Учет основных средств и нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного документального оформления всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет должен: формировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении; предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности организаций; обеспечивать необходимой информацией пользователей. Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. Одной из таких задач – учет основных средств.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………….3-5
Глава 1.
Учет основных средств
1.1 Задачи, классификация и оценка основных средств………………………..5-10
1.2 Учет наличия и движения основных средств……………………………....10-16
1.3 Учет износа основных средств………………………………………………..16-25
1.4 Учет ремонта основных средств…………………………………………….25-30
1.5 Особенности учета арендованных основных средств…………………..30-39
1.6 Инвентаризация основных средств. ……………………………………...39-42
1.7 Налог по хозяйственным операциям движения основных средств…...42-46
Глава 2.
Учет нематериальных активов.
2.1 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов………….46-51
2.2 Учет поступления и создания нематериальных активов……………….51-54
2.3 Учет амортизации нематериальных активов…………………………….54-56
2.4 Учет выбытия нематериальных активов…………………………………56-58
Заключение……………………………………………………………………………59-60
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

 

1.2 Учет наличия  и движения основных средств.

 

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приёмки комиссия составляет в одном экземпляре акт приёмки-передачи основных средств (форма №OС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта основных средств.

После оформления акт приёмки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту.

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передачи основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах – для сдающей и принимающей основные средства организации.

Приёмку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта оформляют актом приёмки-передачи отремонтированных объектов (форма№OС-3). В акте указывают изменения в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванные реконструкцией или модернизацией. Акт подписывают работник цеха, уполномоченный на приёмку основных средств, и представитель цеха, проводящего реконструкцию, и сдают его в бухгалтерию предприятия, которое производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учёту основных средств. Если ремонт осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма №OС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха-сдатчика. Первый экземпляр передаёт в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остаётся у сдатчика для отметке о выбытии объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о ликвидации основных средств (форма №OС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом о ликвидации автотранспортных средств (форма №OС-4а).

В актах о ликвидации основных средств указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации объекта, результат их ликвидации.

Аналитический учёт основных средств. Основным регистром аналитического учёта основных средств являются инвентарные карточки, содержание и форма которых зависит от вида основных средств.

Здания и сооружения учитываются на инвентарных карточках формы №OС-6, машины, оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь – форма №OС-7; животные и многолетние насаждения – в форме №OС-8. Указанные инвентарные карточки различаются в основном содержанием оборотной стороны, предназначенной для краткой индивидуальной характеристики объекта. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приёмке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат, сумму износа на дату приёмки или переоценки объекта. Впоследствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.

Инвентарные карточки формы №OС-6,OС-7 и OC-8 составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Учёт однотипных предметов может осуществляться в инвентарных карточках группового учёта основных средств (форма №OС-9) с указанием в ней отдельных инвентарных номеров по каждому объекту.

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений, по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению затрат с пометкой “Для начисления износа” в соответствии с утверждённым распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между пользователями.

В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учёт может быть организован в инвентарной книге учёта основных средств (форма №OС-11). Записи в книге производят по классификационным группам основных средств и по местам их нахождения.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов, которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.

С целью контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учёту основных средств (форма №OС-10) с указанием их номера карточки, инвентарного номера объекта и его назначения. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют.

По месту нахождения основных средств для контроля за их сохранностью ведут инвентарные списки основных средств (форма №OС-13). В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии – дату и номер документа, и причину выбытия.

На арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учёта поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют его инвентарную картотеку, построенную с учётом классификационных групп по видам основных средств.

На основании инвентарной картотеке на каждую классификационную группу основных средств открывают карточку учёта движения основных средств (форма №OС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.

Синтетический учёт наличия и движения основных средств. Синтетический учёт наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности осуществляется на следующих счетах:

01 “основные средства”

02 “износ основных средств”

47 “реализация и прочее выбытие  основных средств”

Приходование основных средств, внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал, оформляется следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счёта 01 “основные средства”, кредит счёта 75 “Расчёты с учредителями”.

Основные средства, приобретённые за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражают по дебету счёта 01  “основные средства” и кредиту счёта 08 “капитальные вложения”.

Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа, отражают по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 87 “Добавочный капитал” и счета 88 “Нераспределенная прибыль”.

Учет операций по выбытию основных средств на операционном активно-пассивном счете 47 “Реализация и прочие выбытие основных средств”.

Схема записей на счете 47“Реализация и прочее выбытие”.

Дебет

Кредит

Первоначальная стоимость выбывших основных средств.

Расходы, связанные с выбытием основных средств.

 

НДС по реализуемым основных средств.

Прибыль от выбытия основных средств.

Сумма износа по выбывшим основным средствам.

Выручка от реализации основных средств и стоимость полученных от ликвидации основных средств материалов.

 

Убыток от выбытия основных средств.


К счету 47 целесообразно открыть 4 субсчета для учета выбытия основных средств по причинам выбытия:

1 “Реализация основных средств”;

2 “Ликвидация основных средств”;

3 “Безвозмездная передача основных  средств”;

4 “передача основных средств  в уставной капитал других  организаций”.

При реализации основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счетов 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” или 76 “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами” и кредиту счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств. Одновременно первоначальную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа по реализованным основным средствам – в дебет счета 02 “Износ основных средств” и кредит счета 47. В дебет счета 47 списывают также налог на добавленную стоимость основных средств и расходы по реализации основных средств с кредита счетов 43 “Коммерческие расходы”, 23 “Вспомогательные производства” и др.

Списание основных средств оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”;

Кредит 01 “основные средства”.

( на первоначальную стоимость  основных средств)

Дебет счета 02 “Износ основных средств”;

Кредит 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”.

(на сумму износа основных  средств)

Дебет счета 10 “материалы”;

Дебет счета 12 “МБП”

Дебет других счетов

Кредит 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”.

(на стоимость поступивших в  результате ликвидации основных  средств)

Дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”.

Кредит 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”.

Кредит 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” (на расходы по ликвидации основных средств)

При безвозмездной передачи основных средств их первоначальную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа – с кредита 47 в дебет 02. Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 47 с кредита соответствующих счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают на счет 87 “Добавочный капитал” и 88 “Нераспределенная прибыль”.

  Основные средства, переданные  в счет вклада в уставной капитал других организаций, отражают по стоимости, определяемой по соглашению сторон, по дебету счета 06 “Долгосрочные финансовые вложения” и кредиту счета 47. Первоначальную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа по переданным основных средств – с кредита счета 47 в дебет 02. Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 47 с кредита соответствующих счетов.

При окончании отчетного периода определяют разность между дебетовым и кредитовым оборотами по каждому субсчету счета 47 и списывают ее на счет 80 “Прибыль и убытки”. Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 80 и кредиту счета 47, а превышение кредитового оборота над дебетовым – по дебету счета 47 и кредиту счета 80.

По безвозмездно выбывшим основным средствам финансовый результат, как уже отмечалось, списывают на счета 87 или 88 в зависимости от назначения основных средств.

Выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 с кредита счета 80 с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

 

1.3 Учет износа основных  средств.

        Амортизация представляет собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет собственных источников организации. Амортизация основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

       Норма амортизации - доля (в процентах) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников.

 

 

В настоящее время начисление амортизации по объектам основных средств производится одним из следующих способов:

линейный способ начисления амортизации;

нелинейный способ начисления амортизации;

метод (способ) уменьшаемого остатка;

производительный способ начисления амортизации.

         Износ основных средств, подлежащих отражению в учете, определяется ежемесячно исходя из установленных норм амортизационных отчислений на их полное восстановление.

    В соответствии с Положением о порядке начисления амортизации по основным фондам в народном хозяйстве изменен состав средств, являющихся объектом для начисления амортизации. В частности, перечень основных фондов для начисления амортизации дополнен внутрихозяйственными дорогами, оборудованием и транспортными средствами, находящимися в запасе и числящимися на балансе основной деятельности действующих организаций.

Вместе с тем стоимостной передел средств труда за единицу, не относящихся к косвенным средствам труда и не являющихся объектами для начисления амортизации, увеличен до 50-кратного размера оплаты труда.

Начисление амортизации не производится во время реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию. На время реконструкции и технического перевооружения срок службу основных средств продлевается.

Информация о работе Учет основных средств и нематериальных активов