Учет и реализация готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Реализация готовой продукции - конечная цель деятельности производственного предприятия, заключительный этап кругооборота его средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования и эффективность производства.
В процессе реализации определяется потребность в данном виде продукции на рынке, уровень спроса, а выявляется конкурентоспособность, а также разрабатываются способы улучшения качества и дальнейшего развития.
Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и реализацией готовой продукции и распределяет созданный в процессе производства доход, часть которого перечисляется в государственный бюджет, а другую часть предприятие получает в виде чистой прибыли.
Объём реализованной продукции это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия, который крайне важен для исчисления налоговой базы целого ряда налогов, а также для установления размеров нормируемых статей затрат расходов на рекламу, представительских расходов.
Реализация отражает экономические связи между предприятием и государством и другими предприятиями и организациями.
Для производственного предприятия, выручка от реализованной продукции является главным источником средств для бесперебойной работы, что требует систематического контроля над выпуском, отгрузкой и реализацией готовой продукции, связанными с эти издержками и полученным финансовым результатом.
Таким образом, для эффективной деятельности предприятия, крайне важно вести непрерывный учёт готовой продукции, контролировать реализацию, а также иметь налаженную систему расчётов с покупателями, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Себестоимость - основная составляющая цены и, как следствие, прибыли предприятия, из которой мы и получаем заработную плату. Каждый работник, какую бы он не занимал должность, может и должен искать пути снижения себестоимости и повышения прибыли предприятия, организации.
Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.
Поэтому, важным считается ознакомиться с порядком формирования себестоимостью и принципами её формирования.
Цель работы: рассмотреть систему учета готовой продукции, а также основные методы учета затрат на производство, себестоимости продукции.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть учет готовой продукции;
- изучить оценку готовой продукции, ее номенклатуру;
- раскрыть учет выпуска готовой продукции, ее хранение на складах;
- изучить учет и распределение расходов на реализацию готовой продукции.
При написании данной работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету, нормативно-правовые акты Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1. ЗАДАЧИ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ……..…….........………. 5

2. ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ НОМЕНКЛАТУРА............10

3.УЧЕТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И, ЕЕ УЧЕТ НА СКЛАДАХ......................................................................................................21

4.ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЮ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКА И РЕАЛИЗАЦИЯ.....................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Учет и реализация готовой продукции.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Планово-экономический отдел. Разрабатывает плановую калькуляцию по изделиям, номенклатуру - ценник на материалы (совместно с бухгалтерией и отделом маркетинга), рассчитывает проценты косвенных затрат. При нем создается бюро сводных нормативов. Разрабатывает нормативные калькуляции по всем установленным статьям калькуляции; анализирует суммы и причины допущенных отклонений от норм и изменений норм; совместно с прочими отделами и службами организации составляет нормативные калькуляции на следующий отчетный месяц.

Отдел главного механика и инструментальный отдел. Разрабатывает нормы расхода топлива и энергии всех видов; нормативы расхода инструментов; коды причин изменений и отклонений от норм.

Бухгалтерия на основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм. Рассчитывает индексы отклонений и изменений норм, составляет отчетные калькуляции по изделиям. Участвует в составлении номенклатуры - ценника на материалы, в разработке нормативных калькуляций, а также анализирует себестоимость.

        Нормативный метод учета затрат на производство сопровождается использованием плановой, нормативной и отчетной калькуляциями.

При нормативном методе учета затрат на производство организации пользуются плановой, нормативной отчетной калькуляцией. Контроль  применения установленных в производстве норм осуществляется с помощью бухгалтерского учета, установленной документации по оформлению затрат по нормам, по вменениям и отклонениям от норм. Особенность нормативного метода учета затрат заключается возможности текущего и предварительного контроля за расхожи. Так, по одним документам производится отпуск материала, сырья, топлива, начисляется заработная плата по установленным нормам затрат (лимитно-заборные карты, маршрутные наряды; в них проставляются лимиты, нормы затрат материалов, нормированное время и расценки на оплату труда), другим документам - отпуск материалов и сырья со склада, отчисление заработной платы в случае превышения действующих норм. Эти документы до осуществления операций должность подписаны лицами, контролирующими процесс производства, его затраты (начальник подразделения, главный инженер) отклонения от норм отражают соблюдение технологии изготовления продукции, норм расхода сырья, материалов, затрат т.д.

