. рублей, что
говорит об улучшении финансового положения
ВОУПП «Витпласт».
2.2.
Оперативный учет
личного состава
предприятия и использования
рабочего времени
Основанием для приема на работу в ВОУПП «Витпласт» является приказ (распоряжение) руководителя предприятия (приложение 1). На каждого работника организации заполняется личная карточка (приложение 2), в которой содержатся общие сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, сведения о назначении и перемещении, отпуске.
Система оплаты труда на предприятии организована в соответствии со структурой предприятия. Имеется твердое штатное расписание (приложение 3), утвержденное директором предприятия. Оно является основанием для приема на работу. В соответствии с ним и твердыми окладами или тарифами производится учет и начисление основному числу работников организации.
Оперативный учет численности работников и отработанного времени возложен на табельный учет. Он предполагает наблюдение за приходом на работу и уходом с нее, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактически отработанном времени, об использовании рабочего времени и состоянии трудовой дисциплины.
Результатом табельного учета является составление табеля учета рабочего времени (приложение 4). Табель представляет собой именной список работников предприятия. В нем указываются табельный номер работника, фамилия, имя и отчество, количество отработанных часов, в том числе ночных, выходные дни, неявки на работу (по болезни, в связи с командировкой, отпуском, выполнением государственных обязанностей).
На каждого работника в табеле отводится две строки: одна — для отметок условных обозначений видов затрат рабочего времени (Я — дневные и вечерние часы работы; Н — ночные часы; ОТ — ежегодный основной оплачиваемый отпуск; Б — болезнь; Р — отпуск по беременности и родам и т. п.), а другая — для записи количества часов по ним. Учет использования рабочего времени ведется в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу либо путем только неявок, опозданий и т. п.
Если
на предприятии применяется
Табельный учет осуществляют бухгалтер, бригадир или мастер. Порядок его ведения установлен Инструкцией по статистике численности работников и заработной плате, утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа от 17 сентября 2001 года №80.
По
окончании месяца табель учета рабочего
времени закрывается, т.е. в нем
подсчитывается по каждому работающему
количества дней явок на работу, общее
количество отработанных часов (в том
числе сверхурочно). Документ подписывается
табельщиком, директором предприятия
и сдается в бухгалтерию для расчетов.
2.3.
Документация по
учету выработки и заработной
платы
На предприятиях в зависимости от технологии производства и организации труда применяются различные первичные и сводные документы, фиксирующие выработку рабочих. Для подсчета зарплаты сдельщикам необходимо иметь данные о количестве выпущенной продукции фактически и по норме, расценке за единицу (объем), ее качестве, времени по норме и фактически израсходованном, а также положение о премировании.
К
основным формам первичной документации
по учету выработки рабочих
В первичных документах должны быть следующие реквизиты, обеспечивающие начисление и группировку заработной платы в разрезе статей затрат, а также подсчет выполнения норм выработки: фамилия, инициалы; табельный номер и разряд рабочего; место работы (цех, отдел, участок); сроки завершения работы; код объекта учета затрат (изделие, заказ, статья расходов); наименование и разряд работы; количество произведенной продукции и брака; норма времени и расценка за единицу продукции или работы; сумма заработной платы и число часов по норме, затраченное на работу.
Распространенным видом первичного документа по учету выработки является наряд на сдельную работу. Он выписывается на каждое задание, которое выполняется рабочим или бригадой. Однако поскольку использование разовых нарядов ведет к увеличению количества первичных документов, рекомендуется применять многострочные накопительные наряды, открываемые на неделю, полмесяца, месяц или на весь объем работ.
После завершения работы в наряде фиксируются принятое количество и качество (годная, брак) изготовленной продукции и нормативный расход времени. Если работа по наряду делалась бригадой, то данные о ее составе, разрядах каждого ее члена, отработанных часах фиксируются на его оборотной стороне. Здесь же указываются фактический заработок бригады, заработок по тарифу, коэффициент распределения фактического заработка и величина зарплаты каждого члена бригады.
При выдаче нарядов на сдельную работу в них отмечают количество материалов и полуфабрикатов, полагающееся по нормам для выполнения задания, а по мере отпуска материалов – их фактический отпуск. Это позволяет использовать наряды не только для учета выработки и расчета зарплаты, но и для контроля соблюдения норм расхода материалов и полуфабрикатов.
Недостатком
системы нарядов является то, что
они, отражая выполнение отдельных заданий,
не дают законченного представления о
ходе производственного процесса в целом,
т.е. не приспособлены для контроля за
соблюдением технологической дисциплины.
2.4.
Подсчет заработной
платы
Рассмотрим расчет месячной заработной платы на примере бригады склейщиков изделий из пластмасс, состоящей из 2 человек.
В данном случае заработная плата начисляется за конечный результат труда бригады, под которым понимается законченная готовая продукция, а также полуфабрикаты, оформленные документами и сданные на склад или переданные на другой участок производства.
Организация бригадной оплаты труда по конечным результатам должна осуществляться на основании действующих тарифных ставок, окладов, а также применяемых на предприятии норм труда и утвержденных положений о премиальных системах и доплатах.
Бригадная заработная плата может быть как сдельной, так и повременной. Обе формы применяются в сочетании с премиальными системами.
Информация о работе Учет труда и заработной платы (на примере ВОУПП «Витпласт»)