Учет амортизации основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение:
сущности амортизации основных средств;
понятия амортизации и методов ее начисления;
основных моментов бухгалтерского учета амортизации основных средств;
рассмотрение проблемных вопросов при начислении амортизации;

Оглавление

Введение 3
1. Принципы бухгалтерского учета и требования к его ведению 5
1.1 Формы бухгалтерского учета 6
2. Понятие амортизации. Способы начисления амортизации 8
3. Учет амортизации основных средств 12
3.1 Корреспонденция счетов при начислении амортизации 12
3.2 Корреспонденция счетов при сопоставлении методов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете 12
4. Проблемные вопросы при начислении амортизации 16
4.1. Определение границы погашения стоимости основных средств 16
5. Учет амортизации основных средств на примере ООО «Антарес» 19
5.1. Краткая характеристика предприятия. Структура основных средств. 19
5.2. Организация учета амортизации на ООО “Антарес” 21
Заключение 25
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

Бухгалтерский учет и отчетность ведется на ООО  “Антарес” в соответствии с едиными методологическими основами и порядком, установленными Положением о бухгалтерском учете и отчетности РБ и Типовым планом счетов бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  на ООО “Антарес” возлагается на руководителя.

ООО “Антарес” самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих, при этом самостоятельно приспосабливает применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих требований:

единая  методологическая основа (принцип двойной  записи);

взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;

сплошное  отражение всех хозяйственных операций в регистрах учета на основании  первичных учетных документов;

накапливание  и систематизация данных первичных  документов в разрезе показателей, необходимых для управления и  контроля за хозяйственной деятельностью  малого предприятия, а также для  составления бухгалтерской отчетности.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных  операций путем составления определенных материальных носителей первичной  учетной информации.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и  правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Следующим этапом учета является:

регистрация сведений, содержащихся в первичных  учетных документах, в применяемых  регистрах бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской отчетности;

использование данных бухгалтерских регистров  для получения другой необходимой  для предприятия информации.

Общая характеристика основных средств ООО “Антарес”.

По итогам работы за 2011 г. балансовая прибыль исследуемого предприятия составила 250 млн.руб.

Поскольку данная работа посвящена вопросам начисления амортизации основных средств, необходимо изучить состав, структуру и степень  изношенности основных средств ООО  “Антарес”.

Структура основных фондов ООО “Антарес” отражена в таблице 4.

Таблица 4. Структура основных фондов ООО  “Антарес”

Группа основных фондов

На 1.01.11г.

Удельный вес, %

На 1.01.12г.

Удельный вес, %

Здания

362100000

60,4

362100000

52,65

Сооружения

-

-

-

-

Машины и оборудование

189850600

33,59

309527100

45,00

Транспортные средства

25000

0,01

-

-

Производственный и хозяйственный  инвентарь

2651500

4,70

8897700

1,29

Другие виды основных средств

7328000

1,30

7286000

1,06

Итого

561955200

100,00

687810900

100,00

Производственные

В т.ч. активная часть

1925271

34,30

3693861

53,71

Непроизводственные

3694281

65,70

3184248

46,29


 

Из Таблицы 4 видно, что в течение отчетного периода  произошли существенные изменения  в структуре основных фондов ООО  “Антарес”. Наибольший удельный вес в их структуре занимают здания, причем их доля уменьшилась с 60,4% на начало 2011 года до 52,65 % по состоянию на 1 января 2012 года. Существенным является удельный вес машин и оборудования, который существенно вырос с 33.59% на начало 2011 года до 45,00% на 1 января 2012 года. Очень незначительный удельный вес в структуре основных фондов имеют транспортные средства – всего 0,01% на начало исследуемого периода и 0 % на конец периода. 

         Приведенные данные свидетельствуют  о том, что основную часть  основных фондов ООО “Антарес” составляют непроизводственные фонды, причем их удельный вес в течение исследуемого периода уменьшается с 65,70% до 46,29%. Доля производственных основных фондов также достаточно значительна – 34,30 % на начало 2011 года и 53,71 % по состоянию на 1 января 2012  года, что следует оценить положительно. Таким образом, за исследуемый период значительно изменилась структура основных фондов предприятия, что произошло из-за поступления на баланс предприятия объектов активной части основных фондов, а также выбытии транспортных средств и производственного и хозяйственного инвентаря.

          По итогам изучения показателей  технического состояния основных  средств ООО “Антарес” можно сделать вывод, что изучаемому предприятию  необходимо принимать меры к обновлению основных производственных фондов, а особенно их активной части – машин, оборудования  и транспортных средств.  Замена данного оборудования  на новое, более эффективное, позволит предприятию  не только повысить объем производства  за счет большей производительности нового оборудования, но и снизить затраты на текущий и капитальный ремонты, которые постоянно необходимы для старого изношенного оборудования.

5.2. Организация учета амортизации на ООО “Антарес”

 

В соответствии с действующим законодательством, а также учетной политикой, утвержденной приказом руководителя ООО “Антарес”, при начислении амортизации в целях сближения бухгалтерского учета с налоговым используется линейный метод.

На предприятии  ООО “Антарес” бухгалтерский учет амортизации основных средств осуществляется в следующей последовательности:

  1. По вновь поступившим на предприятие основным средствам:
    1. определяется первоначальная стоимость;
    2. определяется, к какой группе относится данное основное средство в соответствии с  Общероссийским классификатором основных фондов.
    3. определяется, к какой амортизационной группе относится данная группа  основных средств.
    4. устанавливается срок полезного использования объекта.
    5. рассчитывается ежемесячная сумма амортизационных отчислений
  2. По ранее приобретенным основным средствам с целью прекращения начисления амортизации:
    1. определяются выбывшие основные средства;
    2. определяются полностью самортизированные основные средства;
    3. определяется перечень основных средств, находящихся в ремонте более 12 месяцев;
    4. уточняется состав основных средств, находящихся на консервации более 3 месяцев.
  3. Производится расчет амортизации по всем объектам основных средств (за исключением перечисленных в п.2).
  4. Составляется ведомость начисленных сумм амортизации в разрезе групп основных средств и подразделений предприятия
  5. Составляется журнал – ордер № 10 для отнесения начисленных сумм амортизации на затраты.
  6. По выбывшим основным средствам сумма амортизации отражается в журнале – ордере № 13.
  7. Данные журналов – ордеров № 10 и 13  отражаются в Книге «Журнал – Главная»
  8. На основании книги «Журнал-главная» начисленная амортизация основных средств отражается в финансовой и статистической отчетности.
  9. Производится корректировка начисленных сумм амортизации для целей налогообложения.

         Рассмотрим  порядок определения  первоначальной стоимости основных  средств, вновь поступивших на  изучаемое предприятие. Основные  средства могут  поступать  в  ООО “Антарес” в результате:  приобретения за плату;  безвозмездного поступления;  поступления в качестве взноса в уставный капитал;  выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации.

В ноябре месяце 2011 года ООО “Антарес” приобрело кофе-машину «Bosch TCA 5401». При этом были осуществлены следующие расходы по приобретению данного объекта основных средств:

произведена оплата поставщику  - 408000 руб., в том числе НДС - 68000 руб.;

оплачены  сторонней организации транспортные расходы - 12000 руб., в том числе НДС - 2000 руб.;

оплачены  расходы по установке приобретенной машины  12000 руб., в том числе НДС - 2000 руб.;

Приобретение  и ввод в эксплуатацию машины в  учете ООО “Антарес” в Журнале регистрации хозяйственных операций было отражено проводками:

Дебет 08 Кредит 60 - 340000 руб. - отражена стоимость приобретенной кофемашины без учета НДС;

Дебет 19 Кредит 60 - 68000 руб. - отражена сумма НДС, подлежащая перечислению поставщику;

Дебет 08 Кредит 60 - 10000 руб. – отражены транспортные расходы без учета НДС;

Дебет 19 Кредит 60 - 2000 руб. - сумма НДС, подлежащая перечислению;

Дебет 08 Кредит 60 - 10000 руб. – расходы по сборке машины без учета НДС;

Дебет 19 Кредит 60 - 2000 руб. - сумма НДС, подлежащая перечислению;

Дебет 013 Кредит 08 - 360000 руб. - машина передана в эксплуатацию;

Таким образом, была сформирована первоначальная стоимость  кофемашины:

(408000 – 68000) + (12000 – 2000) + (12000 – 2000) = 360000 руб.

