Учет операций на расчетном счету

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Для ведения производственно-хозяйственной деятельности каждое предприятие должно иметь в требуемых размерах внеоборотные и оборотные активы. В составе оборотных активов важное место занимают денежные средства. Денежные средства необходимы для приобретения различных запасов (сырья, материалов, топлива, запасных частей, товаров), для оплаты труда и всевозможных хозяйственных расходов, для платежей в бюджет и внебюджетные фонды, поставщикам и подрядчикам, банкам и прочим кредиторам.
Денежные средства предприятий могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банках на расчетных, валютных и специальных счетах.
Расчетный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с д

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 1.Характеристика движения операций на расчетных счетах………………….
1.1.Понятие учета денежных средств на расчетном счете предприятия……...
1.2.Нормативное регулирование учета и отчетности денежных средств на
расчетных счетах……………………………………………………………...
2.Учет операций на расчетных счетах…………………………………………...
2.1. Организация бухгалтерского учета…………………………………………
2.2. Безналичные формы расчетов………………………………………………
2.3. Документация по движению операций на расчетном счете………………
2.4. Синтетический учет операций на расчетном счете………………………..
2.5. Учет операций на специальных счетах в банках и прочих операций…….
2.6. Учет операций на валютных счетах………………………………………...
2.7. Отражение в отчетности движения денежных средств……………………
3.Совершенствование учета и формирование отчетности движения денежных средств…………………………………………………………………
3.1. Анализ учета и формирование отчетности движения денежных средств на предприятии……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Бухг. учет .doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     Главный бухгалтер предприятия обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, представление оперативной  информации, составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности.

     Документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, а также выполнения расчетных, кредитных и других обязательств, не подписанные главным бухгалтером или начальниками отдела БУ и М и отдела налогообложения и финансов, считаются недействительными и к исполнению не принимаются.  В случае разногласий между генеральным директором предприятия и главным бухгалтером по осуществлению отдельных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению по письменному распоряжению генерального директора, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций. [12]

    Бухгалтерская отчетность – это система показателей, которые отражают имущественное и финансовое положение предприятия или организации на определенную дату, а также финансовые результаты деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных финансовых документов: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений  к ним.

     Бухгалтерский баланс представляет  собой таблицу, в которой по  состоянию на определенную дату  характеризуется имущественное  и финансовое положение предприятия. 

     Баланс состоит из двух частей – актива и пассива. В активе отражается имущество (средства) предприятия, а в пассиве – капитальные и долговременные обязательства (источники средств). Все показатели баланса имеют денежную оценку.

     Между статьями актива и пассива  баланса существует тесная взаимосвязь.  Каждая статья актива баланса имеет свои источники финансирования. Источником финансирования долгосрочных активов является собственный капитал и долгосрочные заемные средства, в редких случаях формирование долгосрочных активов и краткосрочных кредитов банка. Оборотные активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. [3, с. 7-22] 

2.2. Безналичные  формы расчетов 

     Безналичные расчеты по товарным  и нетоварным операциям осуществляются  в разных формах, имеющих специфические особенности в механизме функционирования, обусловленные различием видов расчетных документов, характера документооборота, времени и способа платежа. Комбинации в содержании этих элементов обуславливают возможность дальнейшего их совершенствования, появления новых, более полно отвечающих нынешнему состоянию и перспективам развития российской экономики.

     Существуют следующие формы безналичных  расчетов:

  1. Расчеты платежными поручениями

     Платежное поручение представляет  собой указание владельца счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы своих денег на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем либо иногороднем учреждении банка. Поручение составляется на бланке, содержащем необходимые для проведения расчетов сведения о плательщике и получателе денег.

     В соответствии с условиями  основного договора платежные  поручения  могут использоваться  для предварительной оплаты товаров,  работ, услуг или осуществления  периодических платежей.

     Платежные поручения принимаются банком вне зависимости от наличия средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а так же если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку не оплаченных в срок документов и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. При поступлении денег возможна частичная оплата.

     Платежные поручения составляются по форме, содержание которой позволяет банку четко произвести перечисление денег.

     Платежи, осуществляемые с помощью  платежных поручений в зависимости  от соблюдения сроков оплаты, которые предусматриваются в  договорах, могут быть срочными, досрочными и отсроченными. [3, с. 323-325]  

  1. Чековая форма расчетов

     Чек – это ценная бумага  установленной формы, дающая право  на получение указанной в ней  суммы денег. 

     В организации безналичных расчетов  с помощью чеков участвуют  и выполняют операции четыре юридических или физических лица:

  • банк чекодателя – банк, который выдает своему клиенту бланки чеков и обеспечивает оплату выписанных, надлежаще оформленных чеков, предъявленных банком чекодержателя;
  • чекодатель – лицо, выписавшее чек в качестве документа, обеспечивающего  получение денег контрагентом в порядке оплаты за отпущенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
  • чекодержатель – лицо, имеющее оформленный чек, который дает ему право получить деньги от чекодателя;
  • банк чекодержателя – банк, задача которого состоит в том, чтобы оплатить предъявленный чекодержателем чек за счет средств, которые чекодержатель должен иметь в своем банке (банке чекодателя). [3, с. 328-330]  

     При поступлении товаров плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю плательщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

     Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 и дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов. [7, с. 357]  

  1. Расчеты по аккредитиву

     Аккредитив – письменное поручение  одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий.

     Аккредитивная форма расчетов  – наиболее сложная и дорогостоящая.  Банки взимают высокую комиссию  за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива: авизование, подтверждение, проверку документов, платеж. Достоинства ее для обеих сторон - в определенной гарантии: своевременности и полноты получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; получения заказной продукции в соответствии с предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его уполномоченный, осуществляющий предварительный контроль за соблюдением условий поставки товаров, их качеством. Она, однако, замедляет оборачиваемость средств и того, и другого, особенно покупателя, иммобилизующего средства на время действия аккредитива. В случаях, когда такая форма расчетов предусмотрена договором, поставщик также не может отгружать изготовленный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.  [5, с.399-401]    

  1. Расчеты по инкассо

     Инкассо – банковская расчетная  операция, при которой банк по  поручению своего клиента принимает  на себя обязательства получить  платеж по предоставленным клиентом  документам и зачислить средства на его счет в банке.

     Различают несколько видов инкассовых  операций.

     Простое (чистое) инкассо – операция, по которой банк обязуется  получить деньги с третьего  лица на основе платежного  требования, не сопровождаемого  коммерческими документами и выставленного клиентом через банк. Оно применяется при расчетах неторгового характера. 

     Документарное (коммерческое) инкассо  – операция в результате которой  банк должен предъявить третьему  лицу получение от своего клиента  документы, как правило товарораспределительные, и выдать их этому лицу только против платежа наличными или против акцепта. Применяются также инкассо с акцептом – выдача документов только против платежа, когда банк покупателя (инкассирующий банк) представляет покупателю переводной вексель поставщика для акцепта. Акцептованный вексель остается в этом банке вместе с документами до наступления срока платежа. По его наступлении документы выдаются после осуществления платежа.

     Расчеты в форме инкассо широко  распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. [5, с. 401-402]         

     В ЗАО «ТАТЕХ» в качестве безналичных форм расчетов используют платежные поручения. 

2.3. Документация  по движению операций на расчетном  счете 

     Расчетные счета открываются организациями, являющимся юридическими лицами и имеющими самостоятельный баланс и др.

     Порядок открытия расчетного  счета регламентирован инструкцией  ЦБ РФ, в соответствии с которой  каждой организации могут быть  открыты расчетные счета в одном или нескольких банках по ее выбору.

     Для открытия расчетного счета  организация представляет в банк  следующие документы:

  • заявление на открытие счета;
  • копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
  • копию решения о государственной регистрации, также заверенная нотариально или органом, регистрирующим организацию;
  • два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально. Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй – главному бухгалтеру и его заместителю; подписи фиксируются только в присутствии нотариуса;
  • справку о постановке на учет в налоговой инспекции и в других государственных органах.

     В этот же период подписывается  договор банковского счета и  по распоряжению управляющего банком организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Номера счетов различны в зависимости от принадлежности к форме собственности. Следует отметить, что организации, имеющие расчетные счета, могут открывать своим подразделениям, филиалам, магазинам, находящимся вне места расположения организации, текущие счета. Эти счета предназначены для осуществления филиалом операций, связанных с выдачей наличных денег, зачислением им средств с расчетного счета организации для выдачи заработной платы и командировочных расходов, перечислением во вклады граждан и удержанием из их заработной платы, а также средств для выполнения производственных задач.

     На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

     С расчетного счета производится  почти все платежи организации: оплата поставщикам за материалы, работы, услуги, погашение задолженности бюджету, внебюджетным фондам, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основе приказа организации – владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

     В особых случаях банк принудительно  списывает денежные средства  с расчетного счета по документам  других организаций. 

     При  расчетах между организациями, банками и государством применяется календарная система расчетов. Это значит, что все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производится в порядке календарной очередности, т.е. в порядке их поступления в банк, если остаток средств достаточен для всех платежей. В иных случаях существует очередность платежей.

     Прием и выдача денег или  безналичные перечисления производятся  банком на основе документов  специальной формы, утвержденной ЦБ РФ. Из них наиболее распространенным являются: объявление на взнос наличными, чек, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение и др.

     Объявление на взнос наличными  выписывается при взносе наличных  денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.

     Чек является приказом организации  банку о выдаче с расчетного  счета организации указанной  в нем суммы наличных денег.

     Безналичные перечисления, их порядок и формы расчетов оговорены Положением «О безналичных расчетах в РФ», утвержденным Банком России от 03.10.02 г. №2-П

     При этом допускается использование  при безналичных расчетах: платежных  поручений, аккредитивов, чеков,  платежных требований, инкассовых поручений.

     Формы расчетов между плательщиком  и получателем средств определяются  договором.

Информация о работе Учет операций на расчетном счету