Учет основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение учета основных средств на предприятии. Это позволит обеспечить правильную организацию учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту. Подробно рассматривается классификация основных средств, учет поступления и выбытия основных средств и их оценка и переоценка.
Задачи:
1. контролировать сохранность и наличие основных средств по местам их использования;
2. правильно документально оформлять и своевременно отражать в учете поступление основных средств, выбытие и перемещение;
3. правильно исчислять долю стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
4. контролировать эффективность использования основных средств;
5. точно определять результаты от списания, выбытия объектов основных средств.

Файлы: 1 файл

салима.docx

— 37.21 Кб (Скачать)

- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры  и др.);

- имущество некоммерческих  организаций, используемое в предпринимательской  деятельности.

Кроме того, есть основные средства, амортизация которых в бухгалтерском учете начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. К ним относятся:

- яки, другие одомашненные  дикие животные (за исключением  рабочего скота);

- имущество, приобретенное  за счет бюджетных и иных  аналогичных средств (или часть  его стоимости, если финансирование  было частичным);

- основные средства, полученные  организацией в рамках целевого  финансирования;

- мелиоративные и иные  объекты сельскохозяйственного  назначения, полученные сельскохозяйственными  товаропроизводителями, если они  построены за счет бюджетных  средств;

- имущество, безвозмездно  полученное атомными станциями  в соответствии с международными  договорами РФ для повышения  их безопасности;

- основные средства, переданные  по договорам в безвозмездное  пользование;

- произведения искусства.

Таким образом, покупая имущество, надо определить, можно ли начислять по нему амортизацию как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения.

основной средство учет выбытие

3. Учет выбытия  основных средств

Основные средства выбывают из организации в результате:

· продажи;

· списания или ликвидации;

· передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

· безвозмездной передачи;

· списания в случае морального и физического износа;

· ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

· по другим причинам.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет 99 «Прибыли и убытки» в качестве операционных доходов и расходов.

В соответствии с МСФО 16 прибыли и убытки, возникающие от выбытия или реализации объекта основных средств, должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках.

В ПБУ 6/01 уточнен порядок отражения доходов и расходов от списания объектов основных средств на счете прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

С введением в действие с 1 января 2000 года Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации», а также с применением с 1 января 2001 года Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, затраты, связанные с выбытием, продажей и прочим списанием объектов основных средств, к которым относятся такие затраты, как:

· начисленная оплата труда и отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств;

· налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств (демонтаж, упаковка, разборка металлолома и др.);

· стоимость услуг вспомогательных производств, участвующих в операциях по выбытию основных средств;

· задолженность другим организациям за услуги, например транспортные, комиссионные;

· оплата услуг экспертов;

· плата за оформление документов

могут предварительно аккумулироваться на счете учета вспомогательного производства (сч. 23) или прямо относиться в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Если выбытие актива связано с его продажей, выручка должна быть согласована сторонами договора. Причем доходы и расходы в этом случае являются операционными.

В пункте 15 ПБУ 6/01 установлено, что сумму дооценки актива нужно перенести из добавочного капитала (сч. 83) в нераспределенную прибыль (сч. 84) организации.

В бухгалтерском учете при этом делается проводка.

Д 83 К 84 - списана дооценка по выбывшему объекту основных средств.

Пример:

В мае 2001 года ООО «Лагуна» демонтировало станок. В результате переоценки его первоначальная стоимость была увеличена на 5 000 руб. и составила 100 000 руб. Амортизация, начисленная по станку к этому времени, равна 60 000 руб., а демонтаж обошелся в 10 000 руб.

Но после него у организации появились материалы, которые стоят 20 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Лагуна» данная ситуация отражается так.

Д 01 субсчет «Выбытие основных средств» К 01 100 000 руб. - списана стоимость демонтированного станка;

Д 02 К 01 субсчет «Выбытие основных средств» 60 000 руб. - списана амортизация по демонтированному станку;

Д 91 К 01 субсчет «Выбытие основных средств» 40 000 руб. (100 000 - 60 000) - списана остаточная стоимость станка;

Д 23 К 10 10 000 руб. - отражены расходы по демонтажу станка;

Д 91 К 23 10 000 руб. - списаны расходы по демонтажу станка;

Д 10 К 91 20 000 руб. - учтены материалы, оставшиеся после демонтажа станка;

Д 99 К 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 30 000 руб. (40 000 + 10 000 - 20 000) - отражен убыток от демонтажа станка;

Д 83 К 84 - 5000 руб. - списана дооценка по выбывшему станку.

Выбытие основных средств производится учреждением в установленном действующим законодательством порядке.

Основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости.

Для оформления списания пришедших в негодность основных средств применяются:

· акты о списании основных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4 бюдж.;

· акты о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4а бюдж.;

· акты о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях ф.444.

Указанные акты составляются постоянно действующей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения.

Для определения пригодности имущества к дальнейшему использованию, возможности его восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в кредитной организации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссию должны быть включены заместитель руководителя кредитной организации, главный бухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества.

В компетенцию комиссии входит:

· осмотр объекта (предмета) имущества, подлежащего списанию, с использованием технической документации, данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

· установление причин списания объекта;

· выявление лиц, по вине которых произошло выбытие объекта (предмета), внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;

· определение возможности использования или реализации (в т.ч. как вторсырья, лома, утиля) отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка, контроль за изъятием из списываемых объектов отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих или содержащих цветные и драгоценные металлы, определение веса, стоимости и сдача на склад;

· составление акта на списание объекта основных средств, акта на списание автотранспортных средств с приложением актов об авариях, если они имели место. В актах должны быть указаны данные, характеризующие объект, - дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации (износа), проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акты утверждаются руководителем кредитной организации.

