Учет основных средств и нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного документального оформления всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет должен: формировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении; предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности организаций; обеспечивать необходимой информацией пользователей. Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. Одной из таких задач – учет основных средств.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………….3-5
Глава 1.
Учет основных средств
1.1 Задачи, классификация и оценка основных средств………………………..5-10
1.2 Учет наличия и движения основных средств……………………………....10-16
1.3 Учет износа основных средств………………………………………………..16-25
1.4 Учет ремонта основных средств…………………………………………….25-30
1.5 Особенности учета арендованных основных средств…………………..30-39
1.6 Инвентаризация основных средств. ……………………………………...39-42
1.7 Налог по хозяйственным операциям движения основных средств…...42-46
Глава 2.
Учет нематериальных активов.
2.1 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов………….46-51
2.2 Учет поступления и создания нематериальных активов……………….51-54
2.3 Учет амортизации нематериальных активов…………………………….54-56
2.4 Учет выбытия нематериальных активов…………………………………56-58
Заключение……………………………………………………………………………59-60
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Однако действующим в России законодательством не предусмотрены какие-либо различия в аренде имущества у юридических и физических лиц.

В Положении о составе затрат, утвержденном Правительством РФ от 5 августа 2001 г. № 552, и Изменениях и дополнениях, внесенных в Положение о составе затрат (от 1июля 1995 г. № 661), также нет указаний о различном порядке отнесения арендной платы на счета при аренде имущества у юридических и физических лиц. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о неправомерности различного подхода налоговых органов к порядку внесения арендной платы за имущество, арендуемое у юридических и физических лиц.

Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по дебету счета 31 “Расходы будущих периодов” и кредиту счета 76. Текущие начисления арендной платы списывают с кредита счета 31 в дебет счетов издержек производства и обращения.

Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором и за его счет, то затраты на его осуществление

 

списывают с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов в дебет счетов издержек производства или счета 31. Со счета 31 затраты частями списывают на счета издержек производства.

Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” с кредита счета 31 или соответствующих материальных и расчетных счетов (23, 60 и др.).

Договором аренды может быть предусмотрено осуществление капитальных вложений арендатором в арендованные основные средства. Капитальные вложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списывают у него в дебет счета 76.

Если договором предусмотрено осуществление капитальных вложений в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды их безвозмездно передают арендодателю. Передачу оформляют бухгалтерскими записями на безвозмездную передачу основных фондов.

При долгосрочной аренде основные средства передают в аренду в оценке, согласованной арендодателем и арендатором ( выкупная цена). Арендные платежи предусматривают погашение стоимости арендованного имущества (амортизационные отчисления ) и услуг по арендным операциям и прибыль, которую получил бы арендодатель от эксплуатации объекта (арендный процент).

В Инструкции к Плану счетов нет указаний о том, с какой стоимости основных средств арендатор начисляет амортизацию и какими номами он должен руководствоваться. Предположительно эту норму целесообразно определить исходя из выкупной цены и срока аренды.

Для учета операции по долгосрочной аренде арендодатель использует активный счет 09 “Арендные обязательства к поступлению”, на котором отражаются расчеты с арендаторами за арендованные ими основные средства.

При передаче основных средств в долгосрочную аренду арендатор составляет рекомендуемые Планом счетов проводки по выбытию основных средств (на списание первоначальной стоимости объекта, суммы износа, согласованную стоимость, разницу между согласованной и остаточной стоимостью), а затем по начислению арендной платы, процентов по долгосрочной аренде, на часть разницы между согласованной и остаточной стоимостью, приходящейся на период, за который начисляется арендная плата.

Бухгалтерские записи арендодателя по переданным в долгосрочную аренду основным средствам на:

Первоначальную стоимость основных средств

Дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”

Кредит счета 01 “Основные средства”

Сумму износа основных средств

Дебет счета 02 “Износ основных средств”, субсчет 1,

Кредит счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”

Согласованную стоимость средств

Дебет счета 09 “Арендные обязательства к поступлению”,

Кредит счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”

Разницу между согласованной стоимостью основных средств и их остаточной стоимостью

Дебет 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”

Кредит счета 83 “Доходы будущих периодов”

Сумму начисленных процентов по долгосрочной аренде за соответствующий период

Дебет счета 09 “Арендные обязательства к поступлению”,

Кредит счета 80 “Прибыли и убытки”

Часть разницы между согласованной стоимостью основных средств и их остаточной стоимостью

Дебет счета 83 “Доходы будущих периодов”

Кредит счета 80 “Прибыли и убытки”

Всю сумму начисленных арендных платежей за соответствующий период

Дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”

Кредит счета 09 “Арендные обязательства к поступлению”

Поступление арендных платежей

Дебет счета 51 “Расчетный счет” или 52 “Валютный счет”,

Кредит счета 76   “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”

Представляется возможным всю сумму процентов по долгосрочной аренде, начисляемой за весь арендный срок, сразу отнести на счет09 “Арендные обязательства к поступлению” с кредита счета 83 “Доходы будущих периодов”. В этом случае начисленные проценты по долгосрочной аренде за очередной срок платежа списывают с дебета счета 83 в кредит счета 80. Указанную проводку целесообразно составлять на совокупную сумму процентов по долгосрочной аренде и часть разницы между согласованной и остаточной стоимостью.

