Теоретические аспекты бухгалтерского учета опреаций банка по предоставлению денежных средств в форме кредита в национальной валюте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в условиях современного развития белорусского государства, невозможно представить развитие экономики лишь за счет прибыли от хозяйственной деятельности организаций. В современных условиях деятельности хозяйствующих субъектов важную роль играет предоставление кредитов банками своим клиентам.

Оглавление

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПРЕАЦИЙ БАНКА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМЕ КРЕДИТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЕ
1.1 Экономическая сущность, значение и классификация кредитных операций банка. Принципы кредитования
1.2 Цель, задачи и принципы бухгалтерского учета операций банка по предоставлению денежных средств в форме кредита в национальной валюте
1.3 Краткая экономическая характеристика банка
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ БАНКА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМЕ КРЕДИТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЕ
2.1 Документальное оформление и порядок предоставления денежных средств в форме кредита в национальной валюте
2.2 Бухгалтерский учет операций банка по предоставлению денежных средств в форме кредита в национальной валюте
2.3 Методика расчета и бухгалтерский учет начисления и взыскания процентов по кредитам, предоставленным в национальной валюте
2.4 Направления совершенствования бухгалтерского учета операций банка по предоставлению денежных средств в форме кредита в национальной валюте

Файлы: 1 файл

Курсовая по кредитам.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

Примечание: собственная разработка на основе изученного материала

 

Проанализировав таблицу 7.1 можно сделать выводы, что наибольший удельный вес среди всех статей расходов занимают непроцентные доходы - они составили около 59,8 % в 2009 году и 65,3% в 2010 году. Если обратить внимание на уровень процентных расходов, а это 29778,5 млн р. в 2009 году против 41722,5 млн р. в 2010 году, то это свидетельствует об активной работе банка  в области привлечения денежных средств на вклады и о достаточном доверии вкладчиков к банку. Если проанализировать комиссионные расходы банка, то необходимо отметить также значительный удельный вес данной статьи в структуре и динамике расходов. В 2009 году они составляли 20435,6 млн р., а в 2009  увеличились еще на 1690,1 млн р. и составили 22125,7 млн р., Несмотря на увеличение суммы комиссионных расходов, их удельный вес в общей структуре  расходов в 2009-2010снизился и составил 1,7% в 2009 так и 1,3% в 2010 годах. Что касается прочих статей расходов, таких как, отчисление в резервы и налог на прибыль, то можно сказать, что их удельные веса в 2010 году в общей структуре расходов составили соответственно 8,5% и 0,7%, что на 1,9% больше, чем 2008 году по отчислениям в резервы, и на 2,4% меньше, чем в 2008 году по налогу на прибыль. В целом можно отметить рост расходов банка, темп изменения в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 62,2%, что свидетельствует в свою очередь увеличении предоставляемых услуг клиентам и об активной работе банка в области привлечения средств.

Основной целью деятельности банка, функционирующего на коммерческой основе, является получение максимальной прибыли. Прибыльность работы банка обеспечивается лишь в том случае, когда полученные им в процессе деятельности доходы превышают произведенные (понесенные) расходы. Поэтому в ходе исследования  оценим достаточность доходов для покрытия расходов банка, сопоставим их темпы роста, рассчитаем показатели рентабельности, представляющие собой результаты соотнесений прибыли и средств ее получения. Информацию  представим  в таблице 8.1.

 

Таблица 8.1 - Динамика показателей рентабельности деятельности Головного филиала по Гомельской области  ОАО «Белинвестбанк» за 2009-2010 г.г.

Показатели

2009 год

2010 год

Темп изменения (%)
или отклонение (+, -)

1. Доходы банка, млн  р.

77 265,1

116 375,5

150,6%

2. Расходы банка, млн р.

74 120,8

120 090,5

162,0%

3. Прибыль (убыток), млн р.

3 144,3

-3 715,0

-118,2%

4. Средняя величина активов, млн р.

622 231,4

742 678,7

119,4%

Из них

 

 

 

4.1. активов, приносящих доход, млн р.

581 851,5

702 976,9

120,8%

5. Рентабельность (убыточность) банковской деятельности (3:2*100), %

4,2

-3,1

-72,9%

6. Уровень прибыльности (убыточности) доходов (3:1*100), %

4,1

-3,2

-78,4%

7. Рентабельность (убыточность) активов (3:4*100), %

0,5

-0,5

-99,0%

8. Рентабельность (убыточность) активов, приносящих доход (3:4.1*100), %

0,5

-0,5

-97,8%

9.Доходность активов, приносящих доход (1:4.1*100), р.

