Учет и управление денежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Возможны расчеты векселями — долговыми обязательствами установленной гражданским законодательством формы, которые имеют особую форму учета.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

Оглавление

Введение
ГЛАВА I Учет денежных средств
1.1. Учет кассовых операций
1.2. Учет средств на расчетном, текущем и других счетах
1.3. Расчеты платежными поручениями
1.4. Расчеты аккредитивами
1.5. Расчеты чеками
1.6. Расчеты по инкассо
1.7. Расчеты платежными требованиями — поручениями
ГЛАВА I I. Содержание и методика управления денежными средствами предприятия
2.1. Цели и организация управления денежными потоками предприятия
2.2. Модели и приемы целевого регулирования денежных потоков
ГЛАВА III Анализ движения денежных средств
3.1. Состав и анализ притоков и оттоков денежных средств по направлению деятельности, анализ взаимодействия денежных потоков
3.2. Прогнозирование и оптимизация денежной наличности
3.3. Определение оптимального уровня денежных средств
ГЛАВА IV. Совершенствование управления денежными средствами предприятий
4.1. Элементы денежных потоков
4.2. Способы оценки денежных потоков
ГЛАВА V Анализ учета и управления денежными средствами в ООО _______________
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Учет и управление денежными средствами.docx

— 193.54 Кб (Скачать)

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или  другом заменяющем его документе, в  оправдание остатка наличных денег  в кассе не принимается. Эта сумма  считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются  излишком кассы и зачисляются  в доход предприятия.

Кассовая книга (в рублях)

На каждом предприятии  в сроки, установленные руководителем  предприятия, но не реже одного раза в  месяц, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия  кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой  других ценностей, находящихся в  кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными  учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении  ревизией недостачи или излишка  ценностей в кассе в акте указывается  их сумма и обстоятельства возникновения.

В настоящее время Центральный  банк Указанием от 14.11.2001г. №1050-У  «Об установлении предельного размера  расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установил в  Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами в сумме 60 тысяч рублей.

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими  предпринимательской деятельности, могут производиться наличными  деньгами (статья 140) Гражданского кодекса  РФ без ограничения суммы или  в безналичном порядке.

На территории Российской Федерации в обязательном порядке  всеми организациями и индивидуальными  предпринимателями при осуществлении  ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг  в соответствии с Федеральным  Законом от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт» используется контрольно-кассовая техника.

Если организации в  силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения  не имеют возможности применять  контрольно-кассовые машины, то в качестве документов строгой отчетности при  расчетах с населением могут использоваться формы бланков документов, утвержденные Минфином России.

За нарушение требований Закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт»  применяются штрафные санкции на основании ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: к организациям: от 300-кратной до 400-кратной величины установленного размера минимальной  месячной оплаты труда в зависимости  от характера нарушения; к гражданам - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; к должностным лицам - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Учет кассовых операций ведется  на счете «Касса», который в соответствии с Рабочим планом счетов малого предприятия (см. «Организация бухгалтерского учета» — «Счета бухгалтерского учета») имеет  номер 50.

Счет 50 «Касса» является активным, то есть увеличивается по дебету. Его структура выглядит следующим  образом:

Например, операции, записанные во фрагменте кассовой книги, приведенном  выше, отражаются на счете «Касса»  следующим образом:

При ведении бухгалтерского учета используется метод, именуемый  двойной записью: сумма хозяйственной  операции записывается дважды — в  дебет одного счета и в кредит другого счета (счета-корреспондента).

Отражение хозяйственной  операции на счетах бухгалтерского учета  называется бухгалтерской проводкой.

Основные проводки, отражающие кассовые операции и операции с денежными  документами 

Номера счетов в таблице  приведены в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. (с изменениями от 7 мая 2003 г.).

Следует обратить внимание на то, что согласно нового плана счетов учет денежных документов ведется на счете 50 «Касса» субсчет 50-3 «Денежные документы». Счет 56 исключен.

Рассмотрим отражение  на счетах операции по начислению и  поступлению арендной платы. Допустим, поступил очередной платеж за аренду склада Вашего предприятия от индивидуального  предпринимателя в размере 12.000 рублей. Для отражения этой операции данная сумма по начислению записывается в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит корреспондирующего счета 90 «Продажи» либо 91 «Прочие доходы и расходы «, а поступившие денежные средства отражаются по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 76.

1.2. Учет средств на расчетном, текущем и других счетах

В соответствии с п.3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации безналичные  расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее  — банки), в которых открыты  соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено  используемой формой расчетов.

Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят  куплю-продажу сырья, материалов, готовой  продукции и т.п. Их учитывают  на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.

К нетоварным операциям относят  расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают  на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для открытия расчетного счета  организация должна представить  в учреждение выбранного ею банка  следующие документы:

  • заявление на открытие счета установленного образца;
  • нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
  • справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
  • копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
  • карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.

В случае отсутствия в организации  должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с Положением ЦБР  от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных  расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г.) (далее  Положение 2-П).

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с  учетом особенностей форм и порядка  осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93 (с изменениями 20/2003);

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН), код  причины постановки на учет (КПП);

д) наименование и местонахождение  банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер  корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение  банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер  корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном  документе отдельной строкой (в  противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа  применительно к отдельным видам  расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных  случаях).

Расчетные документы принимаются  банком к исполнению при наличии  подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными  этим юридическим лицом.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без  образования юридического лица, принимаются  к исполнению при наличии на них  одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска  печати.

Пунктом 1.2. Положения 2-П  допускается использование при  безналичных расчетах:

  • платежных поручений;
  • чеков;
  • аккредитивов;
  • инкассовые поручения;
  • платежные требования.

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках  документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

1.3. Расчеты платежными поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему его  банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму  на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное  поручение исполняется банком в  срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского  счета.

Платежными поручениями  могут производиться:

а) перечисления денежных средств  за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней;

в) перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления по распоряжениям  физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

д) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Также, платежные поручения  могут использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей.

Платежные поручения принимаются  банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

1.4. Расчеты аккредитивами

Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее — банк — эмитент) по поручению  плательщика, произвести платежи в  пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих  условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее  — исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться  следующие виды аккредитивов:

— покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

— отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк — эмитент перечисляет  за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк — эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка — эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или  отменен банком — эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств  и без каких-либо обязательств банка  — эмитента перед получателем  средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе  банка — эмитента исполняющий  банк может подтвердить безотзывный  аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения  по безотзывному подтвержденному аккредитиву  определяется по соглашению между банками.

Информация о работе Учет и управление денежными средствами