Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью работы – изучение системы «Директ-костинг».
Задачи работы:
1. раскрыть сущность метода учета затрат по системе «Директ-костинг»;
2. определение достоинств и недостатков метода «Директ-костинг».
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью (График 1). (6; с. 2)
Ее применение
позволяет управленческому
Большое значение имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно решать стратегические задачи управления предприятием. Например, определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема, рассчитывать критическую точку объема производства.
Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.(6; с. 4)
На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность предприятия, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.
В условиях рыночной экономики «директ-костинг» дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затрат на изготовление).
Система «директ-костинг» позволяет:
- определять формы зависимости затрат от объемов производства;
- получать
информацию о прибыльности или
убыточности хозяйственной
- рассчитывать критическую точку объема продаж;
- оптимизировать товарный ассортимент;
- прогнозировать
поведение затрат в
принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;
- проводить эффективную ценовую политику;
- решать тактические задачи управления предприятием. (8; с. 3)
Однако организация управленческого, производственного учета по системе директ-костинга связана и с рядом проблем, которые вытекают из его особенностей. (6; с. 4)
В случае использования в конкурентной борьбе демпинга — продажи товаров по заведомо заниженным ценам для достижения привилегированного положения на рынке по отдельным изделиям возникает опасность, что масса неделимых постоянных затрат не может быть покрыта маржинальным доходом, т.е. предприятие попадает в зону убытков.
Противники
системы «Директ-костинг» утверждают,
что в практической деятельности
возникают трудности при
Введение учета в разрезе только производственной себестоимости, т.е. по сокращенной номенклатуре статей, не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству. (1; с. 166)
Очевидно, что идеальных систем или методов не бывает. У каждой системы и у каждого метода – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача – понять эти особенности, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать их преимущества. (6; с. 4)
2. УЧЕТ И
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ УСЕЧЕННОЙ
2.1. Простой «директ-костинг»
Современный «Директ-костинг» имеет два варианта:
1. простой «Директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о переменных (оперативных) затратах;
2. развитой
«Директ-костинг» (верибл-костинг), при
котором в себестоимость
Первые систематические научные исследования проблемы определения цены в условиях рыночной экономики были предприняты оксфордской школой экономистов в 1935-1940 гг. Оксфордские экономисты изучили существующую практику и установили, что классичесикй маржинальный анализ не был известен в промышленности, а цену определяди исходя из полной себестоимости. (3; с. 35)
Но на свободном рынке цена товара определяется спросом и предложением, или “ценой равновесия”, то есть точкой, в которой пресекаются кривые спроса и предложения товара. Отсюда можно сделать вывод, что цену в рыночной экономике нельзя заранее расчитать.
К. де Бодт отмечает, что некоторые экономисты открыли роковую роль, которую играли распределение постоянных расходов между изделиями и разрыв между экономичесокй теорией и промыщленной практикой, к которому привело такое распределение. Как следствие, возникла новая концепция управленчкского учета, позволившая разделить затраты на постоянные и переменные. Это дало возможность преодолеть по крайней мере две проблемы: во-первых, устранить влияние изменения объемоы производства на себестоимость единицы продукции, а во-вторых – выбор продукта к производству определяется не разницей между ценой и полной себестоимостью, но той частью постоянных затрат, которую он возмещает.
Для решения подобных проблем и используют простой «директ - костинг», когда себестоимость продукции калькулируется только на основе переменных затрат. Сумму постоянных расходов относят на результат периода без распределения.
Техника «директ - костинга» приспособлена к определенным экономическим условиям: снижение темпов экономического развития и неполное использование факторов производства. В самом деле, в этой ситуации руководитель больше контролирует переменные затраты,чем постоянные. Действительно, постоянные затраты находятся на определенном, не очень высоком, уровне и будут возрастать лишь после расширения производства. Дистанция роста постоянных расходов длиннее, чем период экономического подъема, и анализ переменной себестоимости в период экономического кризиса больше соотсетствует экономической ситуации. (2; с. 70)
В управленческом учете используются два варианта простого «директ - костинга»: американская методика и французская методика.
Американская методика «директ - костинга» предусматривает следующие этапы определения чистого результата: объем реализации; минус переменная себестоимость проданных изделий; производственная маржа; минус переменные расходы по реализации; торговая маржа; минус постоянные расходы по производству, по реализации и рекламе, административные, исследовательские; результат-нетто.
Французская методика «директ - костинга» базируется на следующих принципах расчета результата: объем реализации; минус переменная себестоимость проданных изделий (производства и реализации); маржа с переменных затрат; минус постоянные (структурные) затраты периода; результат-нетто. (3; с. 35)
Сущность принятия управленческих решений на базе «директ - костинга» (роль данного метода в данном процессе) сводится к трем основным положениям:
- управленческий анализ и принятие решенийосновываются на показателе реализации. Вследствие этого объем деятельности предприятия, определенный по данному методу, измеряется в показателях реализации, а не производства;
- все постоянные затраты периода должны быть возмещены доходом от проданных изделий и только им;
- поскольку сумма постоянных
затрат возмещается за счет
реализации, готовые изделия и
незавершенное производство
Большинство экономистов отмечают две тенденции применения «директ - костинга»:
- постоянные расходы имеют тенденцию становиться переменными по мере
того, как объемы производства и реализации продукции увеличиваются а переменные расходы имеют тенденцию становится по мере того, как производство и реализация сокращаются;
- практическое применение
рассматриваемого метода тесно
преплетается с применением
Простой «директ-костинг» базируется на следующих принципах:
- затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;
- себестоимость произведенных
и реализованных изделий
только на основе распределения переменных (операционных) затрат;
- сравнение полученной таким образом переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменных затрат;
- возмещение постоянных
затрат за счет различных марж
с переменной себестоимости
Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой «директ-костинг») определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек выручки от реализации по сравнению с переменными затратами:
маржа с переменной себестоимости = объем реализации – переменные затраты.
Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянныхзатрат, предприятие достигает «метрвой точки», или порога рентабельности, то есть финансовый результат равен нулю.
Сущность метода, широко известного в мировой практике под названием «директ-костинг», может быть продемонстрирована данными таблицы 1.
Таблица 1
Основные элементы определения результата по методу «директ- костинг»
(методу переменной себестоимости) (руб)
Показатели |
Реализованные за месяц изделия |
Итого | ||
И1 |
И2 |
И3 | ||
Объем реализации |
42 000 000 |
55 000 000 |
70 000 000 |
167 000 000 |
Переменные затраты |
23 100 000 |
39 600 000 |
46 900 000 |
109 600 000 |
Маржа с переменной себестоимости |
18 900 000 |
15 400 000 |
23 100 000 |
57 400 000 |
Уровень маржи с переменной себестоимости, % |
45 |
28 |
33 |
34,4 |
Постоянные затраты |
42 000 000 | |||
Результат - прибыль |
15 400 000 |
Основы данного метода – это:
- постоянная направленность учета на конечный результат, то есть определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному результату (прибыли или убытки);
- учет по изделиям
только переменных затрат и
определение переменной
- учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;
- определение маржи
по изделиям как базы процесса
оперативного управления
Если предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет измерить “вклад” каждого изделия в возмещение постоянных затрат и формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики дает возможность проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объема реализации, то есть критического объема реализации, или порога рентабельности различных товаров.
Информация о работе Учет и планирование затрат в системе «Директ-костинг»