13,3

16,6

124,7%

Примечание: собственная разработка на основе изученного материала

 

Если проанализировать уровень доходов банка, то нужно отметить достаточный рост уровня дохода, по сравнению с 2009 годом, доход увеличился в 2010 году на 50,6%, что касается уровня расходов, то они также показывают тенденцию увеличения. По сравнению с 2009 годом, в 2010 году они увеличились на 62,0%. Необходимо отметить, что превышение расходов над доходами обусловлено большой суммой созданных резервов. Рентабельность банковской деятельности в 2010 году снизилась на 7,3%, уровень прибыльности также снизился на 7,3%, рентабельность активов уменьшилась на 1,0%.

Исследовав деятельность Головного филиала по Гомельской области ОАО «Белинвестбанк» можно сделать вывод, что учет и документооборот в белорусских рублях и иностранной валюте в банке  ведется в соответствии с нормативными документами Национального банка Республики Беларусь, локальными документами банка и соответствует общепринятой методике.

Бухгалтерский учёт в филиале ОАО «Белинвестбанк» полностью автоматизирован с использованием специальных программных продуктов.  Все компьютеры, находящиеся в одном здании объединены в локальную сеть. Между компьютерами находящимися в разных зданиях имеется связь, что является достоинством, так как упрощается процесс передачи информации.

В заключении можно сказать, что организационно-экономические параметры филиала соответствуют современным требованиям и позволяют осуществлять  прибыльную деятельность банка, способствуют упорядочению всех сторон деятельности банка. Однако работникам филиала необходимо уделить особое внимание на выполнение экономических нормативов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ БАНКА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМЕ КРЕДИТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЕ

 

2.1 Документальное оформление и порядок предоставления денежных средств в форме кредита в национальной валюте

 

Согласно постановления Правления Национального Банка Республики Беларусь об утверждении инструкции о порядке предоставления (размещения) денежных средств в форме кредита №226 от 30.12.2003 года, каждый банк обязан разрабатывать кредитную политику. Также каждый банк обязан разработать локальный нормативно-правовой акт, который будет регулировать следующие вопросы:

1.      Обязательные условия и порядок предоставления (размещения) денежных средств и их возврата;

2.      Процедура принятия решения о предоставлении (размещении) денежных средств;

3.      Порядок определения правоспособности и оценки кредитоспособности заявителя, кредитополучателя, нового должника (при переводе долга по кредитному договору на третье лицо);

4.      Перечень документов, предоставляемых заявителем, кредитополучателем, новым должником (при переводе долга по кредитному договору на третье лицо) для получения кредита до заключения кредитного договора и в течение срока его действия;

5.      Порядок и случаи контроля за состоянием заложенного имущества;

6.      Порядок и случаи контроля за целевым использованием кредита;

7.      Порядок формирования и хранения кредитного досье;

8.      Упрощенная процедура предоставления микрокредитов, если банк предоставляет микрокредиты.

Основанием для начала работы по рассмотрению вопроса о выдаче кредита является предоставление заявителем в банк письменного ходатайства на получение кредита, подписанное руководителем заявителя и содержащего сведенья о запрашиваемой сумме кредита, целевой направленности, сроках погашения, процентной ставке, предлагаемом обеспечении формах расчетов по условиям контрактов.

После рассмотрения руководителем ходатайство направляется в службу корпоративного бизнеса банка для формирования пакета документов на выдачу кредита и в службу безопасности для проверки благонадежности кредитополучателя.

Кредитный работник знакомит заявителя с порядком, условиями предоставления кредита и требованиями по заполнению анкеты. Для проверки Благонадежности субъектов хозяйствования (за исключением VIP-клиентов и корпоративных клиентов банка) копия анкеты заявителя направляется кредитным работником с проставлением даты отправки на анкете в службу безопасности банка, на которой работником службы безопасности проставляется дата ее получения. При установлении фактов, свидетельствующих о неблагонадежности заявителя, работником службы безопасности в течение 3-х рабочих дней с момента поступления ходатайства составляется докладная записка, которая представляется руководителю банка для принятия решения о дальнейшем рассмотрении документов заявителя.

На основании докладной записки службы безопасности, при принятии руководством банка решения о нецелесообразности осуществления сделки (без вынесения вопроса на рассмотрение кредитного комитета), дальнейшая работа по формированию пакета документов прекращается, а заявитель письменно уведомляется об отказе в выдаче кредита с указанием причин.

Для рассмотрения вопроса о возможности выдачи кредита кредитным работником от заявителя должны быть получены следующие документы:

1. Письмо-ходатайство (заявку) на имя руководителя банка о предоставлении кредита с указанием направления использования денежных средств, срока использования и суммы кредита, процентной ставки, предполагаемого способа обеспечения, источников погашения кредита, формы расчетов по условиям контрактов;

2. Анкету кредитополучателя установленной формы. Анкета заполняется при первом обращении кредитополучателя. Обновление данных анкеты производится не реже 1 раза в года, а при изменении учредительных документов, сведений о руководителе и др.

3. Копию годового бухгалтерского баланса со всеми приложениями к нему;

4. Аудиторское заключение, если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту;

5. Справка о наличии кредитов и длительности просроченной задолженности в других банках на дату обращения за кредитом, подписанная руководителем, главным бухгалтером и заверенная печатью заявителя;

6. Копии договоров контрактов или других документов в подтверждении кредитуемой сделки;

7. Документы по обеспечению исполнения обязательств;

8. Документы, подтверждающие полномочия лиц на заключение договоров с банком;

9. Другие документы по усмотрению банка.

Информационным источником для анализа деятельности заявителя наряду с запрашиваемыми документами могут быть сведения из внешних источников: прессы, от деловых партнеров кредитополучателя, других банков, информационных агентств, судебных органов.

Кроме того, банком могут  быть запрошены в Национальном банке Республики Беларусь кредитные отчеты заявителя и взаимосвязанных с ним лиц, которые представляются после письменного согласия заявителя.

Сформированный пакет документов направляется в службу безопасности для подготовки заключения. В течение 3-х рабочих дней (в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов) с момента представления полного пакета документов службой безопасности готовится заключение о деловой и финансовой репутации заявителя, которое представляется на рассмотрение председателю кредитного комитета банка.

До выдачи и в процессе кредитного мониторинга осуществляется проверка и оценка кредитоспособности кредитополучателя.

До заключения кредитного договора юридическая служба на основании учредительных документов проверяет правоспособность заявителя, правомочность руководителя заявителя или иного должностного лица на заключение договоров, наличие лицензий на осуществляемые виды деятельности, соответствие сделок, полномочия на распоряжение имуществом заявителя.

Юридическая служба осуществляет проверку соответствия представленных к кредитованию контрактов (договоров) нормам законодательства Республики Беларусь, а также договоры на реализацию, договоры, права на выручку, по которым принимаются в обеспечение по кредитному договору, в том числе контракты, представляемые в течение периода кредитования в рамках кредитных линий.

О результатах проведенной проверки на предмет соответствия форм и содержания представленных заявителем документов законодательству Республики Беларусь юридическая служба в течение трех рабочих дней с момента представления заявителем в банк полного пакета документов составляется заключение, которое представляется председателю кредитного комитета.

Кредитный работник проверяет полноту полученных от заявителя документов, осуществляет анализ финансово-экономического состояния заявителя, кредитуемого проекта и бизнес-плана развития в случаях, предусматривающих их представление.

При необходимости дополнительного анализа представленных документов кредитный работник, до выдачи кредита, на месте у заявителя проверяет состояние учета, реальное наличие кредитуемых товарно-материальных ценностей, выясняет другие вопросы, возникающие в ходе рассмотрения.

Кредитоспособность кредитополучателя определяется исходя из анализа финансового состояния, достаточности денежных средств у кредитополучателя для обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами и, в том числе, перед банком.

Анализ кредитуемого объекта предполагает изучение соответствия цели запрашиваемого кредита характеру уставной деятельности заявителя, изучается предыдущий опыт работы заявителя с аналогичными проектами, технологическая осуществимость проекта, выявляются основные проблемы и риски, которые могут повлиять на реализацию проекта, экономическая эффективность проекта, наличие договорно-правового обеспечения.

Члены кредитного комитета принимают решение о предоставлении кредита или отказе в его выдаче. Решение кредитного комитета оформляется протоколом, выписка из которого является основанием для выдачи кредита.

При принятии кредитным комитетом отрицательного решения кредитная служба в письменной форме за подписью руководителя банка не позднее 3-х рабочих дней после принятия решения сообщает заявителю об отказе в предоставлении кредита с предоставлением указания конкретных причин отказа.

Предоставление (размещение денежных) средств в форме кредита осуществляется на основе кредитных договоров, заключенных в письменной форме и подписанных должностными лицами банка и кредитополучателя.

Информация о работе Теоретические аспекты бухгалтерского учета опреаций банка по предоставлению денежных средств в форме кредита в национальной валюте