До истечения арендного срока арендатор может выкупить долгосрочно арендуемые основные средства. Поступившие арендные платежи отражают по дебету счетов 51 “Расчетный счет” или 52 “Валютный счет” и кредиту счета 09. Часть разницы между согласованной и остаточной стоимостью основных средств и сумму начисленных процентов, приходящиеся на очередной срок платежа, оформляют теми же проводками, какие составлялись по этим суммам.

Выкупные платежи (если это предусмотрено договором на аренду), поступившие по окончании долгосрочной аренды, отражают по дебету счетов 51 или 52 с кредита счета 47.

Арендатор для учета долгосрочно арендуемых основных средств использует счета:

03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”,

97 “Арендные обязательства”,

02 “Износ основных средств”, субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых  основных средств”.

Счет 03 активный, предназначен для учета долгосрочно арендуемых основных средств в оценке, согласованной и арендодателем, и арендатором. Аналитический учет по счету 03 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Счет 97 пассивный, применяется арендатором для расчетов с арендодателями за основные средства, переданные на условиях долгосрочной аренды. Аналитический учет по счету 97 ведут по каждому арендодателю.

По долгосрочно арендуемым основным средствам арендатор производит следующие бухгалтерские записи:

На поступление основных средств по согласованной стоимости

Дебет счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”,

Кредит счета 97 “Арендные обязательства”,

На сумму начислений амортизации по арендованным основным средствам 

 

     Дебет счета 25 “Обще производственные расходы” и др. счетов,

Кредит счета 02 “Износ основных средств”, субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых основных средств”

На сумму начисленных процентов по долгосрочной аренде

Дебет счета 81 “Использование прибыли”

Кредит счета 97 “Арендные обязательства”,

Уплата причитающихся арендодателю платежей за арендуемые основные средства

Дебет счета 97  “Арендные обязательства”,

Кредит счета 51 “Расчетный счет” и др. денежных счетов.

По окончании арендного срока арендованные основные средства переходят в собственность предприятия или списываются с кредита 03 в дебет счета 01. Одновременно списывают износ по долгосрочно арендуемым основным средствам в дебет счета 02, субсчет 2, с кредита счета 02, субсчет 1.

Если по окончании срока арендного договора объекты возвращаются арендодателю, то они списываются у арендатора с кредита счета 03 в дебет счета 02, субсчет 2.

При возвращении объектов арендодателю до окончания срока аренды производят следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 02 “Износ основных средств”,

Субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых основных средств” (на сумму начисленного износа по объекту),

Дебет счета 97  “Арендные обязательства” (на сумму невыплаченных платежей арендодателю за объекты),

Кредит счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства” (на согласованную стоимость долгосрочно арендуемых основных средств ).

При долгосрочном выкупе основных средств арендатор составляет следующие бухгалтерские проводки:

На сумму невыплаченных платежей арендодателя за объекты

Дебет счета 97 “Арендные обязательства”

На сумму начисленных процентов по долгосрочной аренде по очередному сроку платежа

Дебет счета 81 “Использование прибыли”

или счета 88 “Нераспределенная прибыль”

На сумму выкупа, превышающую арендные обязательства; на совокупную величину указанных выше сумм

  Дебет счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”

Кредит счета 51 “Расчетный счет” или др. денежных счетов

На согласованную стоимость объекта плюс сумма выкупа, превышающая договорные обязательства

Дебет счета 01 “Основные средства”

Кредит счета 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства”

На сумму износа по объекту

Дебет счета 02, субсчет 2 “Износ долгосрочно арендуемых основных средств”

Кредит счета 02, субсчет 1 “Износ собственных основных средств”

 

 

1.6 Инвентаризация  основных средств.

 

До начала инвентаризации рекомендуется проверить: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и др. регистров аналитического учета, а также технических паспортов или др. технической документации;

наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и др. недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и др. объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указанны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о производственных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, а описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения  организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины;  отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.) инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Выявленные излишки основных средств приходуют по дебету счета 01 с кредита счета 80.

При недостаче и порче объектов основных средств их первоначальную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа – с кредита сета 47 в дебет счета 02 “Износ основных средств”. Остаточную стоимость основных средств списывают кредита счета 47  в дебет счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 84 в дебет счета 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”. Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 84 и кредиту счета 83 “Доходы будущих периодов”. По мере погашения задолженности виновником ее соответствующую часть списывают со счета 83 в кредит счета 80 “Прибыли и убытки”.

Информация о работе Учет основных средств и нематериальных активов