Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:44, курсовая работа
Главная роль в организации контроля за деятельностью банков принадлежит бухгалтерскому учету, средствами которого возможно зафиксировать финансовые и хозяйственные операции банков и аргументированно подтвердить их законность, корректность и своевременность. Поэтому именно в сфере бухгалтерского учета и отчетности Банком России принимается наибольшее количество нормативных документов, подчас приводящих к излишней детализации и двойному перекрестному контролю деятельности банков.
Целью моей курсовой работы является выявление теоретических основ организации ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
Введение
1. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
1.1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов.
1.2 Аналитический и синтетический учет.
1.3 Внутрибанковский контроль и документооборот.
1.4 Изменения ведения бухгалтерского учета.
2. Учетная политика банка ВТБ 24.
2.1 Общие положения.
2.2 Организация бухгалтерского учета.
2.3 Правила документооборота и технология обработки учетной документации.
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение
1. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
1.1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов.
1.2 Аналитический и синтетический учет.
1.3 Внутрибанковский контроль и документооборот.
1.4 Изменения ведения бухгалтерского учета.
2. Учетная политика банка ВТБ 24.
2.1 Общие положения.
2.2 Организация бухгалтерского учета.
2.3 Правила документооборота
и технология обработки
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Банки как субъекты рыночных
отношений являются финансовыми
посредниками при осуществляемых прочими
участниками рынка
Главная роль в организации контроля за деятельностью банков принадлежит бухгалтерскому учету, средствами которого возможно зафиксировать финансовые и хозяйственные операции банков и аргументированно подтвердить их законность, корректность и своевременность. Поэтому именно в сфере бухгалтерского учета и отчетности Банком России принимается наибольшее количество нормативных документов, подчас приводящих к излишней детализации и двойному перекрестному контролю деятельности банков.
Целью моей курсовой работы
является выявление теоретических
основ организации ведения
Задачами являются: раскрытие
сущности и назначения бухгалтерского
учета в кредитных
1. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
1.1 Сущность и назначение
бухгалтерского учета в
Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.
Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуществлять, контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.
Правильная организация
бухгалтерского учета и документооборота
в учреждениях банков непосредственно
влияет на состояние бухгалтерского
учета предприятий и
Основная доля операций,
осуществляемых в банке - операции,
связанные с движением денежных
средств, платежей и расчетов. Это
предопределяет особые требования к
их документальному оформлению, организации
документооборота, хранению документов,
учету и отчетности банка. Необходимо
учитывать современную
Базой бухгалтерского учета в банках является учетно-операционная работа, к которой относятся:
прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;
подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;
осуществление контроля за своевременностью платежей;
операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками.
Организация учетно-операционной работы в банке включает:
построение учетно-
организацию рабочего дня и документооборота;
внутрибанковский контроль.
В структуре учетно-
Организация учетно-операционной
работы требует установления в учреждении
банка порядка прохождения
время, необходимое для обработки документов, поступивших в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как выписки с корреспондентских счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;
график обслуживания клиентов
для более равномерной
время для прохождения и обработки документов, поступающих в банк после окончания операционного дня.
Ответственный исполнитель должен проверить соблюдение установленных правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей подписью. Если документ подлежит дополнительному контролю, то он передается контролирующему работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером операция исполняется.
Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета.
Оперативное составление отчетности требует четкой организации бухгалтерского учета в банке.
Система нормативного регулирования
российского бухгалтерского учета,
в том числе и бухгалтерского
учета в кредитных
Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относится Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В первой части ГК РФ закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.
Второй уровень документов
системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета в кредитных
организациях составляют положения
по бухгалтерскому учету, такое как
Положение Центрального банка Российской
Федерации «Правила ведения бухгалтерского
учета в кредитных
К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.
К документам четвертого уровня
относятся рабочие документы
в области регулирования
1.2 Аналитический и синтетический учет.
Бухгалтерский учет в банках ведется в двух направлениях: аналитическом и синтетическом.
Аналитический учет - это подробный детальный учет, отражающий банковскую операцию во всех ее деталях.
Цели аналитического учета:полно,
подробно и оперативно отразить все
банковские операции на бухгалтерских
счетах;проконтролировать их по существу
и по форме, пользуясь данными
первичных денежно-расчетных
Основные средства (регистры) аналитического учета: лицевые счета, картотеки документов, операционные журналы ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аналитический учет - это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. «Правила ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях» уточняют: аналитический бухгалтерский учет ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах), открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца.
В некоторых литературных источниках под лицевым счетом понимают бухгалтерский счет, предназначенный для учета расчетов с физическими и юридическими лицами, включая финансовые, кредитные учреждения, а также органы государственной власти. Согласно литературным источникам, связанным с автоматизацией банковского учета, к лицевым счетам относят все счета низшего уровня, в том числе и внутрибанковские счета, такие как счета доходов, расходов, прибыли и убытков.
Все открываемые лицевые счета клиентов должны регистрироваться в Книге регистрации открытых счетов, которую ведут в разрезе балансовых счетов второго порядка, причем для каждого номера и наименования этого счета открываются отдельные страницы, которые пронумеровывают, прошнуровывают и опечатывают - Книгу заверяет подписью главный бухгалтер или его заместитель, ее хранят у главного бухгалтера в несгораемом шкафу.
В случае закрытия банковского
счета, а также при изменении
номера банковского счета либо своего
наименования клиент обязан возвратить
кредитной организации
Во время регистрации
в этой книге каждому клиенту
присваивается порядковый номер, который
целесообразно использовать для
нумерации всех лицевых счетов, открываемых
данному клиенту. Номера закрытых счетов
могут присваиваться новым
В книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям регистрируются лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п.
Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в журналах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. Вреквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр), номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.
Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки из лицевого счета, если иное не предусмотрено договором с клиентом.
Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки из этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.
Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ведомость составляется ежедневно. По решению руководства кредитной организации ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.
Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета