Учет и анализ лизинговых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств, тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретическая часть
1.2 особенности учета аренды и лизинга основных средств……………………4
1.3 учет и анализ основных средств в общей собственности………………….12
1.4 учет и анализ выбытия основных средств…………………………………..17
1.5 инвентаризация и переоценка основных средств………………………….22
1.6 учетная политика организации в части основных средств………………..27
Глава 2 Практическая часть……………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

курсовая по бух учету.docx

— 130.56 Кб (Скачать)

Таким образом, в соответствии с новым Планом счетов счет 98-2 “Безвозмездные поступления” используется для учета стоимости безвозмездно полученных активов до момента признания их в качестве доходов организации.

Стоимость безвозмездно полученных основных средств будет включаться в состав прибыли организации постепенно в течение срока эксплуатации.

 

1.4 учет и  анализ выбытия основных средств

 

Выбытие основных средств, т.е. списание его с бухгалтерского учета, может происходить в случае передачи права собственности на основное средство (продажи, безвозмездной передачи, передачи в виде вклада в уставный капитал), ликвидации основного средства ввиду морального и физического износа или в связи с чрезвычайными обстоятельствами (после аварии, стихийного бедствия). Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Доходы и расходы, возникающие в связи со списанием основного средства, подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Выручка от реализации основного средства оценивается в соответствии с условиями договора; расходы по выбытию - по сумме фактических расходов по реализации, демонтажу, разборке, утилизации; полученные в результате разборки основного средства материальные ценности - по рыночной цене их возможной реализации См. п.9 ПБУ 5/01..

Для отражения выбытия основных средств на счете 01 (и 03, если он используется) открывается отдельный субсчет, в дебет которого списывается первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства с “основного” субсчета счета 01, а в кредит относится начисленная амортизация в корреспонденции с дебетом счета 02.

Реализация основных средств не является объектом налогообложения налогом на пользователей автодорог, поскольку согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 №1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” налогом на пользователей автомобильных дорог облагаются выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, а реализация основных средств ни под одно из приведенных определений не подпадает (независимо от того, что реализуемое основное средство в налоговых целях следует относить к товарам в соответствии со ст.38.3 НК РФ).

В соответствии со ст.154.3 НК РФ при реализации основных средств, подлежащих учету по стоимости с учетом уплаченного при их приобретении НДС, налоговая база НДС определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС и акцизов) и остаточной стоимостью основного средства (с учетом переоценок). Данное требование может относиться либо к основным средствам, учтенным на балансе вместе с НДС до 01.02.2002г. по ранее действовавшим налоговым правилам, либо к основным средствам, которые при принятии их на учет в 2002 году предполагалось использовать для специфических операций, указанных в ст.146.2 НК РФ, не являющихся объектом обложения НДС, или для операций, освобожденных от НДС в соответствии со ст.149 НК РФ (см. комментарий в параграфе об оценке основных средств).

Операции по внесению основных средств в уставный капитал, передаче правопреемнику при реорганизации и некоторые другие не являются реализацией в целях обложения НДС в соответствии со ст.146.2 (39.3) НК РФ. При этом следует иметь в виду указание МНС РФ, данное в п.3.3.3 “Методических рекомендаций…”, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000г. (в ред. от 22.05.2001г.), о необходимости произвести частичную сторнировку налогового вычета по НДС, выполненного при постановке основного средства на учет, в части суммы, относящейся к недоамортизированной части передаваемого в уставный капитал основного средства.

Это указание нельзя признать четко обоснованным, поскольку такая корректировка ранее произведенных налоговых вычетов Налоговым Кодексом не предусмотрена. Если организация имеет возможность доказать факт использования соответствующих основных средств при осуществлении облагаемой НДС деятельности (с лишь последующей, заранее не запланированной их передачей в счет вклада в уставный капитал), то она, вероятно, сумеет доказать свою правоту в суде.

Относительно операций по внесению имущества в уставный капитал существуют особенности и в плане исчисления налога на прибыль: в соответствии со ст. 270.36 НК РФ убыток в виде разницы между оценкой имущества, в которой оно вносится в уставный капитал, и балансовой оценкой не учитывается при налогообложении прибыли. Принимающая же сторона, разумеется, не включает стоимость полученного в уставный капитал имущества в состав налогооблагаемых доходов в соответствии со ст.251.1.3 НК РФ.