       Рассмотрим порядок  отражения на счетах бухгалтерского учета ООО “Антарес” операций, связанных с начислением амортизационных отчислений по объектам основных средств.

         Ежемесячно  начисленную сумму амортизации  относят на затраты производства. В соответствии с Журналом регистрации хозяйственных операций, за декабрь 2011 в бухгалтерском учете ООО “Антарес” были оформлены следующие бухгалтерские проводки:

          Дебет  20    «Основное производство»,  Кредит 02 «Амортизация основных  средств» - 181500 руб. -  начислена амортизация по объектам основных средств основного производства.

         Дебет 26    «Общехозяйственные расходы», Кредит 02 «Амортизация основных средств» - 24000 руб. -  начислена амортизация по объектам основных средств общехозяйственного назначения.

        По итогам изучения особенностей бухгалтерского учета  амортизации основных средств на предприятии ООО “Антарес” необходимо сделать ряд выводов и обобщений.

         Амортизация основных средств  для целей бухгалтерского учета  и налогообложения  на изучаемом  предприятии в соответствии с  учетной политикой начисляется  линейным методом, исходя из  срока полезного использования  объектов основных средств, включаемых  в амортизационные группы.

Положительно  можно оценить тот факт, что  ООО “Антарес” начисляет амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейным методом. При этом  данные бухгалтерского и налогового учета во многом совпадают, а, следовательно, снижается трудоемкость расчетов на данном участке бухгалтерской работы.  Кроме того, линейный способ является самым простым   по методике расчета. Однако изучаемому предприятию можно порекомендовать провести сравнительный анализ различных методов начисления амортизации, чтобы выбрать способ, позволяющий минимизировать налоговые платежи.

 

Заключение

 

Посредством начисления амортизации погашается стоимость объектов основных средств. Поэтому один из ключевых аспектов при рационализации затрат на основные средства - выбор способа амортизации  активов. Следует также учитывать, что амортизация служит источником пополнения оборотных средств.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых  с течением времени не изменяются. Например, земельные участки; объекты  природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.

Начисление  амортизации объектов основных средств  производится одним из следующих  способов:

линейный  способ;

способ  уменьшаемого остатка;

способ  списания стоимости по сумме чисел  лет срока полезного использования;

способ  списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ).

Применение  одного из способов начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств обязательно производится в течение всего срока полезного  использования объектов, входящих в  эту группу.

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости  или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта  основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного  использования этого объекта;

при способе  уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств  на начало отчетного года и нормы  амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования  этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

При способе  списания стоимости по сумме чисел  лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости  или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта  основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного  использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного  использования объекта.

При способе  списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ) начисление амортизационных  отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в  отчетном периоде и соотношения  первоначальной стоимости объекта  основных средств и предполагаемого  объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта  основных средств.

Момент  начала амортизации связан исключительно  с датой принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и перевода его со счета 08 на счет 01 либо на счет 03.

Начисление  амортизационных отчислений по объекту  основных средств производится до полного  погашения стоимости этого объекта  или списания этого объекта с  бухгалтерского учета.

Начисление  амортизационных отчислений по объекту  основных средств прекращается с  первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения  стоимости этого объекта или  списания этого объекта с бухгалтерского учета.

В течение  срока полезного использования  объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации  на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, если продолжительность превышает 12 месяцев.

Начисление  амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации  в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного  периода, к которому оно относится.

Суммы начисленной  амортизации по объектам основных средств  в бухгалтерском учете накапливаются  на отдельном счете.

Начисленная сумма амортизации основных средств  отражается в бухгалтерском учете  по кредиту счета 02 "Амортизация  основных средств" в корреспонденции  со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации  по основным средствам, сданным в  аренду, по кредиту счета 02 "Амортизация  основных средств" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (если арендная плата формирует прочие доходы).

Информация о работе Учет амортизации основных средств