    При повышении производительности сокращении времени на обработку деталей и на их сборку.

    Отрицательные отклонения - дополнительное использования сырья, материалов сверх установленных норм при раскрое работке, увеличение отходов, так как отсутствовали на склад материальные ценности необходимого профиля, увеличение заработной платы из-за отсутствия соответствующей наладки, при наличии технологических операций, не предусмотренных нормативами.

При наличии нормативных калькуляций, документы на отклонение от норм в текущем месяце и их изменения, бухгалтерия рассчитывает фактические затраты отчетного месяца.

Расчеты фактической себестоимости осуществляются:

Сф = Сн +- Он +- Ин,

где: Сф - фактическая себестоимость; Сн - нормативная себестоимость; Он - отклонения от норм (экономия или перерасход); Ин - изменения норм

( увеличение или уменьшение).

Пример. Нормативная себестоимость изделия - 3000 тенге, выпуск в месяц - 500 ед., затраты месяца составили: перерасход в сумме 30000 тенге экономию - в сумме 22500 тенге; незавершенное производство на начало месяца- 100 ед. с нормативной себестоимостью за 1 ед. 3050 тенге.

Определить фактическую себестоимость всего выпуска и единицы

продукции. Имеются следующие данные:

1.Нормативная себестоимость - 1500000 тенге (3000 тенге * 500 ед.).

2.Отклонения от норм: экономия - 22500 тенге, перерасход + 30000 тенге.

3.Изменения норм составляют + 5000 тенге, так как стоимость незавершенного производства по прежним нормам - 305000 тенге, (3050 тенге * 100 ед.), по новым нормам - 300 ООО тенге (3000 тенге * 100 ед.).

4.В результате фактическая себестоимость выпуска изделий составила: 1512500 тенге (1500000 + 30000 - 22500 + 5000).

Для расчета фактической себестоимости единицы продукции рассчитываются индексы отклонений от норм и изменений норм.

Индекс (%) ~ Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм .

100 -Нормативная себестоимость выпуска

Индекс экономии - (-) 1,5% (22500 тенге * 100/1500 ООО тенге) Индекс перерасхода - (+) 2% (30000 тенге * 100 /1500 ООО тенге) Индекс изменения - (+) 0,33% (5000 тенге * 100/1500000 тенге) Фактическая себестоимость единицы продукции составила 3025 тенге (3000 тенге + (2% от 3000 тенге) - (1,5% от 3000 тенге -(0,33% от 3000 тенге) = 3000 тенге + 60 тенге -4.

Таким образом, можно определить основные элементы нормативного метода учета затрат производства:

  • составление нормативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм на начало текущего месяца;
  • раздельный учет затрат производства по нормам и отклонениям от норм;

- учет изменений норм, составление отчетных калькуляций.

Нормативный метод учета обеспечивает возможность предварительного контроля производственных затрат и удовлетворяет все требования управленческого учета.

Нормативный метод соответствует применяемой за рубежом системе «стандарт-кост», состоящей из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и разработанных на их основе стандартных калькуляций.

Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля формирования фактической себестоимости и действенного управления процессом производства. 

 

3.УЧЕТ  ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И, ЕЕ УЧЕТ  НА СКЛАДАХ.

      Учет готовой продукции на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка учета товарно-материальных запасов (ТМЗ -5). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество запасов (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.

      Бухгалтер должен ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные, товаротранспортные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке учета ТМЗ.

На основе карточек учета ТМЗ материально ответственное лицо ежемесячно заполняет ведомость учета остатков готовой продукции в разрезе номенклатуры готовых изделий, единиц измерения, количества и передает ее в бухгалтерию. В бухгалтерии производится сверка показателей складского и бухгалтерского учета в суммовом выражении. Для оценки остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода (месяца), а также определения фактической себестоимости товаров отгруженных рассчитывают процент отклонений:

                                                ОГПф + ПГПф

                             О=


 ОГПу + ПГПу

 

где О — отношение  фактической себестоимости остатка  изделий на складе и поступления  в течение отчетного периода (месяца) к их стоимости по учетным ценам, % ; ОГПф — остаток готовой продукции  на складах в оценке по фактической себестоимости на начало отчетного периода (месяца); ПГПф — поступление готовой продукции из производства по фактической себестоимости в течение отчетного периода (месяца); ОГПу — остаток готовой продукции на складах в оценке по учетным ценам на начало отчетного периода (месяца); ПГПу — поступление готовой продукции из производства по учетным ценам в течение отчетного периода (месяца).

