Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа
Прогулы, опоздания, длительные перекуры, ранние уходы с работы и прочие нарушения внутреннего распорядка сотрудниками также доставляют немало хлопот руководству, приводят к снижению эффективности производства, и, как следствие, к уменьшению дохода организации.
Введение 3
2. Общее понятие рабочего времени 5
2.1 Режим рабочего времени 5
2.2 Нормальная продолжительность рабочего времени, пятидневная и шестидневная рабочая неделя, начало и окончание ежедневной работы 7
2.3 Сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий лиц 8
2.4 Неполное рабочее время 8
2.5 Работа в ночное время и продолжительность работы накануне праздничных и предвыходных дней 10
2.6 Сменная работа и разделение рабочего дня на части 11
2.7 Сверхурочные работы, дежурства, ненормированный рабочий день 12
3. Методы и приемы учета отработанного времени персоналом организации 15
4. Информационное обеспечение учета отработанного времени персоналом организации 17
4.1 Графики работы 17
4.2 Назначение режима работы 22
4.3 Изменение режима работы 22
4.4 Ввод индивидуальных графиков 24
4.5 Ввод табелей 27
4.6 Табель учета рабочего времени Т-13 30
5. Показатели, источники и способы получения информации 31
Заключение 33
Список используемых источников 34
Кроме того, режим рабочего времени может предусматривать разделение рабочего дня на части, между которыми устанавливается перерыв свыше 2 часов, два и более перерыва, включая обеденный. В этом случае речь идет о так называемом раздробленном рабочем дне5. Причем, общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать длительности установленной законом или графиком сменности. И конечно же, введение такого рабочего дня возможно тогда, когда это необходимо в силу особого характера работы, например в организациях занятых обслуживанием населения и пр. Помимо всего прочего, для отдельных работников, а также для коллективов подразделений организации может быть установлен режим со скользящим (гибким) графиком работы, при котором допускается регулирование самими работниками начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. Причем, требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение учетного периода. Режим этот может быть применен как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.
Законодательство установило предельную продолжительность рабочего времени и оно же предусматривает и определенные гарантии ее соблюдения, содержащиеся прежде всего в нормах, регламентирующих сверхурочные работы. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени6. Таким образом, при работе с поденным учетом рабочего времени сверхурочной считается работа сверх установленной продолжительности рабочего дня, смены, но если у работника неполный рабочий день, то работа сверх установленного времени в пределах нормальной продолжительности рабочего дня не считается сверхурочной. В случаях, когда применяется суммированный учет рабочего времени, сверхурочными также считаются часы работы сверх продолжительности смены, установленной графиком. Основанием для привлечения к сверхурочной работе является приказ руководителя о привлечении работника к сверхурочным работам или же устное распоряжение кого-либо из руководителей. Компенсируется она оплатой в повышенном размере по правилам, предусмотренным ст.88 КЗоТ. А в соответствии со ст.55 КЗоТ работники могут привлекаться к сверхурочным работам в исключительных случаях предусмотренных законом. Но работы эти также не могут быть не ограничены законом и на основании ст.56 КЗоТ они не могут превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Кроме того, отдельные работники не допускаются к сверхурочным работникам: беременные женщины и женщины, имеющие детей до трех лет, лица моложе 18 лет и те, кто обучаются без отрыва от производства в дни занятий.
Дежурства в нерабочее время – это пребывание работника в организации по распоряжению администрации в нерабочее время в качестве ответственного за порядок и для оперативного решения неотложных вопросов. На дежурных могут возлагаться обязанности других работников. Допускаются они в исключительных случаях не чаще одного раза в месяц по согласованию с профсоюзом. Продолжительность дежурства не может превышать установленного рабочего дня или смены. Дежурства в выходной или праздничный день компенсируются предоставлением отгула в течение ближайших 10 дней. Данные правила относятся как к работникам с нормированным, так и с ненормированным рабочим днем.
А ненормированный рабочий день, в свою очередь, является особым режимом рабочего времени отдельных работников, обусловленных спецификой и характером их труда, при которой допускается в отдельные дни работа сверх установленной продолжительности рабочего времени либо по предложению работодателя, либо по инициативе работника. То есть для них работа сверх установленной продолжительности рабочего дня не считается сверхурочной и компенсируется дополнительным отпуском или в иной форме. Необходимо также отметить, что данный термин в некоторой степени условен, и не означает, что продолжительность рабочего времени не ограничена. Такие работники должны на общих основаниях освобождаться от работы в дни еженедельного отдыха и в праздничные дни, на них распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, перерывов для отдыха и питания на данном предприятии. Работодатель не имеет права систематически привлекать их к работе во внеурочное время или заранее обязывать к определенной переработке сверх установленной продолжительности рабочего времени. Круг их обязанностей оговаривается при заключении трудового договора, в правилах внутреннего трудового распорядка, в должностных инструкциях и иных локальных актах. Он может вводиться для определенных лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала, для тех рабочее время которых, не поддается учету или же когда рабочее время дробиться на части из-за неопределенности длительности и некоторых других.
Итак, наиболее популярные методы организации учета рабочего времени:
Самый архаичный – ведение табеля или другой формы учета времени прихода на работу и ухода с работы сотрудника. Заполняется специалистом отдела кадров в присутствии работника, заверяется его подписью. Этот метод технически более простой и рациональный с точки зрения снижения количества споров. Но рационален он только в малом и среднем бизнесе, в больших же компаниях обработка ежедневных данных на каждого работника в бумажном виде увеличивает нагрузку на отдел кадров, а также велика вероятность ошибки при подсчете рабочего времени.
Самый популярный и современный метод в иностранных организациях - учет данных электронной системы пропуска. Он наиболее точен, так как учитывается не только время прихода и ухода с работы сотрудника, но и время его выхода из кабинета, тем самым предоставляются данные присутствия человека на рабочем месте. В отечественных компаниях присутствует взаимное желание работодателя и работника схитрить и при ручной обработке данных, и при электронном подсчете. Поэтому есть смысл обеспечить и руководителям, и всем сотрудникам доступ к ознакомлению с данными учета рабочего времени (например, на сайте компании).
Следующий способ, имеющий достоинства и первого, и второго метода – учет рабочего времени, используя электронную почту или другую систему обмена данными, которая доступна только на рабочем месте. Приходя на работу и перед уходом, сотрудник отправляет сообщение на определенный адрес или ресурс с указанием о начале и конце своего рабочего времени. Этот способ не требует дополнительных затрат, позволяет автоматизировать обработку данных и процесс аккумуляции, минимизирует споры относительно результатов учета рабочего времени.
При любом порядке учета рабочего времени по итогам месяца относительно отдельного работника, лучше распечатывать результаты и заверять подписями представителя работодателя и самого работника.
Трудовым законодательством определено, что при устройстве на работу каждый работник предприятия ставится в известность относительно условий предстоящей работы. Одним из таких условий является режим работы, то есть график. График работы может быть произвольным, но учитывающим требования законодательства, в частности, главу 16 ТК РФ. Согласно статье 100 ТК РФ режим рабочего времени должен определять:
Для описания режимов работы в программе "1С: Зарплата и управление персоналом 8" используется справочник Графики работы. Параметры каждого графика позволяют определить все указанные выше особенности режима работы, который он описывает, а также указать дополнительные сведения, впоследствии использующиеся для расчета начислений. Например, в графике указывается время начала вечерних, ночных и дневных часов, эти сведения используются впоследствии для расчета сумм надбавок за работу в вечернее и ночное время.
Для пятидневной и шестидневной рабочей недели в графике указывается расписание работы по дням недели (см. рис. 1). Для сменного графика (с плавающими выходными днями) схема расписания работы немного сложнее: в отдельном справочнике Смены описываются все смены работы предприятия, для каждой смены указывается время начала и окончания работы и время перерывов; затем из этих смен составляется расписание работы. При этом вместо дней недели, которые для данной схемы работы смысла не имеют, используется просто порядковый номер дня в расписании.
Рис. 1
Например, расписание работы охранника состоит из шести дней: в первый день он работает в дневную смену, второй день - в вечернюю, третий день - в ночную, а затем три дня отдыхает, и так далее. Для того, чтобы данные о таком графике работы внести в программу, в справочнике Смены необходимо будет создать 3 элемента, соответствующие каждой смене работы. В дневную смену работа начинается в 8 утра и заканчивается в 16 часов, вечерняя смена продолжается с 16 до 24 и ночная смена - с полуночи до 8 утра.
Затем
в справочнике Графики работы
в новом элементе помимо прочих параметров
графика в разделе Смены
Рис. 2
Следует помнить, что ТК РФ запрещает работу в течение двух смен подряд. Однако, в программе в графике работы для одного и того же дня можно ввести несколько строк в расписании и, соответственно, несколько рабочих смен.
Эта возможность предусмотрена для таких случаев, когда для внутренних целей учета рабочие смены разбиваются на несколько частей, при этом в совокупности продолжительность всего рабочего времени работника в течение дня не превышает установленных законодательством норм.
Таким образом, в разделе Смены графика работы охраны из рассматриваемого примера должно быть шесть строк: три для рабочих смен и три - для выходных.
Особое значение имеет параметр Дата отсчета - эта дата определяет точку отсчета, момент, который "свяжет" абстрактное расписание работы с реальным календарем. Дата отсчета - это календарная дата первого дня расписания, вне зависимости от того, рабочий он или выходной.
Визуально схему работы по данному графику (связь рабочих смен с календарем) представляет раздел Календарь формы графика работы.
Следует иметь ввиду, что при сменном режиме работы предприятия в течение суток на каждом рабочем месте посменно может работать несколько работников. Например, служба охраны предприятия, образованная 1 января 2009 года, состоит из 6 охранников, работающих в три смены, как было показано в предыдущем примере. Схема их работы в привязке к календарным дням представлена в таблице 1.
Таблица 1
Работник | 01.01.09 | 02.01.09 | 03.01.09 | 04.01.09 | 05.01.09 | 06.01.09 |
Охранник 1 | У | Д | В | вых | вых | вых |
Охранник 2 | вых | У | Д | В | вых | вых |
Охранник 3 | вых | вых | У | Д | В | вых |
Охранник 4 | вых | вых | вых | У | Д | В |
Охранник 5 | В | вых | вых | вых | У | Д |
Охранник 6 | Д | В | вых | вых | вых | У |