Сущность аудиторской деятельности и её регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать сущность аудиторской деятельности и её регулирование.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие, виды и сущность аудита;
- исследовать цели и задачи видов работ в аудиторской деятельности;
- рассмотреть процесс регулирования аудиторской деятельности.
Объектом исследования является аудиторская деятельность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.....5
1.1 Цели и задачи аудита............................................................................................5
1.2 Основные виды аудита..........................................................................................6
2. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ...........................10
2.1 Аудиторская проверка.........................................................................................10
2.2 Аудиторское заключение....................................................................................13
2.3 Субъекты и объекты аудита...............................................................................16
2.4 Ответственность аудитора..................................................................................18
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................22
3.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности.........................23
3.2 Совет по аудиторской деятельности..................................................................24
3.3 Правовая база аудиторской деятельности.........................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................31

Файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Занятие аудиторской  деятельностью происходит на основе специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата. Постановлением Правительства РФ утверждены порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 марта 2002г. «О лицензировании аудиторской деятельности» все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации запрещается.

Аудиторские фирмы начинают свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов, ведение которого организует Комиссия по аудиторской деятельности. Право учредителей, собственников, участников аудиторской фирмы определять её внутреннюю структуру, взаимоотношения руководителей фирмы и аудиторов по оформлению аудиторского заключения должны устанавливаться в уставе фирмы.

Организация аудиторской  деятельности показывает, что нельзя применять все правила об аудиторских фирмах к аудиторам, занимающимся этим видом предпринимательства самостоятельно.

 

2.4 Ответственность  аудитора

 

Отношения между  экономическим субъектом и аудитором  по поводу проведения аудиторской проверки и оказания других аудиторских услуг оформляются договором аудита. Пункт 2 ст.779 Гражданского кодекса РФ четко определяет, что аудиторские услуги оказываются в рамках договора возмездного оказания услуг. Таковым он считается даже в том случае, если аудит проводится лишь для того, чтобы предприятие получило аудиторское заключение, без которого, например, невозможно сдать отчет в налоговую службу. Поскольку это предпринимательский договор, то он должен во всех случаях заключаться в простой письменной форме. Договор аудита следует отнести к типу подрядных договоров. В его определении необходимы указания о риске аудитора, о задании экономического субъекта и об использовании специальных знаний аудитора. Самостоятельным видом подрядного типа договора он является в том случае, когда в обязанности аудитора входит установление достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта и соответствия совершённых им хозяйственных и финансовых операций законодательству. Эта обязанность является неотъемлемым признаком договора аудита. В случае, когда аудитор оказывает отдельные услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учёта, анализу финансово-хозяйственной деятельности и т. п., в этом случае используется обычный договор подряда или оказания услуг, не требующий у подрядчика наличия квалификационного аттестата аудитора и (или) лицензии на занятие аудиторской деятельностью.

Правила не разрешают  проводить аудиторскую проверку, если аудитор оказывал данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта, а также составлению финансовой отчётности. Этот момент имеет важное юридическое и экономическое значение. Более того, многие аудиторы-практики и юристы говорят о том, что в правилах надо предусмотреть ещё и тот момент, что аудиторская фирма или аудитор не вправе заключать длительные постоянные договоры с тем или иным экономическим субъектом на проведение аудиторских проверок и разовых аудиторских услуг. Последними должны заниматься специализированные бухгалтерские, аналитико-экономические, юридическо-консультативные, а не аудиторские фирмы.

Существенными условиями аудита как вида подрядного договора являются установление достоверности  бухгалтерской отчётности: экономического субъекта и цена за выполнение этой работы. Аудитор обязан своевременно предупредить контрагента, если возникла необходимость значительно повысить обусловленную договором цену. В этом случае экономический субъект имеет право отказаться от договора, возместив аудитору уже понесённые им расходы. Если аудитор не предупредил об этом экономического субъекта, то он обязан провести аудиторскую проверку, не требуя дополнительной оплаты своего труда.

Экономический субъект и аудитор свободны в  заключение договора, т. е. как одна, так и другая стороны вправе выбирать себе любого контрагента. Однако уклонение  экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствие её проведения влекут за собой штраф, предъявляемый прокурором, органами федерального казначейства, налоговыми органами по специальной шкале.

Аудитор обязан при проведении аудиторской проверки немедленно сообщать о необходимости  привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов в связи со значительным объёмом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора. Аудитор и аудиторская фирма обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Для осуществления  квалифицированной аудиторской  проверки аудитор имеет право  самостоятельно определять её формы и методы, исходя из требований законодательства и условий конкретного договора. Аудитор вправе проверять у экономических субъектов в полном объёме документацию, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов и специалистов. Аудитор или аудиторская фирма в случае не предоставления проверяемым экономическим субъектам необходимой документации вправе отказаться от проведения аудиторской проверки, расторгнув договор аудита, так как это является существенным его нарушением. В этом случае аудитор вправе требовать возмещения убытков, причинённых расторжением договора.

Главная обязанность  аудитора - квалифицированно проводить  свои проверки. Аудиторское заключение служит основанием для подтверждения или не подтверждения бухгалтерской отчётности экономического субъекта. В заключении отмечаются (если обнаружены) существенные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности, нарушения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц. На основании аудиторского заключения, итоговую часть которого экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, строятся деловые отношения с налоговыми и другими государственными органами, банками, кредиторами и т. п. Если оказывается, что аудиторское заключение составлено ошибочно, неточно, с нарушением законодательства, то встаёт вопрос об имущественной ответственности аудитора. Но экономический субъект не имеет возможности непосредственно с аудитора взыскать понесённые убытки вследствие неквалифицированной аудиторской проверки. Орган, выдавший лицензию (Министерство финансов РФ, Росстехнадзор РФ, Госбанк России), сначала назначает проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства и для экономических субъектов, с аудитора могут быть взысканы понесённые убытки в полном объёме, расходы по перепроверке, а также штраф в сумме 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудитора осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудиторской фирмы. Иск предъявляется в суд органам, выдавшим лицензию. В случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг лицензия аудитора может быть аннулирована органом, выдавшим её.

 

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

В Российской Федерации  для регулирования аудиторской  деятельности согласно Федеральному Закону «Об аудиторской деятельности»  создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства  РФ от 6 февраля 2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» функции федерального органа осуществляет Министерство финансов РФ.

Основные функции:

- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

- организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета  мнения профессиональных участников рынка  аудиторской деятельности создается  совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном  органе. Положение о совете по аудиторской  деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

 

3.1 Государственное  регулирование аудиторской деятельности

 

1. Функции государственного  регулирования аудиторской деятельности  осуществляет уполномоченный федеральный  орган.

2. Функциями  государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка  государственной политики в сфере  аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое  регулирование в сфере аудиторской  деятельности, в том числе утверждение  федеральных стандартов аудиторской  деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного  реестра саморегулируемых организаций  аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния  рынка аудиторских услуг в  Российской Федерации;

5) иные предусмотренные  настоящим Федеральным законом  функции.

3. Для осуществления  функций, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

 

 

 

3.2 Совет по аудиторской деятельности

 

Статья 16 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2010 г.

1. В целях  обеспечения общественных интересов  в ходе осуществления аудиторской  деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

2. Совет по  аудиторской деятельности осуществляет  следующие функции:

1) рассматривает  вопросы государственной политики  в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет порядок  разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

4) оценивает  деятельность саморегулируемых  организаций аудиторов по осуществлению  внешнего контроля качества работы  аудиторских организаций, аудиторов  и при необходимости дает рекомендации  по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на  рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает  обращения и ходатайства саморегулируемых  организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществляет  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и положением  о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

3. Для осуществления  функций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, совет по аудиторской  деятельности вправе запрашивать  у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

4. Состав совета  по аудиторской деятельности  утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Информация о работе Сущность аудиторской деятельности и её регулирование