Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:48, курсовая работа
Исходя из необходимости для каждой организации оптимизации своей деятельности в рыночной экономике для максимизации прибыли, тема курсовой работы является актуальной, так как внедрение управленческого учета помогает организации достичь этой цели.
Целью курсовой работы является исследование организации управленческого учета и определение его сущности.
Введение………………………………………………………………………………….3
Обзор экономической литературы……………………………………………………...5
1. Теоретические основы учета и нормативно-правовое регулирование
1.1. Нормативно-правовое регулирование управленческого учета…...……...8
1.2. Назначение управленческого учета………...…………..…………..............9
2 . Основы управленческого учета
2.1. Определение сущности управленческого учета..………………………...14
2.2. Организация управленческого учета……..……………………………….29
Заключение…………………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы………………………………………………......35
Порядок формирования центров ответственности зависит от сферы деятельности предприятия, от его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры, технологического процесса и даже территориальной расположенности, поэтому решается в индивидуальном порядке. Практика выработала лишь некоторые ориентиры при выборе
центра ответственности. Например, центры затрат – это чаще всего производственные подразделения, отдел закупок, отделы административно- управленческого аппарата и т. д. Оценка их деятельности зависит прежде всего от эффективности использования ресурсов – выпуска продукции и связанными с ним затратами. Центры продаж – коммерческие, маркетинговые, сбытовые подразделения, ответственные за реализацию. Основной показатель их деятельности – объем продаж, выручка от реализации. Центры прибыли – относительно самостоятельные подразделения, руководители которых ответственны и за затраты, и за продажи, а следовательно, и за размер получаемой прибыли.
По
итогам этапа формирования центров
ответственности разрабатывается «Классификатор
центров ответственности», в котором закрепляются
принципы их выделения, классификации
и кодирования, а также «Справочник центров
ответственности», содержащий перечень
центров ответственности предприятия.
Формирование и механизма взаимодействия
управленческого и финансового учета
– одна из сложнейших проблем, решаемых
при создании организационно-
В практике западного учета применяются два варианта взаимосвязи управленческой и финансовой бухгалтерий с помощью контрольных счетов расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной системе учета на предприятии. Во втором варианте (вариант автономии) используются парные контрольные счета одного и того же наименования («счета-экраны»).
Планом счетов бухгалтерского учета, действующим с 2002 г., также предусмотрена возможность параллельного ведения учета затрат в системах собственно бухгалтерского учета и управленческого (производственного) учета с использованием счетов-экранов 30 – 39 Плана счетов. Однако оба варианта, хотя они и представляют собой разновидности автономии и интеграции, фактически реализованы в единой системе счетов. Они могут быть организованы при условии, что принципы, принятые в управленческом и финансовом учете, совпадают, чего на практике может и не быть. Исходя из этого, следует рассматривать и возможность использования третьего варианта – самостоятельной системы управленческого учета со своей системой регистров.
Целесообразность применения того или иного варианта определяется даже не размерами предприятия и объемами осуществляемых хозяйственных операций, а степенью отличий методологий управленческого и финансового учета. В результате организация финансового и управленческого учета в единой системе счетов не всегда позволяет учесть специфику принципов управленческого учета, а наличие автономных систем финансового и управленческого учета ведет к повышению трудоемкости работ,
дублированию информации, появлению расхождений.
Однако возможен и некий «промежуточный» вариант, например, ведение финансового и управленческого учета в разных планах счетов, но в рамках единой автоматизированной информационной системы. Подобные возможности реализуются в настоящее время большинством программ автоматизации деятельности предприятия. Естественно, что любой факт хозяйственной деятельности должен быть отражен в обеих подсистемах учета.
Но при этом алгоритм учета для каждой подсистемы будет свой, поскольку в управленческом учете заложены свои учетные принципы, а, кроме того, должна получить отражение расширенная информация, которая в финансовой бухгалтерии не учитывается. Это позволит устранить дублирование ввода информации и использовать принцип построения информационных систем: однократного ввода документа в систему и многократного использования.
Поскольку одна из главных задач постановки управленческого учета – удовлетворение информационных потребностей менеджеров различных уровней управления, весьма важным является перечень и содержание разработанных форм управленческой (внутренней) отчетности.
Существует ряд принципов, в соответствии с которыми формируются и предоставляются внутренние отчеты:
- отчет
должен быть адресным и
- отчет должен содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;
- при
составлении отчета следует
- отчет не должен быть перегружен, информация в нем должна быть систематизирована;
- затраты
на подготовку внутренней
- отчет должен быть «подготовленным», то есть должен облегчать принятие решений.
Для реализации последнего принципа следует:
- дополнять
фактические показатели
- дополнять
отчетные формы текстовыми
- осуществлять
классификацию информации в
- осуществлять
расчет соответствующих
Для создания на предприятии системы внутренней отчетности необходимо прежде всего определить перечень информации, которая необходима менеджерам различных структурных звеньев, а также степень оперативности и регулярности ее предоставления. Для этого, как правило, проводится специальное обследование системы управления предприятием, выявляются полномочия менеджеров различных уровней управления по
принятию решений и их информационные потребности.
Среди принципов, используемых при составлении отчетности, необходимо выделить «иерархический» принцип (принцип многоступенчатой отчетности по уровням управления), реализация которого предполагает, что по мере увеличения уровня руководства, которому предоставляется отчет, его детализация уменьшается.
Реализация проекта автоматизации в ходе постановки системы управленческого учета является «процессом в процессе», имеет свою длительность, этапы (предпроектный, проектный, внедрения), свои риски и свой эффект. Данный этап следует учитывать в процессе постановки управленческого учета, в нем должны быть приняты во внимание все требования к разрабатываемой системе управленческого учета, он же, в свою очередь, влияет на конкретные регламенты, разделение функций, способы представления информации в управленческом учете.
При определении требований к системе автоматизации должны быть задействованы представители всех служб, которые в дальнейшем будут эксплуатировать данную систему.
Возможности
автоматизации в настоящее
Выбирая программу для автоматизации управленческого учета, необходимо прежде всего исследовать уже применяемые (если таковые имеются) программы или отдельные модули автоматизации (в области планирования, складского учета, оперативного и бухгалтерского учета и т. п.), а также возможности их использования для автоматизации управленческого учета или же интеграции с внедряемой информационной
системой.
Управленческий учет играет очень важную роль в принятии решений. В процессе выполнения своих функций менеджеры постоянно сталкиваются с проблемой выбора оптимального варианта действий. При этом возникают типичные вопросы: что производить, как производить, где продавать продукт, какую цену назначать и т.д. В качестве примеров типичных ситуаций для управленческого учета, требующих принятия управленческих решений, можно привести:
- планирование производственной программы и выбор ассортимента продукции (работ, услуг);
- ценообразование;
- выбор варианта организации процесса снабжения, включающий в себя рассмотрение как финансовых, так и нефинансовых факторов;
- оценка
целесообразности принятия
- определение
«вклада» отдельных
- оценка
целесообразности ликвидации
- выбор варианта капитальных вложений, анализ эффективности мероприятий по модернизации оборудования;
- сохранение достигнутого уровня прибыли. При разработке управленческих решений на основе информации управленческого учета необходимо помнить, что каждая ситуация принятия решений характеризуется определенным набором реквизитов:
- поле альтернатив (набор вариантов решений, которые можно принять в данной ситуации);
- параметры решений (внешние и внутренние условия, которые должны быть приняты во внимание при принятии решений и которые «сужают» поле альтернатив);
- целевые установки (цели или группы целей, на достижение которых должно быть направлено принятое решение);
- факторы
цели (факторы, содействующие
Таким образом, информация, получаемая в системе управленческого учета, используется для принятия управленческих решений как долгосрочного, так и краткосрочного характера, в самых разнообразных ситуациях.
В рамках управленческого учета должна быть осуществлена выработка регламентов действий всех служб и закреплена в соответствующих корпоративных стандартах – внутренних нормативных документах, регламентирующих применение на предприятии управленческого учета.
Всю совокупность указанных документов можно разделить на две группы:
- стандартизирующие объекты управления в рамках управленческого учета;
- стандартизирующие
способы реализации в
К первой группе документов относятся классификаторы и справочники, которые определяют признаки классификации, используемые для выделения и группировки объектов управления.
Совокупность документов второй группы можно условно разделить на следующие блоки:
- документы,
регламентирующие ведение
- документы,
регламентирующие процедуру
- документы,
регламентирующие
- документы,
регламентирующие порядок
- документы,
регламентирующие принятие
- организационные
документы, регламентирующие
Таким
образом, решение рассмотренных
задач, возникающих при постановке
управленческого учета, позволит принимать
наиболее эффективные управленческие
решения в процессе финансово-хозяйственной
деятельности предприятий.
Информация о работе Сущность и организация управленческого учета