Совершенствование учета и контроля труда и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
рассмотреть методику проверки расчетов с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Контроль  наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной  из функций управления любого экономического субъекта. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначением  является обеспечение  соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех  звеньях экономики.

     Аудит, являясь методом осуществления  вневедомственного независимого контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных  хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

     В условиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Предприятия, кредитные учреждения, биржи выступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

     Администрации важно оперативно контролировать ход  хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость своевременного получения качественной информации о деятельности различных подразделений предприятия.

     Интересы  пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой  ее оценке аудиторами – специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг.

     В последнее десятилетие произошли  кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том  числе в системе оплаты труда  и отчислений страховых взносов  в социальные фонды. Сложились новые  отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор.

     Рассматривая  проблемы аудита учета труда и  заработной платы, даже неискушенный в  этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера  заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений. Работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.

     Для большинства людей заработная плата  является основным источником доходов и зачастую именно она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. В то же время все предприятия и организации обязаны уплачивать единый социальный налог в размере 26% с фонда оплаты труда. Поэтому предприятия и организации, естественно, заинтересованы не только в снижении затрат на оплату труда, но и в уменьшении суммы обязательных отчислений с нее в социальные фонды, что позволит увеличить чистую прибыль предприятия.

     Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

    • определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
    • перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
    • дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
    • раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
    • рассмотреть методику проверки расчетов с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

     При написании данной работы была использована специальная литература, которая  способствовала раскрытию теоретической  части материала. Кроме того, большое  внимание было уделено нормативным  документам, регламентирующим порядок учета труда и заработной платы действующим в настоящее время.

     Курсовая  работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассмотрены  теоретические основы аудита, во второй изложена методика аудита.  

Глава 1. Цель, задачи, сущность и нормативное правовое регулирование аудита расчетов

  1. 1. Теоретические и методологические основы  аудита  расчетов с персоналом по оплате труда
 

     Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

     Внешний аудит представляет собой, прежде всего  предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения.

     Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

     Существуют  три основных этапа проведения аудита:

  1. Подготовка и планирование аудиторской проверки;
  2. Выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации;
  3. Составление аудиторского заключения.

     К числу основных комплексов задач, которые  необходимо проверить при аудите расчетов учета труда и заработной платы, относятся следующие:

  1. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
  2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
  3. Учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
  4. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
  5. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
  6. Сводные расчеты по заработной плате;
  7. Расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;
  8. Расчеты по депонированной заработной плате.

      Информационная  база аудита делится на следующие  группы:

    1) нормативно-правовые  документы:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
  • «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255 –ФЗ;
  • «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ;
  • Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375;
  • Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922;
  • «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1;

    2) локальные  документы организации, регулирующие  вопросы трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, оплаты труда и материального поощрения. К ним относятся коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании и материальном стимулировании, правила внутреннего распорядка, штатное расписание;

    3) первичные  учетные документы:

  • по учету кадров: №Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»; № Т-2 «Личная карточка работника»; № Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»; № Т-3 «Штатное расписание»; № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника»; № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; № Т-7 «График отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»; № Т-10 «Командировочное удостоверение»; № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»; № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»; № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета рабочего времени»; № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику»; № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

     Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового  характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), договоры личного  страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д.

    3) регистры  синтетического и аналитического  учета, которые включают карточки  и сводные ведомости по заработной  плате, журналы-ордера, обороты по  счетам, оборотно-сальдовые ведомости  по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

    4) бухгалтерская  и налоговая отчетность: бухгалтерский  баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), налоговые карточки по учету налога на доходы физических лиц (форма № 1-НДФЛ), справки о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ), индивидуальные карточки по учету взносов на обязательное пенсионное страхование;

    5) прочая  документация: приказы, распоряжения  руководителя, договоры о материальной  ответственности, договоры займа,  заявления работников, акты проверок  ревизионных и налоговых органов, аудиторские заключения.

     Проверка  расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как  в сплошном, так и в выборочном порядке.

     Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность.

     К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости  распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).

     В процессе решения первой задачи аудитор  определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие), разные временные периоды и основные виды начислений. Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги начислений или по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.

Информация о работе Совершенствование учета и контроля труда и заработной платы