Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ составления форм бухгалтерской отчетности.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования отчетности в РФ;
изучить состав, содержание и формы бухгалтерской отчетности;
представить порядок составление отчетности в соответствии с учетной политикой ООО «Связь».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Нормативно-правовое регулирование отчетности в РФ 5
2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности 9
3. Финансовая отчетность ООО «Связь» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление  о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

 При формировании бухгалтерской  отчетности организацией должна  быть обеспечена нейтральность  информации, содержащейся в ней,  т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме  отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Для составления бухгалтерской  отчетности отчетной датой считается  последний календарный день отчетного  периода.

При составлении бухгалтерской  отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных предприятий первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года включительно.

Каждая составляющая часть бухгалтерской  отчетности должна содержать следующие  данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного  периода, за который составлена бухгалтерская  отчетность; наименование организации  с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности5.

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.

Отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации. Она подписывается руководителем  и главным бухгалтером организации.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым  к ней требованиям, при составлении  бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов,  готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных  синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных  к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей6.

Предприятия, имеющие дочерние предприятия, составляют консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих  дочерних предприятий. Предприятия, имеющие  филиалы, представительства и иные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений в показатели форм своей бухгалтерской отчетности. Для этого дочерние предприятия, филиалы, подразделения представляют обязательную внешнюю отчетность вышестоящим предприятиям.

Для внутреннего управления предприятия  составляют внутреннюю отчетность, используя  данные текущего бухгалтерского и оперативного учета. Внутренняя и внешняя отчетность является важным источником информации для экономического анализа и планирования хозяйственной деятельности.

По источникам обобщаемой информации отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Большей  частью в отчетности интегрируется  информация разных видов учета, потому принадлежность отчетности к бухгалтерской или статистической (оперативной) определяется по преимущественному источнику информации и назначению отчета.

Отчетность – это заключительный этап бухгалтерского учета. Она составляется на основании всех видов текущего учета.

Цель составления бухгалтерской отчетности – отразить систему показателей, показывающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

     Основной формой бухгалтерской отчетности является баланс.  Бухгалтерский баланс – способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату. Его составляют на основе данных об остатках  по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из главной книги. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

В балансе отражается состояние  средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

  1. по составу (виду);
  2. по источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. В активе баланса отражается имущество организации, которое  состоит из внеоборотных и оборотных  средств, в пассиве – источники  образования данного имущества, которые подразделяются на собственные и привлеченные.

В разделе 1 актива баланса «Внеоборотные  активы» выделены следующие подразделы: нематериальные активы, основные средства, доходные  вложения   в   материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы. Данные активы являются долгосрочными, они используются организацией в течение более одного года. Общим принципом отражения этих активов в отчетности является применение оценки нетто.

В разделе 2 «Оборотные активы», отражаются средства, которые потребляются полностью  в течение года и полностью  переносят свою стоимость на стоимость  производимой продукции. В разделе  выделены четыре основные группы активов; запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Пассив баланса содержит три  раздела.

В разделе 3 «Капитал и резервы» приводятся данные о собственных  источниках средств в различных  группировках. В составе источников собственных средств показывается величина уставного капитала (в сумме, определенной учредительными документами). За минусом указывается величина собственных акций, выкупленных у акционеров. Приводится величина добавочного и резервного капитала. Величина резервного капитала показывается в разрезе резервов, образованных   в соответствии с законодательством, и резервов, образованных в соответствии с  учредительными документами. В этом же разделе приводится сумма нераспределенной прибыли  (непокрытого убытка). В годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр.

В разделе 4 «Долгосрочные обязательства» приводятся данные о долгосрочных заемных средствах (на период более одного года), то есть о средствах, которые представлены предприятию во временное пользование несобственниками предприятия на платной основе. Данный раздел содержит следующие группы: займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства.

В разделе 5 «Краткосрочные обязательства» отражается кредиторская задолженность  банкам, поставщикам, бюджету, внебюджетным фондам, работникам и т.д., подлежащая погашению в течение двенадцати месяцев после отчетной даты. Помимо данных сведений, в разделе отражены задолженность     перед участниками (учредителями) по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.

В конце баланса приводится справка  о наличии ценностей,   учитываемых  на забалансовых счетах7.

В январе 2003 года вступило в действие ПБУ 18/02 по налогу на прибыль8. Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Положение предусматривает отражение  в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего  уплате в бюджет, или суммы излишке  уплаченного и (или) взысканного  налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПБУ 18/02 вводит понятие временных  разниц. Под временными разницами следует понимать доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль (убыток) – в другом или других отчетных периодах.

Для учета отложенных налоговых  активов и отложенных налоговых  обязательств Минфин России вводит ранее незадействованные счета бухгалтерского учета 09 и 77, которые называются соответственно «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». Учетные записи по отложенным налогам создают следующие проводки:

Дебет счета 09,  Кредит счета 68 –  при формировании отложенного налогового актива;

Дебет счета 68, Кредит счета 77 – при  формировании отложенного налогового обязательства.

Классификацию временных разниц рассмотрим на рис. 1

Отложенные налоговые обязательства отражаются в четвертом разделе баланса «Долгосрочные обязательства», отложенные налоговые активы – в первом разделе баланса «Внеоборотные активы».


 


 



 



 

 

Рис. 1 Классификация временных  разниц

  

На сумму отложенных налоговых  активов и отложенных налоговых обязательств корректируется  сумма бухгалтерской  прибыли (убытка), поэтому данные суммы отражаются также в «Отчете о прибылях и убытках» (форма №2).

Отчет о прибылях и убытках (форма  № 2) должен характеризовать финансовые результаты деятельности организаций за отчетный период.

Отчет о прибылях и убытках содержит в своих  разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

  1. о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость продажи товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);
  2. об прочих доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходов от участия в других организациях и т.д.;
  3. о прибыли (убытках) до налогообложения,  которая корректируется на сумму отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
  4. о текущем налоге на прибыль;
  5. о сумме чистой прибыли  (убытка)   отчетного периода.

  Справочно в отчете приводятся  данные о постоянных налоговых  обязательствах (понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и  последующих отчетных периодов), базовой прибыли (убытка) на акцию, разводненной прибыли   (убытка)   на акцию. В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды по отдельным видам9.

Пояснения к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках  должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений нее финансовом положении.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках  должно быть указано, что бухгалтерская  отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.

Информация о работе Состав и содержание бухгалтерской отчетности