Учет безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Для правильного руководства деятельностью предприятия, необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………...3
1. Основные нормативные документы……………………………………....5
2. Основные формы безналичных расчетов и расчетные документы, принимаемые при них……………………………………………….………………7
3. Учет расчетов с бюджетом……………………………………………….14
4. Учет расчетов по страхованию и иным отчислениям во внебюджетные фонды………………………………………………………………………………..16
5. Учет расчетов с подотчетными лицами…………………………………22
6. Учет расчетов по возмещению материального ущерба………………...27
7. Учет расчетов по авансам полученным и выданным…………….…….28
8. Совершенствование учета расчетных операций…………..……………29
Выводы и предложения……………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………...………..32

Файлы: 1 файл

курсовая-просроченная.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения поручения клиента банк несет ответственность.

     В случаях, когда неисполнение или  ненадлежащее исполнение поручения  имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций банком, привлеченным для исполнения поручения плательщика, ответственность может быть возложена судом на этот банк. Если нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты. [14, 97]

       Расчеты по инкассо

     Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя). Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях "Плательщик" и "Получатель" расчетного документа) реквизитам исполнительного документа. Наименование, указанное в поле "Получатель" расчетного документа, может не соответствовать наименованию взыскателя в исполнительном документе в случае взыскания денежных средств судебным приставом-исполнителем на депозитный счет службы судебных приставов. [13, 77]

     После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных  документов проставляется штамп  банка-эмитента, дата приема и подпись  ответственного исполнителя. Не принятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо. Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов. Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

     В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством. [14, 101]

       Расчеты аккредитивами

     При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. [14, 105]

     Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлению последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов, аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

     Закрытие  аккредитива в исполняющем банке производится:

     - по истечении срока аккредитива  (в сумме аккредитива или его  остатка);

     - по заявлению поставщика об  отказе от дальнейшего использования  аккредитива до истечения срока  его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка). В этом случае банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим банком;

     - по распоряжению плательщика  о полном или частичном отзыве  аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива. Неиспользованная или отозванная сумма покрытого аккредитива подлежит возврату исполняющим банком платежным поручением банку-эмитенту на тот счет, с которого депонировались средства.

     - ликвидируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам. [14, с.107-109]

       Чековая форма расчетов

     Чек - это ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

     Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения  установленного срока для его  предъявления к оплате. Представление  чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете "Бланки строгой отчетности". Хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России. [13, 82]

       Расчеты с использованием банковских карт

     Банковская  карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помощью можно оплатить покупку в торговой сети и снять наличные деньги со счета.

     В зависимости от используемой технологии карты делятся на карты с магнитной  полосой и микропроцессорные (чиповые).

     Расчет  с помощью банковских карт имеет  несомненные преимущества для клиента  банка. Привлекательность банковских карт определяется удобством их использования, значительным уровнем защищенности средств, хранящихся на карточном счете в банке (особенно смарт-карты), возможностью проверить каждую операцию, обратившись в банк. [13, 85]

       Вексельная форма расчета

     Вексельная  форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа — векселя, представляющего из себя ценную бумагу. Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника оплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. В вексельном обращении могут участвовать как граждане РФ, так и юридические лица РФ. Векселя в бездокументарной форме запрещены. [14, 117] 

     3. Учет расчетов  с бюджетом

     В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:

     - определение размера объекта налогообложения;

     - расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);

     - осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

     - составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

     Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.

     В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государственным бюджетом занимают особое место.

     Организация их аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие. [15, 27]

     Для учета этих операций используется счет 68 "Расчеты с бюджетом", к которому открываются субсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.

     Не  допускается свертывать сальдо. Так, если, в Главной книге по дебету (кредиту) счета 68  отражено  сальдо 5000 тыс. руб. (85000 тыс. руб,), то в активе баланса должно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве — 85000 тыс. руб. Грубейшей ошибкой будет отражение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 - 80000 тыс. руб. (85000- 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом, для чего необходимо выверить взаимные расчеты. [16, 219] 

     4. Учет расчетов  по страхованию  и иным отчислениям во внебюджетные фонды

     В условиях нестабильной экономики, когда происходят всевозможные политические и экономические потрясения, финансовые кризисы особо важное значение приобретает социальная защита населения.

     Важное  место в социальной защите и поддержке  населения занимают государственные  внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.).

     Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизирует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

     Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России. [19, 148]

     Расчеты по социальному страхованию (субсчет 69.1)

     Социальное  страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ.

Информация о работе Учет безналичных расчетов