Фактическая себестоимость  остатков готовой продукции на складах  на конец отчетного периода (месяца) определяется путем умножения ее стоимости по учетным ценам на рассчитанный по вышеприведенной модели процент отклонений. Аналогично определяется фактическая себестоимость товаров отгруженных за отчетный период, когда количество товаров отгруженных в оценке по учетным ценам корректируется на этот же процент отклонений.

При значительных колебаниях рентабельности отдельных  видов изделий расчеты процента отклонений необходимо производить  по группам готовой продукции.

 

4.ДОКУМЕНТАЦИЯ  ПО ДВИЖЕНИЮ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ,  ЕЕ ОТГРУЗКА И РЕАЛИЗАЦИЯ

Отпуск готовой продукции, отгрузка оформляются приказом-накладной, сочетающей два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основе договора с покупателями с указанием наименования покупателя, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки.

Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «Отпущено».

Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором. Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товаротранспортной накладной и суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. По этому документу в карточках складского учета в графе «Расход» проставляется количество отгруженной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации передать в бухгалтерию организации для выписки счета типовой формы (или платежного поручения) и счета-фактуры на имя покупателя.

        В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции (работ, услуг) по договорам-поставщикам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализации при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации — одного из показателей ее деятельности.

В системе постановки бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет отгрузки и реализации готовой продукции, в задачи которого входят:

  • постоянный контроль за выпуском готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг) по объему, ассортименту и качеству;
  • полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
  • контроль за выполнением договорных обязательств по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг;
  • своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг); четкая организация расчетов с покупателями;
  • своевременное предъявление покупателям расчетно-платежных документов и контроль за их оплатой;
  • учет и контроль соблюдения сметы расходов на реализацию и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
  • своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет;
  • выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию, работы, услуги, оформленные соответствующими документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, а также передаче продукции для реализации на комиссионных и иных подобных началах.

Готовая продукция (работы, услуги) как правило, отгружается (выполняются) для покупателей в  соответствии с договорами (контрактами) поставки и планом отгрузки. В соответствии с договорами отдел сбыта организации дает складу готовой продукции приказ об отгрузке изделий покупателям. Местным покупателям продукция отпускается по доверенности, а иногородним (если они сами не получают продукцию на месте) — по приказу-накладной, в которой дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию.

Все документы  по отгруженной (отпущенной) готовой  продукции, выполненным работам  и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные  документы на имя покупателя (получателя). В частности, здесь оформляются счета-фактуры, платежные требования и платежные требования-поручения. С помощью этих документов доводится до сведения покупателя о факте отгрузки (отпуска) готовой продукции и требование ее оплаты.

Платежное требование-поручение  выписывается поставщиком в трех или четырех экземплярах и  состоит из двух частей. Первую часть  заполняет поставщик, в которой  указываются реквизиты плательщика  и получателя, местонахождение их банков, назначение платежа, общее наименование товара, работ, услуг, сумма к оплате, в т.ч. НДС, подписи руководителя и главного бухгалтера получателя денежных средств и печать. Два первых экземпляра платежного требования-поручения высылаются почтой покупателю, который после проверки подписывает и первый экземпляр сдает в обслуживающий его банк для перечисления денежных средств поставщику продукции. К платежному требованию-поручению прилагаются счета-фактуры, квитанции транспортных накладных и др. Копии платежных требований-поручений (счетов-фактур) остаются в организации и служат основанием для учета отгруженных товаров.

Кроме того, не позднее десяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик  должна представить организации-покупателю счет-фактуру по НДС.

При централизованной доставке продукции покупателям  в ее получении со склада расписываются  работники транспортно-экспедиционной службы. Указанная отправка продукции  оформляется товарно-транспортной накладной.

Продажа продукции  осуществляется в соответствии с  заключенными договорами или путем  свободной продажи через розничную  торговлю.

Информация о работе Учет и реализация готовой продукции