Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ составления форм бухгалтерской отчетности.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования отчетности в РФ;
изучить состав, содержание и формы бухгалтерской отчетности;
представить порядок составление отчетности в соответствии с учетной политикой ООО «Связь».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Нормативно-правовое регулирование отчетности в РФ 5
2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности 9
3. Финансовая отчетность ООО «Связь» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерская отчетность  - это  завершающий этап учетного процесса. Организация любой организационно-правовой формы обязана составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность состоит  из бухгалтерского баланса, отчета о  прибылях и убытках, приложений к  ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Это – единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результатах  ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Исходя из данных бухгалтерской  отчетности, можно ответить на следующие  вопросы, которые группируются в  три крупных блока, отражающих соответственно аспекты инвестирования, финансирования и регулярности формирования текущего финансового результата:

  1. куда вложены выделенные предприятию финансовые ресурсы, т.е. насколько оптимальна его инвестиционная политика;
  2. откуда получены требуемые финансовые ресурсы и насколько оптимальная структура источников предприятия;
  3. насколько ритмично и стабильно работает предприятие в плане по лучения регулярных доходов, т.е. каковы финансовые результаты за отчетный период по сравнению с установленными заданиями и в динамике.

Актуальность данной темы заключается в том, что при переходе на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности возрастает роль анализа бухгалтерской отчетности организации. Бухгалтер и аналитик должен знать основные нормативные документы, которыми регулируется составление и предоставление отчетности, определяется содержание ее отдельных форм, разделов, статей.  Полноценные аналитические процедуры невозможны, более того, расчеты могут быть бессмысленными, если аналитик не понимает экономического содержания статей отчетности и рассчитываемых показателей.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ составления форм бухгалтерской отчетности.

В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования отчетности в РФ;
    2. изучить состав, содержание и формы бухгалтерской отчетности;
    3. представить порядок составление отчетности в соответствии с учетной политикой ООО «Связь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативно-правовое регулирование отчетности в РФ

 

Отчетность представляет собой  систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

К настоящему времени в России формально  сложилась определенная концепция  в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России (табл. 1).

Таблица 1

Система регулирования бухгалтерского учета в России

 

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1 уровень – законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

2 уровень – нормативный

Положения по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, ЦБ РФ

3 уровень - методологический

Другие нормативные акты, методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные  органы исполнительной власти, консультационные фирмы

4 уровень – организационный

Организационно-распорядительная документация в рамках учетной политики хозяйствую-

щего субъекта

Организации, консультационные фирмы


 

К нормативным документам первого  уровня, регулирующим порядок составления  и предоставления бухгалтерской  отчетности, относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ.

Закон «О бухгалтерском учете»1 содержит наиболее общие положения в отношении отчетности. Согласно ст. 2 Закона бухгалтерская отчетность – это «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».

Согласно гл. 3 Закона «О бухгалтерском  учете» все  организации обязаны  составлять на основе синтетического и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность.

Бухгалтерская отчетность состоит из:

    1. бухгалтерского баланса;
    2. отчета о прибылях и убытках;
    3. приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  1. аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  1. пояснительной записки.

В Законе также определен единый отчетный год для всех организаций (с 1 января по 31 декабря включительно), указаны адреса и сроки представления  отчетности, порядок публикации, сроки  хранения документов бухгалтерского учета (не менее 5 лет).

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ конкретизирует отдельные моменты в отношении организации бухгалтерского учета в коммерческой организации, правил оценки статей отчетности и порядка ее представления.

Основным документом, устанавливающим состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации, является Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99 от 06.07.99 № 43н. Данное ПБУ раскрывает состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, отражает содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях  и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Даются правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудита бухгалтерской отчетности.

ПБУ 4/992 подробно раскрывает отдельные разделы Федерального закона «О бухгалтерском учете». В Положении приведена укрупненная номенклатура статей основных отчетных форм баланса и отчета о прибылях и убытках. Кроме того, здесь приведены основные аналитические данные, которые рекомендуется раскрывать в пояснениях к отчетности, а также упомянуто о необходимости составления сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ.

В ПБУ 4/99 указано, что бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей —  учредителей, инвесторов, кредитных  организаций, кредиторов, покупателей  и других категорий лиц, причем организация  обязана обеспечить пользователям возможность для ознакомления с отчетностью.

При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных  Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организаций» ПБУ 1/083. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе ПБУ 1/08 и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации;  порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

С 01.01.2003 вступило в действие Положение  по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное ПБУ предполагает ведение «третьего» учета, корректирующего показатели бухгалтерского и налогового учета. Основные термины, введенные ПБУ для корректировки – постоянные и временные разницы. При начислении амортизации разными способами для целей бухгалтерского и налогового  учета возникают налогооблагаемые временные разницы. В том периоде, когда возникают временные разницы, организация признает либо налоговый актив, либо налоговое обязательство.  Сумма налогового актива и налогового обязательства отражается в бухгалтерской отчетности организации.

Приказом Минфин РФ от 24 ноября 2003 г. №105н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация  об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03. Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Перед составлением бухгалтерской  отчетности должна проводится инвентаризация имущества и обязательств в порядке, предусмотренном в учетной политике организации согласно Методическим указаниям по инвентаризации и имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

Министерством финансов РФ был издан  Приказ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Согласно данному Приказу, бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. Формы бухгалтерской отчетности разрабатываются организациями с учетом рекомендуемых Минфином РФ в данном Приказе образцов форм и в соответствии с требованиями ПБУ 4/99.

Развитие новых форм организации бизнеса в условиях рыночных отношений привело к необходимости введения в систему регулирования правил публикации отчетности. В Гражданском кодексе РФ и Федеральных законах «Об акционерных обществах» и «О бухгалтерском учете». В ст. 97 ГК РФ определено, что «открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках»; то же требование предусмотрено и ст. 92 Закона «Об акционерных обществах».

На основании данных нормативных  документов строится порядок составления  бухгалтерской отчетности.

 

 

2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности

 

Федеральным Законом  от 21.11.96 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, Приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» установлены составные части бухгалтерской отчетности. 

Согласно данным нормативным документам, в состав годового бухгалтерского отчета организации представлены следующие формы:

  1. форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  2. форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  3. форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
  4. форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
  5. форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  6. пояснительная записка;
  7. аудиторское заключение.

В Законе «О бухгалтерском учете» введено понятие промежуточной отчетности, к которой отнесена квартальная и месячная отчетность, но не обозначен набор отчетных форм. Соответствующее уточнение сделано в ПБУ 4/99: промежуточная отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Организация может представлять в составе промежуточной отчетности кроме форм №1 и №2 иные отчетные показатели (форму № 4 и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности. Промежуточная отчетность составляется за квартал, полугодие, 9 месяцев. Аудит промежуточной отчетности не предполагается, равно как не требуется и составления пояснительной записки. Эта отчетность является внутренним документом, поскольку она не публикуется и не распространяется среди владельцев коммерческой организации. Кроме того,  в годовой отчетности отчет о прибылях и убытках отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности организация за истекший финансовый год; в квартальной отчетности этот же отчет отражает результаты не за истекший квартал, а за все прошедшие кварталы года, т. е. данные приводятся нарастающим итогом с начала года.

Приказом МФ РФ от 22.07.03 № 67н4 установлены новые формы бухгалтерской отчетности.  Основная черта новых форм, как и раньше, - рекомендательный характер, т.е. на основании данных форм организация может самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к Приказу, должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и пр.).

Информация о работе Состав и содержание бухгалтерской отчетности