Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть методику и практику учета расчетов с поставщиками и покупателями.
Для достижения поставленной цели были поставлены (сформулированы) следующие задачи:
1. Изучить сущность учета расчетов с поставщиками и покупателями;
2. Изучить задачи расчетов с поставщиками и покупателями;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические вопросы учета расчетов с поставщиками и покупателями…………….5
1.1. Сущность и экономическое содержание расчетов с поставщикам и покупателями...5
1.2. Задачи расчетов с поставщиками и покупателями……………………………………..8
1.3. Технико-экономическая характеристика предприятия «ВолгаСпецСнаб»…………..13
2. Методология учета расчетов с поставщиками и покупателями………………………...17
2.1. Документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями…………...17
2.2. Синтетический учет расчетов с поставщиками………………………………………...21
2.3 Синтетический учет расчетов с покупателями………………………………………….24
2.4. Особенности учета расчетов у комиссионеров………………………………………...27
2.5. Контроль за состоянием расчетов с покупателями и поставщиками………………....31
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

[24, 222-230]

 

      2.2. Синтетический учет расчетов  с поставщиками.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

     Подрядные строительные и монтажные, научно-исследовательские  и другие аналогичные организации, когда они являются генеральными подрядчиками (головными организациями), расчеты со своими субподрядчиками (соисполнителями) также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Все операции с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленного счета.

     Счёт 60 – пассивный, на нём производят расчёт с поставщиками. Сальдо кредитовое на начало месяца – это задолженность поставщикам по неоплаченным, но акцептованным счетам.

     Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»  кредитуется на стоимость принимаемых  к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учёта этих ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учёта соответствующих затрат.

     За  услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

     Независимо  от оценки товарно-материальных ценностей  в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта.

     Когда счет поставщика был акцептован и  оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

     При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

     За  неотфактурованные поставки счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»  кредитуется на стоимость поступивших  ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.  
Счёт 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учёта денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов предварительной оплаты учитываются обособленно.

     Суммы задолженности поставщикам и  подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учёте.

     Основное  требование к аналитическому учету сформулировано в инструкции. На практике часто говорят: «счет – в счет». При ручной обработке данных это была так называемая линейная запись. По дебету регистра синтетического учета перечислялись оплаченные счета поставщиков или подрядчиков, а по кредиту поступившие партии товаров. Таким образом, оплаченные и поступившие партии имели как бы заполненной всю строчку учетного регистра, а открытые позиции по дебету показывают оплаченные, но не поступившие (полученные) ценности (услуги), а открытые позиции по кредиту – непогашенная задолженность по полученным ценностям.

     При использовании любой техники, в  т.ч. и компьютерной, сам принцип  учета «счет в счет» сохраняется, хотя, разумеется, сама форма линейной (позиционной) записи трансформируется в иные формы.

     Необходимо  предусмотреть рекапитуляцию данных по следующим разрезам:

  • поставщики по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщики по неоплаченным в срок расчетным документам;
  • поставщики по неотфактурованным поставкам;
  • авансам выданным;
  • поставщики по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщики по просроченным векселям;
  • поставщики по полученному коммерческому кредиту и др., т.е. возможны и иные разрезы учетных данных.

     Однако  самым главным, что связано с этим счетом, как и со многими другими счетами расчетов, следует признать то обстоятельство, что открытые позиции по дебету этого счета не должны сальдироваться с открытыми позициями по его кредиту, ибо дебиторская задолженность не может автоматически перекрывать кредиторскую.

     Данный  счет кредитуется в корреспонденции  не только со счетами учета ценностей (материалов, товаров и т.п.), но и  со счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», поскольку данный вариант учета приобретения материально-производственных запасов получает все большее признание.

     Уточнен порядок отражения в учете  неотфактурованных поставок. Если раньше стоимость поступивших ценностей  определялась «по ценам, предусмотренным в договорах», то сейчас – «исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах». Это связано с тем, что в договорах могут предусматриваться условия, при которых договорная цена может увеличиваться (система накидок) или уменьшаться (система скидок).

     Если  в старой инструкции было записано, что счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется «на суммы оплаты счетов», то в новой инструкции – «на суммы исполнения обязательств». Исполнение обязательств может быть не только денежными средствами, но и по договору мены, уступки права требования, перевода долга, зачетом, отступным, новацией и др.

 

      2.3.  Синтетический учет расчетов  с покупателями.

     В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На счете 62 также отражаются авансы полученные.

     Необходимо  отметить, что в Плане счетов отсутствуют  рекомендации по перечню субсчетов, открываемых к счету 62. При этом закреплено требование (перенесенное из прежней Инструкции по применению Плана счетов) об организации аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

  • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • авансам полученным;
  • векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  • векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
  • векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. [44]

     Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:

  • расчеты в порядке инкассо (возможность инкассовой формы расчетов установлена ГК РФ и, наконец, урегулирована Письмом Центробанка РФ от 8 сентября 2000 г. №120-П «Положение о безналичных расчетах»), причем с учетом последних изменений нормативной базы (Письмо №120-П) в аналитическом учете может возникнуть необходимость группировки инкассовых расчетов еще по двум признакам – с акцептом и без акцепта;
  • расчеты плановыми платежами;
  • авансы полученные;
  • векселя полученные.

     На  счете 62 должны отражаться следующие  основные операции:

     при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг):

  • на сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг; Д 50, 51, 52 К 62.
  • на сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса; Д 62 К 68.
  • на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 90–2 К 20, 23, 26.
  • на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; Д 62 К 90–1.
  • на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; Д 90–3 К 68.
  • (сторно) – на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса); Д 62 К 68.
  • на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика; Д 62 К 62.
  • на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет. Д 50, 51, 52 К 62

     В том случае, когда организация  использует кассовый метод определения  выручки от реализации, налог на добавленную стоимость в части  неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя – продавца указывается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     при последующей оплате поставленной продукции, выполненных работ или оказанных  услуг:

  • на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 90–2 К 20 (23, 26 и т.д.).
  • на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; Д 62 К 90–1.
  • на сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; Д 90–3 68 (76 – для организаций, определяющих выручку от реализации по мере оплаты).
  • на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 51 (50, 52) К 62. [43]

Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены  проводки:

  • на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям; Д 62 К 91
  • на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры); Д 63 К 62.
  • на сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне; Д 62 К 62.

     Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками может использоваться счет 76. Порядок использования счета 76 в Инструкции по применению нового Плана счетов более детализирован, а количество операций – существенно расширено.

     К расчетам с покупателями и заказчиками  непосредственное отношение имеет использование субсчета «Расчеты по претензиям». Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

     В Инструкции по применению Плана счетов имеется, оговорка, что суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию  не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых они были приняты на учет по дебету счета 76. Однако указанное выше условие, при котором такие суммы принимаются к учету, практически исключает возникновение подобной ситуации. [13] 

 

      2.4. Особенности расчетов у комиссионеров.

     При исполнении договора комиссии комиссионер  осуществляет следующие действия:

  • выписывает от своего имени накладную на отпуск продукции покупателю и счет- фактуру;
  • представляет комитенту отчет и извещение о выполнении поручения по договору комиссии;
  • передает всю сумму полученной от покупателя выручки от продажи продукции;
  • выставляет комитенту счет-фактуру на сумму причитающегося ему комиссионного вознаграждения с указанием НДС;
  • получает от комитента счет-фактуру на переданную по договору комиссии и реализованную продукцию;
  • списывает после продажи продукцию, поступившую по договору комиссии, со счета 004 «Товары, принятые на комиссию».

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и покупателями