Учет и контроль издержек на производство и продажу продукции по центрам ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоритических и практических аспектов организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности с точки зрения современных исследований.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить понятие центра ответственности и дать классификацию;
2) изучить формирование синтетического и аналитического учета затрат по центрам ответственности

Оглавление

Введение
1. Особенности метода организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности
1.1.Понятие и классификация центров ответственности.
1.2 Формирование синтетического и аналитического учета затрат по центрам ответственности.
1.3 Особенности учета и контроля в центрах затрат, продаж, прибыли и инвестиций.
2.Практическая часть.
Заключение
Список литературы 3
5
5

Файлы: 1 файл

КР по УУ я 4 курс .docx

— 109.01 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

1. Особенности  метода  организации учета и контроля  издержек производства и продаж  продукции по центрам ответственности 
1.1.Понятие и классификация центров ответственности.

1.2 Формирование синтетического  и аналитического учета затрат  по центрам ответственности.

1.3 Особенности учета и контроля в центрах затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

2.Практическая часть.   
Заключение

Список литературы

3

 

5

5


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Послевоенное развитие промышленности  характеризовалось усложнением структуры производства, созданием крупных холдингов. Укрупнение предприятий привело к усложнению учета и контроля, существовавший ранее «котловой» метод формирования затрат не удовлетворял потребности в информации управленцев. Деление затрат на постоянные и переменные позволяло точно определить себестоимость продукции, но возникла необходимость контроля над расходами. Это привело к формированию в 60-ые годы 20 века Дж. Хиггинсом концепции центров ответственности, в соответствии с которой затраты рассматривались не только в рамках всего предприятия, но и дифференцировались по центрам ответственности с назначением ответственных лиц заключающейся в определении степени определенных лиц за результаты своей работы.

 В настоящее время самой важной проблемой для всего человечества является экономия ограниченных ресурсов и сокращение расходов,  для отдельного предприятия эту задачу поможет решить  организация учета и контроля затрат на производство и продажу продукции по центрам ответственности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об исключительной актуальности рассматриваемой темы.

Объектом исследования курсовой работы является бухгалтерский управленческий учет

Предметом исследования стал учета и контроля издержек производства и продажи продукции по центрам ответственности.

 Целью курсовой работы является изучение теоритических и практических аспектов организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности с точки зрения современных исследований.

  Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) определить понятие  центра ответственности и дать классификацию;

2) изучить формирование синтетического  и аналитического учета затрат по центрам ответственности

3) проанализировать особенности учета в центре затрат, инвестиций, доходов и прибыли;

4) на примере ООО «ПромТоргСнаб» классифицировать затраты, с использованием метода «мини-макси» определить переменную и постоянную в составе смешанных затрат.

Теоретической основой написания настоящей курсовой работы являются нормативные документы по бухгалтерскому и налоговому учету в части определения издержек организации, учебные материалы (работы таких авторов, как Вахрушина М.А., Лысенко, Ивашкевича В.Б. и др.), периодические источники по исследуемой теме.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список литературы. Глава первая посвящена теоритическим основам  учета и контроля издержек производства по центрам ответственности. Во второй главе решаются практические вопросы классификации и определения затрат исходя из представленных данных.

Из выше изложенного можно  сделать вывод,  что тема курсовой работы является актуальной в настоящее  время и занимает важное место  в изучении вопросов бухгалтерского учета и анализа хозяйственной  деятельности на современных предприятиях.

 

 

 

Глава 1 Особенности метода организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности 

  1. Понятие и классификация центров ответственности

 

Ключевой термин  в  управленческом учете - центр ответственности. В научной литературе его определяют, как структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы, и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса1.  Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений.  Для каждого центра ответственности должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться. Выделение центров ответственности позволяло существенно повысить эффективность производственного учета, контроля и управления. С позиции управления деление предприятия на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:

§ центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия;

§ во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо - менеджер;

§ в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат;

§ необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности, менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;

§ для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности;

§ менеджеры центра ответственности должны принимать участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.