Что же касается реализации основных средств (“амортизируемого имущества”), то в соответствии со ст.268 НК РФ убыток от реализации (т.е. разница между выручкой от реализации и суммой “налоговой” остаточной стоимости основных средств и осуществленных расходов по реализации) подлежит учету при налогообложении прибыли равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования.

При безвозмездной передаче основных средств у передающей стороны в плане расчета налога на прибыль не возникает ни “налоговых” доходов (в соответствии со ст.39.1 НК РФ безвозмездная передача является “реализацией” только в случаях, предусмотренных НК, а статья 249 НК РФ “Доходы от реализации” упоминания о включении в доходы от реализации какой-либо оценки безвозмездно переданного имущества не содержит), ни “налоговых” расходов (статьей 270.16 НК РФ исключены из “налоговых” расходов стоимость безвозмездно передаваемого имущества и расходы по такой передаче).

При этом у организации-получателя возникает необходимость учесть при налогообложении прибыли доход от безвозмездного получения основных средств в рыночной оценке (определяемой с учетом требований ст.40 НК РФ), которая, однако, не может быть меньше остаточной стоимости основных средств у передающей стороны. Поскольку информация о ценах должна быть обязательно подтверждена документально, то отсюда следует обязательность указания передающей стороной остаточной стоимости основных средств в документах на безвозмездную передачу.

На основные средства распространяются установленные ст.ст.251.1.15, 251.2, 251.1.11, 270.16 и 270.17 НК РФ общие правила учета (точнее, неучета) их при налогообложении прибыли в случае передачи/получения их в качестве целевого финансирования, целевых поступлений, а также внутри группы организаций, одна из которых владеет более чем 50% уставного капитала другой (с дополнительным условием последующей не-передачи полученного от такой организации основного средства третьим лицам в течение одного года).

Относительно порядка учета результатов ликвидации основных средств в гл. 25 Налогового Кодекса РФ существует неопределенность. В соответствии со статьей 265.1.9 НК РФ расходы на ликвидацию основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы включаются в “налоговые” внереализационные расходы.

В то же время гл. 25 не дает четких указаний о порядке учета при налогообложении недоамортизированной стоимости основных средств при их ликвидации. Равномерное списание на налоговые расходы убытка, установленное в ст.268, относится только к случаю реализации основных средств (да и расходы по выбытию там предлагается отражать иным образом, чем указано в ст.165.1.9).

Начисление амортизации после ликвидации основного средства противоречит ст.259.2 НК РФ, поскольку ликвидированное основное средство уже не входит в состав амортизируемого имущества, т.к. не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к амортизируемому имуществу статьей 256. Списываемая остаточная стоимость недоамортизированного основного средства не фигурирует и в составе убытков, учитываемых как внереализационные расходы, в статье 265.2. Поскольку списание остаточной стоимости основного средства при его ликвидации явно следует отнести именно к убыткам, а не к расходам, а перечень убытков, учитываемых при налогообложении, ограничен случаями, указанными в ст.265.2 НК РФ (см. ст.252.1; в ст.283 описан порядок переноса на будущее убытков, понесенных в целом за налоговый период, а не по конкретной операции), то приходится принять, что остаточная стоимость ликвидированного основного средства не должна учитываться при исчислении налога на прибыль ни в периоде ликвидации, ни позже Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных документов.- М.,2002..

Выбытие основных средств отражается с использованием специально создаваемого к счету 01 субсчета “Выбытие основных средств” либо без его использования. Делаются следующие проводки:

При выбытии основных средств в учете производятся следующие записи:

Дебет счета 01 “Основные средства” (субсчет “Выбытие основных средств”) Кредит счета 01 “Основные средства” -- списана стоимость выбывающего основного средства;

Дебет счета 02 “Амортизация основных средств” Кредит счета 01 “Основные средства” (субсчет “Выбытие основных средств”). -- списана сумма амортизации, накопленная за время использования основного средства;

Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы” (субсчет “Прочие расходы”) Кредит счета 01 “Основные средства” (субсчет “Выбытие основных средств”) -- отражена остаточная стоимость основного средства в составе прочих расходов;

