Теоретические основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:44, курсовая работа

Краткое описание

Главная роль в организации контроля за деятельностью банков принадлежит бухгалтерскому учету, средствами которого возможно зафиксировать финансовые и хозяйственные операции банков и аргументированно подтвердить их законность, корректность и своевременность. Поэтому именно в сфере бухгалтерского учета и отчетности Банком России принимается наибольшее количество нормативных документов, подчас приводящих к излишней детализации и двойному перекрестному контролю деятельности банков.
Целью моей курсовой работы является выявление теоретических основ организации ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
1.1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов.
1.2 Аналитический и синтетический учет.
1.3 Внутрибанковский контроль и документооборот.
1.4 Изменения ведения бухгалтерского учета.
2. Учетная политика банка ВТБ 24.
2.1 Общие положения.
2.2 Организация бухгалтерского учета.
2.3 Правила документооборота и технология обработки учетной документации.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая бд-321 Макушина Полина.docx

— 53.30 Кб (Скачать)

 

Содержание.

Введение

1. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

1.1. Сущность и назначение бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов.

1.2 Аналитический и синтетический  учет.

1.3 Внутрибанковский контроль  и документооборот.

1.4 Изменения ведения бухгалтерского учета.

2. Учетная политика банка  ВТБ 24.

2.1 Общие положения.

2.2 Организация бухгалтерского  учета.

2.3 Правила документооборота  и технология обработки учетной  документации.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Банки как субъекты рыночных отношений являются финансовыми  посредниками при осуществляемых прочими  участниками рынка хозяйственных  связей по производству и реализации ВВП, поэтому они работают с чужими денежными и финансовыми ресурсами. В этой связи во всех странах к  кредитным организациям предъявляют  особые требования со стороны регулирующих и надзорных органов - к законности, правильности, своевременности и  прозрачности осуществляемых ими финансовых операций.

Главная роль в организации контроля за деятельностью банков принадлежит бухгалтерскому учету, средствами которого возможно зафиксировать финансовые и хозяйственные операции банков и аргументированно подтвердить их законность, корректность и своевременность. Поэтому именно в сфере бухгалтерского учета и отчетности Банком России принимается наибольшее количество нормативных документов, подчас приводящих к излишней детализации и двойному перекрестному контролю деятельности банков.

Целью моей курсовой работы является выявление теоретических  основ организации ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Задачами являются: раскрытие  сущности и назначения бухгалтерского учета в кредитных организациях, аналитический и синтетический  учет, внутрибанковский контроль и  документооборот, также раскрытие  сущности учетной политики банка  ВТБ 24.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

1.1 Сущность и назначение  бухгалтерского учета в кредитных организациях, характеристика плана счетов

Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.

Четкость и оперативность  банковского учета позволяет  осуществлять, контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и  состоянием расчетных и кредитных  отношений.

Правильная организация  бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно  влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета  и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.

Основная доля операций, осуществляемых в банке - операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это  предопределяет особые требования к  их документальному оформлению, организации  документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка. Необходимо учитывать современную технологию обработки банковской документации и способы контроля за ее достоверностью.

Базой бухгалтерского учета  в банках является учетно-операционная работа, к которой относятся:

прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;

подготовка документов для  их отражения в бухгалтерском  учете;

ведение картотек расчетных  документов и картотек срочных обязательств;

осуществление контроля за своевременностью платежей;

операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками.

Организация учетно-операционной работы в банке включает:

построение учетно-операционного  аппарата;

организацию рабочего дня  и документооборота;

внутрибанковский контроль.

В структуре учетно-операционного  аппарата банков выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят от направлений  деятельности банка и ее масштабов.

Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого  составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике  предусматриваются:

время, необходимое для  обработки документов, поступивших  в банк до начала обслуживания клиентов. Например, таких документов, как  выписки с корреспондентских  счетов, данные об инкассации денежной выручки и о сумме денег, принятых вечерней кассой и др.;

график обслуживания клиентов для более равномерной нагрузки;

время для прохождения  и обработки документов, поступающих  в банк после окончания операционного  дня.

Ответственный исполнитель  должен проверить соблюдение установленных  правил расчетов, правильность оформления документа и заверить его своей  подписью. Если документ подлежит дополнительному  контролю, то он передается контролирующему  работнику. В ходе проверки контролеры пользуются образцами подписей работников банка, а также образцами подписей и оттисками печатей клиентов банка. После проверки контролером  операция исполняется.

Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые систематизируют  их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который  является экономически обоснованным систематизированным  перечнем счетов бухгалтерского учета.

Оперативное составление  отчетности требует четкой организации  бухгалтерского учета в банке.

Система нормативного регулирования  российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех  уровней.

Документами первого, высшего  уровня нормативного регулирования  являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как  указы Президента, постановления  Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких  документов в первую очередь относится  Федеральный закон "О бухгалтерском  учете". Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В первой части ГК РФ закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.

Второй уровень документов системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета в кредитных  организациях составляют положения  по бухгалтерскому учету, такое как  Положение Центрального банка Российской Федерации «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

К третьему уровню относятся  документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу  документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных  организациях.

К документам четвертого уровня относятся рабочие документы  в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной  организации. Это прежде всего учетная  политика, приложение, в котором  является Рабочий план счетов бухгалтерского учета рабочие положения о  порядке проведения отдельных учетных  операций, формы первичных учетных  документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых  формирует учетную политику кредитной  организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Аналитический  и синтетический учет.

Бухгалтерский учет в банках ведется в двух направлениях: аналитическом и синтетическом.

Аналитический учет - это подробный детальный учет, отражающий банковскую операцию во всех ее деталях.

Цели аналитического учета:полно, подробно и оперативно отразить все  банковские операции на бухгалтерских  счетах;проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными  первичных денежно-расчетных документов, которые являются основанием для  бухгалтерских записей в аналитическом  учете.

Основные средства (регистры) аналитического учета: лицевые счета, картотеки документов, операционные журналы ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аналитический учет - это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. «Правила ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях» уточняют: аналитический бухгалтерский учет ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах), открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей, с указанием их назначения и владельца.

В некоторых литературных источниках под лицевым счетом понимают бухгалтерский счет, предназначенный  для учета расчетов с физическими  и юридическими лицами, включая финансовые, кредитные учреждения, а также  органы государственной власти. Согласно литературным источникам, связанным  с автоматизацией банковского учета, к лицевым счетам относят все  счета низшего уровня, в том  числе и внутрибанковские счета, такие как счета доходов, расходов, прибыли и убытков.

Все открываемые лицевые  счета клиентов должны регистрироваться в Книге регистрации открытых счетов, которую ведут в разрезе  балансовых счетов второго порядка, причем для каждого номера и наименования этого счета открываются отдельные страницы, которые пронумеровывают, прошнуровывают и опечатывают - Книгу заверяет подписью главный бухгалтер или его заместитель, ее хранят у главного бухгалтера в несгораемом шкафу.

В случае закрытия банковского  счета, а также при изменении  номера банковского счета либо своего наименования клиент обязан возвратить кредитной организации неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися  неиспользованными денежными чеками и корешками с приложением  письменного заявления, в котором  указываются номера возвращаемых неиспользованных денежных чеков. При закрытии банковского  счета в этом заявлении также  может содержаться подтверждение  остатка денежных средств на банковском счете на день прекращения договора банковского счета.

Во время регистрации  в этой книге каждому клиенту  присваивается порядковый номер, который  целесообразно использовать для  нумерации всех лицевых счетов, открываемых  данному клиенту. Номера закрытых счетов могут присваиваться новым клиентам по истечении не менее двух лет  после даты их закрытия.

В книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям  регистрируются лицевые счета, открываемые  для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов  деятельности и т.п.

Лицевые счета ведутся  на отдельных листах (карточках), в  журналах либо в виде электронных  баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. Вреквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр), номер  корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.

Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных  баз данных, распечатываются для  выдачи клиенту в виде выписки  из лицевого счета, если иное не предусмотрено  договором с клиентом.

Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся  вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки из этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом  кредитной организации. В таком  порядке оформляется каждый лист выписки.

Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым  счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ведомость составляется ежедневно. По решению руководства кредитной организации ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета