Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических аспектов учета денежных средств и их движения в кассе и на различных счетах, ознакомиться с организацией учета денежных средств на примере предприятия ООО «Интер-Волга ».
Исходя из цели, были сформулированы задачи работы:
– изучить теоретические основы ведения и организации учета денежных средств;
– изучить процесс учета денежных средств на примере ООО «Интер-Волга»;
– определить типичные основные ошибки при учете денежных средств;
– сформулировать основные предложения и рекомендации по совершенствованию учета денежных средств на исследуемом предприятии.

Оглавление

Введение
1 Цели, задачи и нормативное регулирование учета денежных средств.
1.1 Цели и задачи учета денежных средств
1.2 Нормативное регулирование учета денежных средств
1.3 Сравнительная характеристика Российского учета денежных средств и МСФО.
2 Организация учета денежных средств в ООО «Интер-Волга»
2.1 Характеристика предприятия и его учетная политика.
2.2 Учет операций по денежным средствам
2.3 Документы, оформляемые организацией по учету денежных средств.
2.4 Отражение операций по учету денежных средств на счетах, в учетных
регистрах и отчетности.
2.5 Совершенствование учета денежных средств на предприятии
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 103.75 Кб (Скачать)

3-й уровень:  методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Они разрабатываются  Минфином РФ и различными ведомствами.

  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.
  • «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России

от 4 октября 1993 года № 18 (ред. от 26.02.96 № 247) применяется в полном объеме (3);

  • Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций по учету результатов инвентаризации (постановление Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (ред. от 03.05. 2000 № 36)).
  • Положение «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» (Указание ЦБ РФ от 14.11.01 № 1050-У).
  • Положение «О безналичных расчетах в РФ» (Положение ЦБ РФ от 12.04.01 № 2-Й, ред. от 03.03.03 N° 1256-У).
  • Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;
  • Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П. Применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании (5);
  • Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;
  • Указание Центробанка РФ от 14.11.01 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке;
  • "О введении новых форматов расчетных документов " Указание от 22.02.99 № 502-У - о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03.12.97 № 51-У;

4-й уровень:  рабочие документы по бухгалтерскому  учету самого предприятия,  утверждаются  руководителем, а формируются  бухгалтерскими, финансовыми и экономическими  службами организации. Названия  документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия  между собой, а также порядок  подготовки и утверждения руководство  организации определяет самостоятельно. Основными из них являются:

  • Учетная политика организации;
  • Утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • Регламент документооборота в организации;
  • Утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  • Утвержденные руководителем формы внутренней отчетности (см. 18).

 

Основанием  для отражения в бухгалтерском  учете движения наличных денежных средств, служат первичные документы.

 

Кассовые  операции оформляются типовыми межведомственными  формами первичной учетной документации, которые утверждены постановлением Госкомстатом России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Центральным  банком Российской Федерации и Министерством  финансов Российской Федерации.

Формы первичной  учетной документации по учету кассовых операций:

  • КО - 1 "Приходный кассовый ордер" - применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации;
  • КО - 2 "Расходный кассовый ордер" - применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации;
  • КО - 3 " Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов" - применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов ;
  • КО - 4 " Кассовая книга " - применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе;
  • КО - 5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств" - применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (см. 4).

 Первичные  документы оформляются согласно  Положению по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденным  приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34.

Документы заполняются  в одном экземпляре, четко и  ясно чернилами, шариковой ручкой или  на компьютере. Подчистки, помарки или  исправления в этих документах не допускаются. Печатью заверяются документы, для которых это предусмотрено законодательством (см. 4).

 

 

 

1.3 Учет операций по денежным средствам

1.3.1 Безналичные формы расчетов

Основной  частью денежного оборота является безналичный оборот, в котором  движение денег происходит в виде перечисления денег по счетам в кредитных  учреждениях. Безналичным путем  осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные  операции, получение и возврат  банковских кредитов, выплата денежных доходов населения (см. 19 стр. 816).

«Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, путем перечисления сумм со счета плательщика на счет получателя» (см. 20).

Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, является «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П (4).

С учетом конкретной операции рекомендуются следующие  формы расчетов:

  • платежными поручениями;
  • аккредитивами;
  • чеками;
  • платежными требованиями;
  • инкассовыми поручениями.

«Платежное поручение - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке» (12 стр. 700).

Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя.

При этом с  расчетного счета плательщика списываются  денежные средства, указанные в платежном  поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его  расчетный счет.

При получении  платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя.

Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. К срочным, относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т. е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами  расчетов:

· относительно простой и быстрый документооборот,

· ускорение  движения денежных средств,

· возможность  плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых Т и У.

· возможность  использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями  наиболее перспективной формой расчетов (см. 19 стр. 800).

 

Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на субсчете 55-1 «Аккредитивы» счета 55 «Специальные счета в банках».

«Аккредитив  - условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи» (19 стр. 810).

 

Банком могут  открываться следующие виды аккредитивов:

-Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

-Отзывные  и безотзывные.

Покрытый  аккредитив - банк-эмитент перечисляет  за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

 Дт 55-1 Кт 51 - депонированы средства на аккредитив 

 Дт 10 Кт 60 - получены товарно-материальные  ценности от поставщиков 

 Дт 60 Кт 55-1 - оплата поставщику аккредитивом

 Дт 51 Кт 55-1 - возвращены остатки неиспользованных  денежных средств аккредитива  на р/с

«Непокрытый аккредитив - банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него счета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву» (см. 19 стр. 820).

Кт 009 - принятие обязательств

 Дт 10 Кт 60 - получены от поставщиков товарно-материальных  ценности

 Дт 60 Кт 51 – оплата товарно-материальных  ценностей покупателем

Дт 009 - закрытие аккредитива

«Отзывной аккредитив - аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывный аккредитив - обеспечивает твердое  обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий» (см. 17 стр. 144).

Преимущество  такой формы расчетов - в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в  день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.

Расчеты чеками – удобная форма расчетов для получателей средств.

«Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодатель - лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель - лицо, в пользу которого выдан чек» (см. 17 стр. 145).

 

Расчеты чеками относятся к расчетным операциям  по специальным счетам в банке. Бухгалтерский  учет расчетов чеками осуществляется на субсчете 55-2 «чековая книжка» счета 55 «Специальные счета в банках».

Банк принимает  решение о выдаче чековой книжки:

Дт 55-2 Кт 51 - депонированы денежные средства для  расчетов чеками

Дт 10 Кт 60 - получены от поставщика товарно-материальные ценности, услуги и т. Д.

Дт 60 Кт 55-2 - оплачен чек поставщика

Если после  окончания действия чековой книжки на депозите остаются неизрасходованные  денежные средства, то они возвращаются на РС:

Дт 51 Кт 55-2 - возвращена сумма неизрасходованных  средств

Преимущество  этой формы расчетов заключается  в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени  с ее оплатой.

 

 

«Расчеты по инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа» (17 стр. 150). Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.

«Платёжное требование - расчётный документ, содержащий требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк» (17 стр. 151).

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и  без акцепта плательщика. Срок акцепта  определяется сторонами по основному  договору. При этом срок для акцепта  должен быть не менее пяти рабочих  дней.

Без акцепта  платежными требованиями расчеты осуществляются:

  • в случаях, установленных законодательством
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставлении банку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения (см. 17 стр. 151).

«Инкассовое поручение – расчётный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке» (17 стр. 153).

Инкассовые  поручения применяются:

  • В случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции.
  • Для взыскания по исполнительным документам.
  • В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Документооборот при инкассовой форме расчетов полностью  совпадает с расчетами платежными требованиями в безакцептной форме.

1.3.2  Учет денежных средств в кассе

Информация о работе Учет денежных средств