Учет и управление денежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Возможны расчеты векселями — долговыми обязательствами установленной гражданским законодательством формы, которые имеют особую форму учета.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

Оглавление

Введение
ГЛАВА I Учет денежных средств
1.1. Учет кассовых операций
1.2. Учет средств на расчетном, текущем и других счетах
1.3. Расчеты платежными поручениями
1.4. Расчеты аккредитивами
1.5. Расчеты чеками
1.6. Расчеты по инкассо
1.7. Расчеты платежными требованиями — поручениями
ГЛАВА I I. Содержание и методика управления денежными средствами предприятия
2.1. Цели и организация управления денежными потоками предприятия
2.2. Модели и приемы целевого регулирования денежных потоков
ГЛАВА III Анализ движения денежных средств
3.1. Состав и анализ притоков и оттоков денежных средств по направлению деятельности, анализ взаимодействия денежных потоков
3.2. Прогнозирование и оптимизация денежной наличности
3.3. Определение оптимального уровня денежных средств
ГЛАВА IV. Совершенствование управления денежными средствами предприятий
4.1. Элементы денежных потоков
4.2. Способы оценки денежных потоков
ГЛАВА V Анализ учета и управления денежными средствами в ООО _______________
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Учет и управление денежными средствами.docx

— 193.54 Кб (Скачать)

Учет и управление денежными средствами

Содержание:

Введение

ГЛАВА I Учет денежных средств

1.1. Учет кассовых операций

1.2. Учет средств на расчетном, текущем и других счетах

1.3. Расчеты платежными поручениями

1.4. Расчеты аккредитивами

1.5. Расчеты чеками

1.6. Расчеты по инкассо

1.7. Расчеты платежными требованиями — поручениями

ГЛАВА I I. Содержание и методика управления денежными средствами предприятия

2.1. Цели и организация управления денежными потоками предприятия

2.2. Модели и приемы целевого регулирования денежных потоков

ГЛАВА III Анализ движения денежных средств

3.1. Состав и анализ притоков и оттоков денежных средств по направлению деятельности, анализ взаимодействия денежных потоков

3.2. Прогнозирование и оптимизация денежной наличности

3.3. Определение оптимального уровня денежных средств

ГЛАВА IV. Совершенствование управления денежными средствами предприятий

4.1. Элементы денежных потоков

4.2. Способы оценки денежных потоков

ГЛАВА V Анализ учета и управления денежными средствами в ООО _______________

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Хозяйственные связи  — необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность  процесса производства и своевременность  отгрузки и реализации продукции, Оформляются  и закрепляются хозяйственные связи  договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком  товарно-материальных ценностей, работ  или услуг, а другое — их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

С момента создания предприятия у него появляются денежные средства: вначале — перечисленные  на расчетный счет предприятия его  учредителями, затем — полученные от клиентов за проданные товары или  оказанные услуги.

Движение денежных средств  фирмы представляет собой непрерывный  процесс. Для каждого направления  использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В  широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный  капитал - чистые источники. Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт - это совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем продается либо за наличные, либо в кредит. Продажа  в кредит влечет за собой дебиторскую  задолженность, которая, в конечном счете, инкассируется, превращается в наличность. Если продажная цена продукции превышает все расходы (включая износ активов) за некоторый период, то за этот период будет получена прибыль; если нет - убыток. Объем денежных средств колеблется во времени в зависимости от производственного графика, объема продаж, инкассации дебиторской задолженности, капитальных расходов и финансирования. С другой стороны, запасы сырья, незавершенное производство, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность и подлежащий оплате коммерческий кредит колеблются в зависимости от реализации, производственного графика и политики в отношении основных дебиторов, запасов и задолженности по коммерческому кредиту.

Отчет о наличии и использовании  денежных средств - это метод, при  помощи которого мы изучаем чистое изменение объема средств между  двумя моментами. Эти моменты  соответствуют начальной и конечной датам финансового отчета, к какому бы периоду ни относилось исследование - кварталу, году или пятилетию. Отчет  об источниках и использовании денежных средств описывает скорее чистые, чем общие изменения в финансовом положении на разные даты. Общие  изменения - это все изменения, которые  происходят между двумя отчетными  датами, а чистые изменения определяются как результат общих изменений.

 В соответствии с п.1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации является рубль.

Согласно п. 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут  производиться также наличными  деньгами, если иное не установлено  законом.

Денежные средства организаций находятся в кассе  в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в  выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и  т. д.

Если  предприятие  осуществляет розничную торговлю или  оказывает услуги населению за наличный расчет, то оно будет иметь в  своем распоряжении наличные денежные средства в виде банкнот и монет, которые должны храниться в кассе  только в размере лимита, установленного обслуживающим банком, а далее инкассироваться (сдаваться на хранение в банк) через определенные промежутки времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Возможны расчеты  векселями — долговыми обязательствами  установленной гражданским законодательством  формы, которые имеют особую форму учета.

Основными задачами учета  денежных средств и расчетов являются:

- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

- своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.

Своевременная информация о временном высвобождении денежных средств даст нам возможность разместить их на депозите или инвестировать в акции, облигации наряду с другими ценными бумагами для получения дополнительного дохода.

Целью настоящей работы является исследование методики управления денежными  средствами предприятия с использованием анализа денежных потоков, а также  выработка путей по оптимизации  денежных средств предприятия и совершенствованию путей по их управлению.

ГЛАВА I Учет денежных средств

1.1. Учет кассовых операций

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе регламентируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40); (далее по тексту — Порядок ведения кассовых операций).

Для осуществления расчетов наличными деньгами (выдачи заработной платы, денег на командировочные  расходы и т.п.) предприятие должно иметь кассу.

Помещение кассы должно быть специально оборудовано для обеспечения  сохранности денежных средств.

Кассовые операции выполняет  отдельный работник предприятия  — кассир.

После издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира  на работу руководитель предприятия  обязан под расписку ознакомить его  с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего с кассиром заключается договор  о полной материальной ответственности.

Кассир в соответствии с действующим законодательством  о материальной ответственности  рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность  всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

При небольшом объеме движения денежных средств в кассе обязанности кассира целесообразно возложить на одного из работников в порядке совмещения.

Предприятие может иметь  наличные деньги в кассе в пределах, устанавливаемых банком, обслуживающим  это предприятие по согласованию с его руководителем в соответствии с банковскими правилами.

Наличные деньги в размерах, превышающих, установленные банком пределы могут храниться только в период выплаты заработной платы, но не дольше трех дней.

Кассовые операции проводятся в следующем порядке:

  1. оформление первичных документов по приходу и расходу;
  2. регистрация первичных документов в журнале регистрации;
  3. записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах), ежедневное подведение остатка по кассовой книге;
  4. сдача в бухгалтерию (бухгалтеру) отчета кассира (2-й экземпляр кассовой книги) с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Прием наличных денег в  кассу производится по приходным  кассовым ордерам, выдача наличных денег  — по расходным кассовым ордерам  или по другим документам, оформленным  надлежащим образом. Такими документами  могут быть платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета  и т.п. Сдача наличных денег в  банк происходит по объявлениям на взнос наличными.

Приходные ордера подписывает  главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а расходные ордера — руководитель организации и  главный бухгалтер или лица ими  уполномоченные. В тех случаях, когда  на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные  кассовые ордера и заменяющие их документы  должны быть заполнены четко и  ясно чернилами или шариковыми ручками  или выписаны на пишущей (вычислительной) машине. Подчистки, помарки или исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег  по кассовым ордерам могут производиться  только в день их составления.

Оплата труда, выплата  пособий по социальному страхованию  и стипендий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового  ордера на каждого получателя.

На титульном (заглавном) листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями  руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это  уполномоченных.

В аналогичном порядке  могут оформляться и разовые  выдачи денег на оплату труда (при  уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.

Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам  производятся, как правило, по расходным  кассовым ордерам.

Приходные и расходные  кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу  регистрируются бухгалтерией в журнале  регистрации приходных и расходных  кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

Регистрация приходных и  расходных кассовых документов может  осуществляться с применением средств  вычислительной техники. При этом в  машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают  в кассовой книге.

Каждое предприятие ведет  только одну кассовую книгу, которая  должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или  мастичной печатью.

Записи в кассовой книге  ведутся в 2-х экземплярах через  копировальную бумагу чернилами  или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и неоговоренные  исправления в кассовой книге  не допускаются. Сделанные исправления  заверяются подписями кассира, а  также главного бухгалтера предприятия  или лица, его заменяющего.

Записи в кассовую книгу  производятся кассиром сразу же после  получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему  его документу. Ежедневно в конце  рабочего дня, кассир подсчитывает итоги  операций за день, выводит остаток  денег в кассе на следующее  число и передает в бухгалтерию  в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в  кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами  под расписку в кассовой книге.

На предприятиях при условии  обеспечения полной сохранности  кассовых документов кассовая книга  может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы  формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год — общее количество листов кассовой книги за год.

Кассир после получения  машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

В целях обеспечения сохранности  и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.

Информация о работе Учет и управление денежными средствами