Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоритических и практических аспектов организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности с точки зрения современных исследований.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить понятие центра ответственности и дать классификацию;
2) изучить формирование синтетического и аналитического учета затрат по центрам ответственности
Введение
1. Особенности метода организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности
1.1.Понятие и классификация центров ответственности.
1.2 Формирование синтетического и аналитического учета затрат по центрам ответственности.
1.3 Особенности учета и контроля в центрах затрат, продаж, прибыли и инвестиций.
2.Практическая часть.
Заключение
Список литературы 3
5
5
Содержание
|
Введение
Послевоенное развитие промышленности характеризовалось усложнением структуры производства, созданием крупных холдингов. Укрупнение предприятий привело к усложнению учета и контроля, существовавший ранее «котловой» метод формирования затрат не удовлетворял потребности в информации управленцев. Деление затрат на постоянные и переменные позволяло точно определить себестоимость продукции, но возникла необходимость контроля над расходами. Это привело к формированию в 60-ые годы 20 века Дж. Хиггинсом концепции центров ответственности, в соответствии с которой затраты рассматривались не только в рамках всего предприятия, но и дифференцировались по центрам ответственности с назначением ответственных лиц заключающейся в определении степени определенных лиц за результаты своей работы.
В настоящее время самой важной проблемой для всего человечества является экономия ограниченных ресурсов и сокращение расходов, для отдельного предприятия эту задачу поможет решить организация учета и контроля затрат на производство и продажу продукции по центрам ответственности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об исключительной актуальности рассматриваемой темы.
Объектом исследования курсовой работы является бухгалтерский управленческий учет
Предметом исследования стал учета и контроля издержек производства и продажи продукции по центрам ответственности.
Целью курсовой работы является изучение теоритических и практических аспектов организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности с точки зрения современных исследований.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить понятие центра ответственности и дать классификацию;
2) изучить формирование синтетического и аналитического учета затрат по центрам ответственности
3) проанализировать особенности учета в центре затрат, инвестиций, доходов и прибыли;
4) на примере ООО «ПромТоргСнаб» классифицировать затраты, с использованием метода «мини-макси» определить переменную и постоянную в составе смешанных затрат.
Теоретической основой написания настоящей курсовой работы являются нормативные документы по бухгалтерскому и налоговому учету в части определения издержек организации, учебные материалы (работы таких авторов, как Вахрушина М.А., Лысенко, Ивашкевича В.Б. и др.), периодические источники по исследуемой теме.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список литературы. Глава первая посвящена теоритическим основам учета и контроля издержек производства по центрам ответственности. Во второй главе решаются практические вопросы классификации и определения затрат исходя из представленных данных.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что тема курсовой работы является актуальной в настоящее время и занимает важное место в изучении вопросов бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности на современных предприятиях.
Глава 1 Особенности метода
организации учета и контроля издержек
производства и продаж продукции по центрам
ответственности
Ключевой термин в управленческом учете - центр ответственности. В научной литературе его определяют, как структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы, и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса1. Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений. Для каждого центра ответственности должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться. Выделение центров ответственности позволяло существенно повысить эффективность производственного учета, контроля и управления. С позиции управления деление предприятия на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:
§ центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия;
§ во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо - менеджер;
§ в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат;
§ необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности, менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;
§ для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности;
§ менеджеры центра ответственности должны принимать участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.
В свою очередь, под учетом по центрам ответственности принято понимать систему бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления.2 При данном методе учета затрат действует правило: каждую структурную единицу предприятия обременяют те, и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.
Цель учета по центрам
ответственности состоит в
Выделение центров ответственности предполагает наличие механизма распределения ответственности. Поэтому информация должна предоставляться по иерархическому принципу. Установление ответственности - понятие не ограничительное, а конструктивное. Оно позволяет делегировать полномочия, а это непременное условие эффективного управления любым значительным по масштабу предпринимательским делом без отказа от общего контроля со стороны высшего руководства.
Установление ответственности
за издержки является непростой задачей.
В системе внутреннего
В практике управленческого учета распространено также понятие «центр финансовой ответственности». Его определение идентично с понятием «центр ответственности», но несколько уже, так как связано со специальной сферой управленческого учета — бюджетированием.
Деление производственного предприятия на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации производственного процесса, методов переработки исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровня технической оснащенности и других факторов.
Решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структуры предприятия.
Производственная структура предприятия отражает виды производств, состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления производством.
Деление организации на центры
ответственности и их ранжирование
называют организационной структурой
предприятия, от построения которой
зависти система
Организационная структура предприятия официально выражается в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей предприятия.
На производственных предприятиях для успешного применения управленческого учета центры ответственности необходимо классифицировать, исходя из следующих признаков:
1) объема полномочий и ответственности;
2) функций, выполняемых центром ответственности.
Центры ответственности, исходя из объема полномочий и ответственности, подразделяются на центры затрат, продаж, прибыли и инвестиций.
Керимов приводит обобщенную
схему центров ответственности.
Рис. 1 Схема центров ответственности
Центры ответственности
Центры инвестиций
Центры прибыли
Центры продаж
Центры затрат
Высший менеджмент коммерческой организации
Менеджмент внутрифирменных бизнес - сегментов организации
Отдел маркетинга
цех
Экспедиция
участок
склад
бригада
магазин
отдел
В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой ответственности.
Центр затрат — это структурное подразделение предприятия (например, производственный участок, производственный цех, конструкторское бюро и др.), руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.
Центры затрат, в свою очередь, подразделяются на центры регулируемых и произвольных затрат.
Для центра регулируемых затрат
устанавливается оптимальное
Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности не существует. Руководство организации практически не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает ее как заданную величину. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, лаборатория химико-технического контроля и т. д.
Центр затрат может быть различных размеров: как достаточно большим (завод или администрация крупной фирмы), так и малым (рабочее место). Крупные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации центров затрат от предприятия к предприятию различна и зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закрепленных за центром ответственности. Как правило, чем больше размер центра затрат, тем выше степень ответственности. Иногда, напротив, требуется укрупнение центров ответственности, и тогда несколько рабочих мест можно объединить в цех (отдел), также представляющий собой центр затрат.
Формирование центров затрат следует осуществлять на основе изучения и анализа организационных и технологических особенностей предприятия. Как правило, центрами затрат представлены предприятия с централизованной организационной структурой управления.