В свою очередь, под учетом по центрам ответственности принято понимать систему бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления.2 При данном методе учета затрат действует правило: каждую структурную единицу предприятия обременяют те, и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.

Цель учета по центрам  ответственности состоит в обобщении  данных об издержках обращения и  результатов деятельности по каждому  центру ответственности с тем, чтобы  возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо.

Выделение центров ответственности  предполагает наличие механизма  распределения ответственности. Поэтому  информация должна предоставляться  по иерархическому принципу. Установление ответственности - понятие не ограничительное, а конструктивное. Оно позволяет делегировать полномочия, а это непременное условие эффективного управления любым значительным по масштабу предпринимательским делом без отказа от общего контроля со стороны высшего руководства.

Установление ответственности  за издержки является непростой задачей. В системе внутреннего производственного  учета формируется, прежде всего, информация об издержках производства, которые  являются одним из основных объектов учета. Администрация сама решает, в  каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как  их увязать с центрами ответственности.

В практике управленческого  учета распространено также понятие  «центр финансовой ответственности». Его определение идентично с  понятием «центр ответственности», но несколько уже, так как связано  со специальной сферой управленческого  учета — бюджетированием.

Деление производственного  предприятия на центры ответственности  зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации производственного процесса, методов переработки исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровня технической оснащенности и других факторов.

Решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структуры предприятия.

Производственная структура  предприятия отражает виды производств, состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и  взаимосвязи на каждом уровне управления производством.

Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия, от построения которой  зависти система управленческого  учета предприятия.

Организационная структура  предприятия официально выражается в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность  отдельных видов деятельности предприятия  и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей предприятия.

На производственных предприятиях для успешного применения управленческого  учета центры ответственности необходимо классифицировать, исходя из следующих признаков:

1)  объема полномочий и ответственности;

2)  функций, выполняемых центром ответственности.

Центры ответственности, исходя из объема полномочий и ответственности, подразделяются на центры затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

Керимов приводит обобщенную схему центров ответственности.3

Рис. 1 Схема центров ответственности

Центры ответственности



 

 



 

Центры инвестиций


Центры прибыли


 

Центры продаж


Центры затрат




Высший менеджмент коммерческой организации


Менеджмент внутрифирменных  бизнес - сегментов организации


Отдел маркетинга


цех




Экспедиция


 

участок



 

склад


бригада



 

магазин


отдел



 

 

 

В основе этой классификации  лежит критерий финансовой ответственности  их руководителей, определяемый  широтой предоставленных им полномочий и полнотой ответственности.

Центр затрат — это структурное  подразделение предприятия (например, производственный участок, производственный цех, конструкторское бюро и др.), руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.

Центры затрат, в свою очередь, подразделяются на центры регулируемых и произвольных затрат.

Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение  между затратами и объемом  выпуска продукции. Например, у производственного цеха существуют нормы расхода материалов, нормативная трудоемкость единицы продукции и т. д., а суммарные затраты на материалы и оплату труда определяются путем умножения нормативных затрат на единицу продукции и на запланированный объем выпуска. Управление затратами таких центров осуществляется с помощью заранее составленных гибких бюджетов. Руководитель центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, и его деятельность оценивается путем сопоставления плановых (нормативных) и фактических затрат на единицу продукции.

Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности не существует. Руководство организации практически не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает ее как заданную величину. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, лаборатория химико-технического контроля и т. д.

Центр затрат может быть различных размеров: как достаточно большим (завод или администрация  крупной фирмы), так и малым (рабочее  место). Крупные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации центров затрат от предприятия к предприятию различна и зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закрепленных за центром ответственности. Как правило, чем больше размер центра затрат, тем выше степень ответственности. Иногда, напротив, требуется укрупнение центров ответственности, и тогда несколько рабочих мест можно объединить в цех (отдел), также представляющий собой центр затрат.

Формирование центров  затрат следует осуществлять на основе изучения и анализа организационных  и технологических особенностей предприятия. Как правило, центрами затрат представлены предприятия с  централизованной организационной  структурой управления.

Информация о работе Учет и контроль издержек на производство и продажу продукции по центрам ответственности