Бухгалтерские записи по лицевому счету осуществляются на основании первичных документов (актов, накладных и т.п.). На дату реализации либо выбытия (списания) лицевой счет подлежит закрытию с отнесением остатка, отражающего финансовый результат, на соответствующие счета по учету доходов/расходов.

По дебету счета отражаются:

- балансовая стоимость  выбывающего имущества в корреспонденции  со счетами по учету основных  средств, нематериальных активов, материальных  запасов;

- затраты, связанные с  выбытием (реализацией) в корреспонденции  со счетами по учету расчетов  с поставщиками, подрядчиками и  покупателями;

- сумма, подлежащая доплате  в случае неравноценного обмена  по договору мены, в корреспонденции  со счетами по учету расчетов  с поставщиками, подрядчиками и  покупателями или уплаченная  сумма в корреспонденции со  счетом по учету денежных средств.

По кредиту счета отражаются:

- выручка от реализации  объекта, определенная договором  купли-продажи, в корреспонденции  со счетами по учету расчетов  с поставщиками, подрядчиками и  покупателями;

- рыночная цена имущества, получаемого по договорам мены, в корреспонденции со счетом  по учету капитальных вложений (если получаемое имущество - основные  средства, нематериальные активы), счетами  по учету материальных запасов, а также сумма, подлежащая получению  при неравноценном обмене в  корреспонденции со счетами по  учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;

- амортизация, начисленная  на выбывающий объект, в корреспонденции  со счетами по учету амортизации;

- невыплачиваемые арендодателю/лизингодателю платежи (при досрочном возврате в установленных договором случаях лизингового имущества лизингодателю) в корреспонденции со счетом по учету арендных обязательств.

При списании имущества вследствие его непригодности к дальнейшему использованию по кредиту лицевого счета также отражаются:

- переоценка, на сумму  разницы между балансовой стоимостью  и фактически начисленной амортизацией (при списании не полностью  амортизированных основных средств) в корреспонденции со счетом  по учету прироста имущества  при переоценке, в пределах суммы  остатка на лицевом счете выбывающего  объекта;

- стоимость оприходованных  по цене возможного использования (реализации) узлов, деталей, материалов  в корреспонденции со счетами  по учету материальных запасов;

- суммы возмещения материального  ущерба от недостач или порчи  ценностей, взыскиваемых в установленных  законодательством Российской Федерации случаях с виновных лиц, в корреспонденции со счетом по учету расчетов с работниками по оплате труда либо со счетом по учету расчетов с прочими дебиторами.

4. Оценка основных  средств

Оценка основных средств - это определение стоимости основных фондов предприятия для целей учета и анализа, экономических расчетов и прогнозов, формирования обобщающих отраслевых и народно-хозяйственных показателей.

Оценка основных средств осуществляется для:

· для сделок купли-продажи, обмена;

· при выдаче кредита под залог имущества;

· при разрешении имущественных споров;

· при реструктуризации задолженности предприятия;

· при определении вклада в уставной капитал;

· при определении величин страховых сумм;

· при проведении процедур банкротства;

· при возникновении имущественных споров.

Виды оценки основных средств

В управлении основными средствами используется дифференцированная система стоимостных оценок, которая определяется целевой установкой измерения стоимости основного капитала: для внутрипроизводственной деятельности и оценки результатов, для начисления амортизации и расчета налогов, для продажи и сдачи в аренду, залоговых операций и др. Базовыми видами оценок основных фондов являются: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость.

Полная первоначальная стоимость основных фондов предприятия представляет собой сумму фактических затрат в действующих ценах на: приобретение или создание средств труда, возведение зданий и сооружений, покупку, транспортировку, установку и монтаж машин и оборудования и др. По полной первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс предприятия, и она остается неизменной в течение всего срока службы средств труда и пересматривается при переоценке основных фондов предприятия или уточняется при модернизации или капитальном ремонте.

Амортизация основных фондов также начисляется с полной первоначальной стоимости нормативов, действующих на установленную дату.

Полная восстановительная стоимость – это сумма расчетных затрат на приобретение или возведение новых средств труда, аналогичных переоцениваемым.

Остаточная экономическая стоимость основных фондов представляет собой разницу между полной первоначальной или полной восстановительной стоимостью и начисленным износом, т.е. это денежное выражение стоимости средств труда, не перенесенной на изготовляемую продукцию, на определенную дату. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать их обновление и ремонт. При проводимых переоценках фондов одновременно уточняется размер начисленного износа по каждой единице средств труда. Также определяется восстановительная стоимость с учетом износа. Она рассчитывается в процентах к полной восстановительной стоимости на основе данных бухгалтерского учета.

Балансовая стоимость – стоимость, по которой, основные фонды учитываются в балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении. На балансе предприятия стоимость основных фондов числится в смешанной оценке: объекты, по которым производилась переоценка, учитываются по восстановительной стоимости на установленную дату, а новые средства труда, приобретенные (или возведенные) после переоценки, – по первоначальной стоимости. В практике работы предприятий и в методических материалах балансовая стоимость нередко рассматривается как первоначальная, так как восстановительная стоимость на момент последней переоценки совпадает с первоначальной стоимостью на эту дату.

Информация о работе Учет основных средств на предприятии