Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является особенно актуальной, так как правильная постановка учета и рациональное функционирование учетного аппарата предприятия существенным образом повлияет на эффективность производства. Бухгалтерский учет является составной частью системы управления производством, при его помощи обеспечивается информационное обеспечение системы управления на всех ее уровнях. Кроме управленческих функций, важной функцией учета является обеспечение контроля за сохранностью собственности предприятия, недопущение разного рода непроизводительных потерь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 4
1.1 Обзор литературных источников по вопросам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 4
1.2 Основные нормативные документы 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТОЯНИЕ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 10
2.1 Краткие исторические сведения, месторасположение и организационно-правовая структура исследуемого предприятия 10
2.2 Ресурсы и основные экономические показатели ООО «Нива» 12
2.3 Состояние учетной политики ООО «Нива» 14
3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 17
3.1 Экономическое содержание, значение и задачи учета расчетных операций 17
3.2 Основные формы безналичных расчетов, расчетные документы и их характеристика 18
3.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 27
3.4 Особенности учета расчетов с поставщиками по выданным им векселям и авансам 36
3.5 Инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками и отражение ее результатов в учете 37
3.6 Учет расчетов с поставщиками при компьютерной форме учета 38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Файлы: 1 файл

курсовая маша. бухучет.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

     Чек это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

     Порядок и условия использования чеков  в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

     Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

     Плательщик  по чеку обязан удостовериться всеми  доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

     Бланки  чеков являются бланками строгой  отчетности и учитываются в банках на забалансовом счете N 91207 "Бланки строгой отчетности". Хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

     Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые  кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

     Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

     Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

     Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

     Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным  акцептом и без акцепта плательщика.

     Без акцепта плательщика расчеты  платежными требованиями осуществляются в случаях:

     1) установленных законодательством;

     2) предусмотренных сторонами по  основному договору при условии  предоставления банку, обслуживающему  плательщика, права на списание  денежных средств со счета  плательщика без его распоряжения.

     Платежное требование составляется на бланке формы 0401061.

     Кроме реквизитов, в платежном требовании указываются:

     а) условие оплаты;

     б) срок для акцепта;

     в) дата отсылки (вручения) плательщику  предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;

     г) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".

     В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле "Условие  оплаты" получатель средств проставляет "с акцептом".

     Срок  для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

     При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле "Срок для акцепта" указывает  количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считается пять рабочих дней.

     В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле "Условие оплаты" получатель средств проставляет "без акцепта", а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. В поле "Назначение платежа" взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы либо производится запись о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.

     В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле "Условие оплаты" получатель средств указывает "без акцепта", а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

     Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

     Инкассовые  поручения применяются:

     1) в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в  том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

     2) для взыскания по исполнительным  документам;

     3) в случаях, предусмотренных сторонами  по основному договору, при условии  предоставления банку, обслуживающему  плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

     Инкассовое  поручение составляется на бланке формы 0401071.

     Инкассовые  поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

     Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств  в бесспорном порядке, если прилагаемый  к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

     Инкассовое  поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного  списания.

     В ООО «Нива» из форм безналичных расчетов применяется платежное поручение.

3.3 Учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками

    Счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" предназначен для  обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

  • Полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  • Товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
  • Излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
  • Полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

    Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

    Все операции, связанные с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.

    Счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" кредитуется на стоимость  принимаемых к бухгалтерскому учету  товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

    На  счете 60 учитываются также расчеты  за выполненные работы подрядными строительными организациями. Как правило, расчеты между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы при иногородних расчетах производятся преимущественно по акцептной форме путем платежных требований, при одногородних – платежными поручениям. Расчеты между субподрядными и генеральными подрядными организациями за выполненные работы производятся по акцептной форме путем предъявления субподрядчикам платежных требований к расчетным счетам генеральных подрядных организаций.

     Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем. вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

     Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит  из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров  к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

     При доставке товаров железнодорожным  транспортом в качестве сопроводительного  документа выступает железнодорожная  накладная. К железнодорожной накладной  могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».

    Счет-фактура  является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками. Счет фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые ТМЦ. В документе заполняют следующие реквизиты: поставщики и его адрес, номер расчетного счета в банке и его местонахождение, станцию направления и станцию назначения груза, дату и способ отгрузки, наименование ценностей по их видам, единицу измерения, количество, цену, сумма, НДС. В документе делается ссылка на Договор-заказ, указывают номер квитанции и накладных.

    Кроме обычных счетов-фактур по расчетам с поставщиками за поставленную продукцию, товары, услуги применяются также  специализированные счета-фактуры  для учета НДС. Специализированная форма счета-фактуры выписывается поставщиком на покупателя в двух экземплярах. Первый экземпляр в течении 10 дней с даты отгрузки представляется покупателю, он дает право на учет сумм НДС после оплаты товаров. Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС по реализованной продукции.

    Одновременно  со специализированными счетами-фактурами  ведут также журналы учета  полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок по НДС.  Книга  покупок предназначена для регистрации  счетов-фактур, выставленных продавцам, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

    Товарно-материальные ценности, поступившие без счета-фактуры, называются неотфактурованными поставками. В течении месяца такие ценности фиксируют условно в оценке по планово-учетным ценам или по цене предыдущей поставке, а вместо номера счета-фактуры в соответствующей строке ставят букву н. По мере поступления счета-фактуры ранее записанные условные суммы сторнируют, а на основе полученных счетов делают записи в общем порядке.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками