Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 20:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей учета материально-производственных запасов на предприятии.
Задачи - изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве.
Средняя цена рассчитывается по формуле (1.1):
(2.1)
где Цср. – цена средняя;
Ц0 – цена остатка на начало рассматриваемого периода;
Ц1,…, Цп – цена партии с первой по п;
К0 – количество остатка на
начало рассматриваемого
К1,…, Кп – количество в партии с первой по п.
Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход — первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.Пример оценки расхода 100 единиц материалов по методом ФИФО представлен в таблице 2.2.
Применение
указанных методов оценки материальных
ресурсов ориентирует предприятие
на организацию аналитического учета
материалов по отдельным партиям (а
не только по видам материалов). Можно
оценить израсходованные
Р
= Он +П-Ок ,
где Р — стоимость израсходованных материалов;
Он – стоимость начального остатка материалов;
Ок — стоимость конечного остатка материалов;
П — поступление за месяц.
Показатели | Количество единиц, шт. | Цена за единицу, руб. | Сумма, руб. |
1
. Остаток материалов на
01 .03.2004 г. |
20 | 10 | 200 |
2. Поступили материалы: | |||
первая партия | 30 | 10 | 300 |
вторая партия | 20 | 12 | 240 |
третья партия | 40 | 15 | 600 |
3. Итого за месяц поступило: | 90 | X | 1140 |
4. Расходы материалов за месяц: | |||
первая партия | 50 | 10 | 500 |
вторая партия | 20 | 12 | 240 |
третья партия | 30 | 15 | 450 |
Итого за месяц: | 100 | X | 1190 |
5 Остаток материалов на 01.04.2004г. | 10 | 15 | 150 |
Наряду с определением твердой учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая партия, однородная группа и т.п. Единица учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль за их наличием и движением.
По
каждой группе материально-производственных
запасов в течение отчётного года применяется
один способ списания, но при этом по разным
видам материалов могут быть разные методы
списания. Порядок списания материалов
должен быть установлен в учётной политике
организации. То какой метод списания
будет определён зависит от экономического
отдела предприятия, а их выбор, в свою
очередь, зависит от многих внешних и внутренних
факторов, таких как время производственного
цикла, объём использования конкретного
вида материалов, время поставок, стоимость
материалов и др.
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами.
Формы
первичных учетных документов утверждаются:
а) Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике по согласованию
с Министерством финансов Российской
Федерации - унифицированные формы первичной
учетной документации;
б) соответствующими министерствами и
иными органами федеральной исполнительной
власти - отраслевые формы;
в) организациями - формы первичных документов
для оформления хозяйственных операций,
по которым не предусмотрены унифицированные
и отраслевые формы. При разработке и утверждении
указанных форм учитывается специфика
деятельности этих организаций.
Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете.
Может составляться отдельный список наименований и устанавливаться особые правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных и (или) дорогостоящих запасов (запасов особого учета). Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу и порядок контроля за их расходованием (использованием) устанавливаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера.
Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года.
Первичные
учетные документы могут
Программы
кодирования, идентификации и машинной
обработки данных документов на машинных
носителях должны обладать системой защиты
и храниться в организации в течение срока,
установленного для хранения соответствующих
первичных учетных документов.
В соответствии с Методическими указаниями
и ПБУ 5/01, материалы могут поступать следующим
образом:
приобретение за плату;
изготовление силами организации;
внесение в качестве вклада в уставный капитал;
безвозмездное получение;
поступление в результате товарообменной операции.
Методические указания подробно регламентируют документооборот, образующийся при поступлении материалов (особенно, при поступлении материалов, приобретенных за плату). В частности, установлено следующее: в соответствии с пунктом 44 основанием для осуществления расчетов при оплате материалов, поступивших по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам от поставщиков (грузоотправителей) являются следующие документы:
расчетные документы:
платежные требования;
платежные требования-поручения;
счета;
товарно-транспортные накладные
и т.п.
сопроводительные документы:
спецификации;
сертификаты;
качественные удостоверения
и т.п.
Нетрудно
убедиться, что формы перечисленных
документов не являются унифицированными
формами по учету МПЗ и не утверждены
в установленном порядке
Обычно рекомендуется следующая схема документооборота и действий, выполняемых должностными лицами организации (не только бухгалтерии, обязанности которой определены особо) при поступлении тех или иных документов:
зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов (форма журнала учета поступающих грузов утверждена постановлением Госкомстата РФ от 9 августа 1999 года №66 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету продукции, товаро-материальных ценностей в местах хранения»).
Записи в журнал делаются уполномоченными работниками по мере поступления запасов на основании сопроводительных товаро-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке;
проверить соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренных договором. Выполнение данной функции целесообразно проводить в два этапа. Во-первых, проводить проверку непосредственно при поступлении грузов. Для этого комиссия, принимающая грузы, должна располагать необходимой информацией. Во-вторых, осуществлять последующий контроль при обработке расчетных и сопроводительных документов в бухгалтерии (при наличии службы снабжения нелишним будет проведение подобной проверки и в подобном подразделении). Разумеется, работники бухгалтерии также должны располагать копиями договоров и приложений к ним, в которых имеются необходимые данные;
проверить правильность расчетов в расчетных документах. Проверку расчетов (прежде всего, арифметическую) также уместно проводить и при приемке, и при обработке документов – то есть в местах поступления или хранения материалов и в бухгалтерии;
акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично, или мотивированно отказаться от акцепта (оплаты). Право проставления акцепта или оформления отказа от него может быть установлено распорядительными документами организации или приложением к учетной политике. В крупных организациях это право может быть предоставлено представителям отдела снабжения, в небольших – бухгалтерии. В любом случае окончательное решение об оплате должны принимать руководитель организации и главный бухгалтер, как лица, непосредственно несущие полную ответственность за деятельность организации. Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность привлечения к полной материальной ответственности и иных должностных лиц организации. Однако для того, чтобы это стало правомерным и осуществимым необходимо, как минимум, пересмотреть условия коллективного договора между администрацией и работниками организации (статья 243 ТК РФ);
Информация о работе Учет материально-производственных запасов