Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:44, курсовая работа
Главная роль в организации контроля за деятельностью банков принадлежит бухгалтерскому учету, средствами которого возможно зафиксировать финансовые и хозяйственные операции банков и аргументированно подтвердить их законность, корректность и своевременность. Поэтому именно в сфере бухгалтерского учета и отчетности Банком России принимается наибольшее количество нормативных документов, подчас приводящих к излишней детализации и двойному перекрестному контролю деятельности банков.
Целью моей курсовой работы является выявление теоретических основ организации ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
Введение
1. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
1.1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов.
1.2 Аналитический и синтетический учет.
1.3 Внутрибанковский контроль и документооборот.
1.4 Изменения ведения бухгалтерского учета.
2. Учетная политика банка ВТБ 24.
2.1 Общие положения.
2.2 Организация бухгалтерского учета.
2.3 Правила документооборота и технология обработки учетной документации.
Заключение.
Список литературы.
Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств. Ведомость ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.
Синтетический учет - это обобщенный учет. Он обобщает данные аналитического учета.
Задачи синтетического учета:
Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.
На основании первичных документов составляется бухгалтерский журнал - ежедневный, где отражаются проводки по корреспондирующим счетам.
Отдельно от бухгалтерского журнала ведется учет в кассовых журналах. Кассовый журнал предназначен для регистрации всех проведенных за день операций в коммерческом банке с наличными деньгами.
Кассовый журнал подписывается работником банка. Он составляется в двух экземплярах: первый экземпляр помещается в кассовые документы, второй экземпляр - приобщается к бухгалтерскому журналу. Кассовый журнал используется для сверки кассовых оборотов.
Бухгалтерский баланс - ежедневная форма отчетности. В нем отражается, остатки на начало рабочего дня в банке и остатки на конец дня.
Бухгалтерский журнал предназначен
для регистрации всех операций, проведенных
за день по балансу банка. В нем
выводятся итоги оборотов по балансовым,
внебалансовым счетам и счетам срочных
операций. В нем отдельно группируются
обороты по мемориальным документам
и кассовым документам и раздельно
по балансовым и внебалансовым счетам.
Бухгалтерский журнал формируется
и выводится ежедневно и
Ежедневная оборотная
ведомость составляется по балансовым
и внебалансовые счетам с выделением
оборотов по активу и пассиву, по счетам
первого и второго порядка. В
оборотной ведомости
Помимо ежедневной оборотной ведомости составляется ежедневный баланс. Более подробным балансом можно назвать оборотно - сальдовую ведомость, т.к. в ней отражается не только остатки на начало и конец, но и обороты за день.
Ежедневный баланс составляется поданным сводных карточек по балансовым счетам второго порядка по следующей форме:
Оборотная ведомость - составляется ежемесячно и является формой отчетности, т.к. она составляется ежеквартально, за полугодие, за год. По данным оборотной ведомости формируется баланс.
Проверочные ведомости - необходимы для поиска ошибок совершенных в течение рабочего дня. Составляется по лицевым счетам, в разрезе того счета, где была совершена ошибка.
Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ.
Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник кредитной организации должен сверить:
О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.
При выявлении расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке.
1.3 Внутрибанковский контроль и документооборот.
В бухгалтерии кредитной
организации должны быть работники,
на которых возлагается
Все бухгалтерские операции,
совершенные в предыдущем дне, в
течение следующего рабочего дня
должны быть полностью проверены
на основании первичных
По лицевым счетам проверяется, все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны полномочных работников кредитной организации и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки - соответствие их ведомости остатков по счетам, правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам, соблюдения правил выдачи клиентам выписок по счетам, правильность совершения исправительных записей, если они делались.
Контроль должен быть направлен на:
обеспечение сохранности средств и ценностей;
соблюдение клиентами положений по оформлению документов;
своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;
перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.
Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.
Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.
По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником .
При этом оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского работника и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц.
В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом).
Руководитель кредитной
организации обязан обеспечить контроль
за надлежащим хранением и использованием
печатей, штампов и бланков с
тем, чтобы исключить возможность
их утери или использования в
целях злоупотреблений. Учет печатей
и угловых штампов кредитной
организации ведется в
Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.
Исправление ошибочных записей
в зависимости от времени их выявления
и бухгалтерских регистров
Ошибки в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и контролерами при текущей, до заключения баланса, проверки лицевых счетов, исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись “Не считать”, заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.
Если по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Сторнированная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для провода составляются текущим днем два ордера -- сторнированный и правильный. Ордера подписываются, кроме бухгалтерского работника, контролирующим работником.
Ошибочные записи, выявленные
после составления баланса, должны
исправляться обратными записями по
счетам, по которым сделаны неправильные
записи (обратноесторно). Исправление
производится в день выявления. Если
для исправления ошибочных
Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером за подписью бухгалтерского работника, контролирующего работника, главного бухгалтера или по его поручению - заместителем главного бухгалтера.
В тексте исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие основанием для составления исправительных ордеров, должны храниться в документах дня при этих ордерах.
В лицевом счете против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, делается отметка “Сторнировано” с указанием даты исправительной записи и номера исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего исправительный ордер.
Пользуясь копиями исправительных ордеров, оставшимися в книжке, главный бухгалтер ведет учет ошибок в работе сотрудников, изучает причины ошибок и принимает меры к улучшению работы.
В случае, когда требуется перенести учет каких-либо операций с одного счета на другой счет либо в другую кредитную организацию, бухгалтерскими записями перечисляется только остаток счета.
В целях формирования при
составлении годового бухгалтерского
отчета полной и достоверной информации
о результатах деятельности кредитной
организации за отчетный год, операции,
связанные с событиями после
отчетной даты (“СПОД”), отражаются в
бухгалтерском учете и
Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.
Средства, зачисленные на
корреспондентские счета без
оправдательных документов, кредитная
организация отражает или по счету
учета сумм, поступивших на корреспондентские
счета до выяснения, или на счета
получателей средств. Порядок использования
получателями средств, зачисленных
без соответствующих
Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.
Если в течение пяти рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются в подразделение расчетной сети Банка России, в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.
Прием расчетных документов на бумажных носителях осуществляется бухгалтерским работником, который оформляет расчетные документы в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими безналичные расчеты.
При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитной организации должна быть обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.
Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.
Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета