Совершенствование учета и контроля труда и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
рассмотреть методику проверки расчетов с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

     Подготовку программы аудита расчетов с персоналом по оплате труда аудитор осуществляет на основании общего плана аудита. Программа аудита является детально разработанным перечнем содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

     Программы аудиторских процедур составляются аудитором для каждого направления аудита и отражаются в документе «Программа аудита». «Программа аудита» является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля за надлежащим выполнением работы. В программу аудита могут быть также включены предпосылки для подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности к аудиту и время, запланированное на проведение различных процедур аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор  обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при проведении процедур проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

      Организация аудиторской работы на объекте проверки в значительной степени зависит  от правильности ее планирования. Программа  аудиторской проверки операций по оплате труда и расчетам с персоналом организаций может иметь форму таблицы.

Таблица 1

Программа проведения аудита по расчетам с персоналом по оплате труда

Этап  проверки № шага Аудиторские процедуры, содержание Сроки проверки Исполнитель
1. Ознакомительный  
  1 Изучение особенностей учета расчетов с персоналом по оплате труда в организации: форма оплаты труда.    
  2 Рассмотрение  кадровой документации, первичных документов по учету расчетов с персоналом, учетных регистров.    
  3 Изучение Положения  об оплате труда и премировании работников    
  5 Разработка набора контрольных процедур.    
2. Основной  
  1 Аудит реальности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и учетных регистров  синтетического и аналитического учета.    
  2 Проверка действующей  системы оплаты труда и порядка  поощрения персонала.    
  3 Проверка правильности определения налоговой базы и  доходов, не подлежащих налогообложению.    
  4 Проверка обоснованности применения налоговых вычетов при  исчислении налога на доходы физических лиц согласно НК РФ.    
  5 Определение соответствия применяемых ставок единого социального налога действующему НК РФ.    
  6 Проверка правильности оформления первичных документов по начислению заработной платы.    
  7 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых  за счет средств Фонда социального  страхования РФ.    
  8 Проверка правильности расчета среднего заработка для  целей расчета отпускных и  пособий по временной нетрудоспособности.    
  9 Проверка своевременности  перечисления единого социального  налога (взноса) в бюджет.    
3. Заключительный  
  1 Подготовка  пакета рабочих документов.    
  2 Систематизация  материалов аудита и составление  аудиторского заключения.    
 

     Аудитор в ходе аудита по мере необходимости может уточнять и пересматривать общий план и программу в зависимости от изменения условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур. Причины и результаты изменений отражаются аудитором в рабочих документах.

     Аудитор непрерывно осуществляет планирование своей работы на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Выполнение  аудиторских процедур и оформление рабочей документации
 

     Цель  подготовки рабочих документов заключается  в  документальном подтверждении того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению и при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

     ФПСАД №2 «Документирование аудита» предусмотрено  описание используемых аудиторской  организацией процедур и их результатов.

     Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда  является весьма трудоемкой, поэтому для сокращения сроков ее проведения аудитор может использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме учета и схему соответствия отраженных в бухгалтерском учете операций совершенным хозяйственным операциям.

     Проверенные первичные учетные документы  организации аудитор записывает в свои рабочие документы.

     Основными направлениями законодательного регулирования  расчетов с персоналом по оплате труда являются:

  • прием на работу;
  • увольнение сотрудников;
  • начисление и выплата заработной платы;
  • удержания из заработной платы;
  • депонирование невыплаченной своевременно заработной платы;
  • предоставление отпуска;
  • оплата пособий но временной нетрудоспособности.
 

     Организации, для обобщения информации о расчетах с работниками  по оплате труда, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов используют счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Заработная плата и приравненные к ней выплаты, причитающиеся работнику, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 70.

     Работодатель  имеет право устанавливать различные  системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (ст. 144 ТК).

     Согласно  ст. 136 ТК срок выплаты заработной платы  устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором.

     Выдачу  наличных денег из касс предприятий на выплату заработной платы производят по расчетно-платежным ведомостям, на которых должен стоять штамп с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (п. 14 Порядка ведения кассовых операций).

     В соответствии с п. 7 Порядка ведения  кассовых операций предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее, в частности, на оплату труда. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

     В конце последнего дня выплаты  заработной платы на основании отчета кассира и приложенных к нему расходных кассовых документов в бухгалтерском учете отражается сумма выплаченной работникам заработной платы по дебету счета 70 и кредиту счета 50 «Касса».

     Заработная  плата работникам организации является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) на основании и. 1 ст. 209 НК. В соответствии с п. 3 ст. 210 НК для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК, с учетом особенностей, установленных гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК.

     Указанные вычеты предоставляются за каждый месяц  календарного года и действуют до месяца, в котором доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года работодателем, предоставляющим данные стандартные налоговые вычеты, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил указанную сумму, данные налоговые вычеты не применяются.

     Сумма НДФЛ, удержанная при выплате заработной платы, определяется по данным, содержащимся в расчетно-платежной ведомости либо в налоговых карточках по учету доходов и НДФЛ (форма № 1-НДФЛ, утвержденная приказом МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц»).

     Согласно  п. 1 ст. 226 НК российские организации, от которых или в результате отношений  с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога, рассчитанную по соответствующей налоговой ставке. Удержание начисленной суммы НДФЛ производится непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию с заработной платы работников, отражается в учете по кредиту счета 68 и дебету счета 70.

     В соответствии с п. 6 ст. 226 НК организация - налоговый агент обязана перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.

     С 2010 г. вместо ЕСН организации должны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

     В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ  2010 г. организации уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды по следующим тарифам:

  • в Пенсионный фонд – 20%
  • в Фонд социального страхования – 2,9%
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%
  • в территориальные фонды обязательного медицинского страхования -2%

   С 2010 года отменяется регрессивная шкала и устанавливается предельная величина (415 000 руб.) по каждому работнику нарастающим итогом с начала расчетного периода, при достижении которой страховые взносы не начисляются т.е. с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).

   К облагаемым страховыми взносами выплатам в 2010 году добавилась компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника (пп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ). Перечень необлагаемых страховыми взносами выплат дополнен суммами материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающими 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

   В 2010 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы (УСН и ЕНВД), сохранилась пониженная ставка в ПФР - 14%. То есть в течение 2010 г. лица, применяющие УСН, а также уплачивающие ЕНВД, по-прежнему будут перечислять взносы только в ПФР по ставке 14% (пп. 2 п. 2 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ).

   При исчислении и уплате страховых взносов  организации должны руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

     При проверке обязательных удержаний из заработной платы аудитор устанавливает  обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, а так же является ли работник штатным работником или работает по совместительству. Определяются наличие других удержаний из заработной платы и правильность расчета суммы налога на доходы физических лиц с дохода работника. При этом следует помнить: другие удержания из дохода работника не уменьшают налогооблагаемую базу по НДФЛ.

     Аудитор проверяет соблюдение исчисления налогооблагаемого  дохода, в соответствии с которым  работник имеет право на налоговые вычеты, а также устанавливает своевременность перечисления НДФЛ. В соответствии с действующим законодательством налог должен быть уплачен в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов организации в банке на счета работников.

     В соответствии со ст. 114 ТК работникам предоставляются  ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В соответствии со ст. 115,122 ТК организация обязана ежегодно предоставлять работнику основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

     Сумму среднего заработка, сохраняемого работнику  на время отпуска, рассчитывают исходя из средней заработной платы. Для этого установлен единый порядок (ст. 139 ТК), особенности которого определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213.

     На  основании ст. 139 ТК и п. 3 Положения  об исчислении средней зарплаты средний заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние двенадцать календарных месяцев. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от их источников.

Согласно  п. 13 Положения об исчислении средней  зарплаты при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используют средний часовой заработок. Он исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Информация о работе Совершенствование учета и контроля труда и заработной платы