Дебет счета 23 “Вспомогательные производства” Кредит счетов 60, 70, 69 -- отражены в составе расходов вспомогательных производств все затраты, связанные с выбытием основного средства (демонтаж оборудования, разборка зданий и сооружений и прочие);

Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы” (субсчет “Прочие расходы”) Кредит счета 23 “Вспомогательные производства” -- списаны затраты, связанные с выбытием объекта;

Дебет счета 10 “Материалы” Кредит счета 91 “Прочие доходы и расходы” (субсчет “Прочие доходы”) -- оприходованы материальные ценности, полученные в результате ликвидации основного средства;

Дебет счета 99 “Прибыли и убытки” Кредит счета 91 “Прочие доходы и расходы” (субсчет “Сальдо прочих доходов и расходов”) -- отражен финансовый результат (убыток).

Следует так же отметить, что убытки, возникшие в результате списания недоамортизированных основных средств, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

1.5 инвентаризация  и переоценка основных средств

 

Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.

По действующим положениям она может проводиться один раз в три года перед составлением годового отчета, но не ранее 1 ноября отчетного года. Инвентаризация библиотечных фондов и объектов недвижимости обычно осуществляется один раз в пять лет. В ходе инвентаризации устанавливается соответствие между учетными данными и фактическим наличием основных средств, определяется их комплектность, техническое состояние, степень использования по назначению. Одновременно уточняется балансовая оценка тех или иных объектов.

Для проведения этой работы приказом по организации создается инвентаризационная комиссия во главе с директором или его заместителем. До начала инвентаризации проверяется наличие и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов, документов на сданные и принятые в аренду объекты, подготавливается необходимая документация (бланки, формы актов, инвентарных описей и т.п.), уточняется перечень основных средств по местам нахождения. Члены комиссии в присутствии должностных лиц или материально ответственных лиц (начальников цехов, отделов, мастеров) осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам. Отдельно записываются выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления основные средства. Основные фонды, которые ко времени инвентаризации могут быть вне территории предприятия (транспортные средства, отбывающие в длительные рейсы, оборудование, подлежащее отправке в капитальный ремонт, и т.п.), инвентаризируют до их выбытия. Объекты, не числящиеся в учете, отражаются в описи по рыночной стоимости. Величину их изношенности комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от установленной по соответствующим ценникам стоимости. Одновременно выявляется, когда и по чьему распоряжению возведены или приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты.

Если в ходе инвентаризации выявлены не отраженные в учете капитальные работы, увеличивающие балансовую оценку основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. В акте указывают сумму дооценки или уменьшения балансовой стоимости объектов исходя из фактических затрат на производство капитальных работ или первоначальной стоимости ликвидированной части объекта. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учете.

Акты и инвентаризационные описи подписывают члены комиссии и материально ответственные лица.

Инвентаризационные ведомости (описи) представляются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие регистры по учету основных средств. В итоге составляют общую для организации сличительную ведомость результатов инвентаризации. В ней указываются порядковый номер описей, составленных по местам нахождения или эксплуатации основных средств, перечень выявленных неучтенных или недостающих объектов, их стоимость.

При выявлении недостачи или излишка основных средств к инвентаризационным описям прилагают объяснения материально ответственных лиц. На основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Излишки основных средств независимо от причин их образования приходуются по рыночным ценам.

Оприходование неучтенных основных средств отражается по дебету счета 01 Основные средства и кредиту счета 91 Прочие доходы и расходы. Недостача основных средств, выявленная при инвентаризации, если конкретные виновники недостачи не установлены, на счетах бухгалтерского учета отражается следующим образом;

• Д-т сч. 01 субсчет Выбытие основных средств

• К-т сч. 01 Основные средства - на первоначальную (балансовую) стоимость объекта.

• Д-т сч. 02 Амортизация основных средств

• К-т сч. 01 субсчет Выбытие основных средств - на сумму амортизации отсутствующих объектов основных средств.

• Д-т сч. 94 Недостачи и потери от порчи ценностей

• К-т сч. 01 субсчет Выбытие основных средств - на остаточную стоимость отсутствующих объектов.

• Д-т сч. 91 Прочие доходы и расходы

• К-т сч. 94 Недостачи и потери от порчи ценностей - на сумму понесенного ущерба от недостачи основных средств при отсутствии возможности взыскать его с виновных.

Информация о работе Учет и анализ лизинговых операций