Содержание бухгалтерского учета и его нормативная база

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрывается сущность бухгалтерского баланса, его роль в управлении предприятием и оценка финансового положения.
В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объем производства должен быть увязан с объемом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей.

Оглавление

Введение 3
1. Содержание бухгалтерского учета и его нормативная база 4
2. Предмет бухгалтерского учета и его объекты 5
3. Метод бухгалтерского учета и его слагаемые 6
4. Значение и задачи бухгалтерского баланса в рыночной экономике 12
5. Виды бухгалтерского баланса 14
6. Методика составления бухгалтерского баланса 16
7. Строение бухгалтерского баланса и техника его составления. Взаимосвязь его разделов и статей 18
8. Оценка статей бухгалтерского баланса 19
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Например, в хозяйственной  операции поступления денежных средств, полученных из банка в организацию, одновременно следует отразить в  учете оприходование их в кассу  и списание с расчетного счета. Этим подтверждается факт свершения хозяйственной операции и раскрывается экономическая сущность хозяйственной операции.

Счета и двойная запись применяются с целью регистрации, текущей группировки и обобщения  учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственными операциями. Среди рассмотренных ранее приемов и способов учета счета и двойная запись имеют приоритетное значение, так как именно их применение позволяет подготавливать для нужд управления с различной степенью детализации и обобщения информацию, необходимую для достижения конечной цели экономического субъекта — получения прибыли.

Через счета и двойную  запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной  деятельности, выбору дальнейшей стратегии  организации. Достигается эта цель путем составления бухгалтерского баланса. Он не только раскрывает состав имущества конкретного субъекта по видам, составу, функциональной роли и источникам формирования в процессе воспроизводства общественного продукта, но и содержит данные, анализ которых позволяет оценить уровень качества работы управляющих, финансовое состояние организации, ее платежеспособность.

Бухгалтерский баланс включает остатки счетов, которые формируют  имущество субъекта, его собственный  и заемный капитал.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности организации находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренний аппарат управления, так и внешние пользователи, имеющие финансовые интересы в данной организации, или потенциальные инвесторы. Поэтому отчетность должна быть составлена по определенным правилам и стандартам.

В конечном итоге бухгалтерский  баланс и отчетность выступают как  способ итогового обобщения и  соизмерения текущей учетной  информации об активах и источниках создания организаций, формирующих  ее объекты учета.

Рассмотренные элементы (слагаемые) метода бухгалтерского учета подтверждают их специфичность, присущую только данному  виду хозяйственного учета, позволяют  всесторонне уяснить сущность его  предмета. Каждый из них несет не только самостоятельную нагрузку, но и является исходной предпосылкой для функционирования следующей составной части метода, что позволяет уяснить причинную связь между фактами хозяйственной жизни. Тем самым достигается полное, непрерывное и объективное их отражение в системном бухгалтерском учете.

Итак, метод бухгалтерского учета  есть взаимосвязанная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами  с целью исчисления прибыли. Автоматизация  бухгалтерского учета и применение математических методов в экономике предоставляют возможность моделирования учетными процессами. Оно может осуществляться как последовательно применительно к указанным выше элементам метода бухгалтерского учета, так и в тесной их взаимосвязи исходя из поставленных задач.

 

4. Значение и задачи бухгалтерского баланса в рыночной экономике

 

Переход к рыночным отношениям вызвал появление различных форм собственности  и видов предпринимательской  деятельности. Воссоздается вексельное обращение, появились акции и другие ценные бумаги, изменены принципы финансирования и кредитования, расширен круг операций с иностранной валютой. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении сложившейся за многие годы системы бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране с опытом ведущих стран Запада и международными стандартами. Если в условиях централизованно-плановой экономики пользователями бухгалтерской информации были вышестоящие организации (главки и министерства), то новая финансовая отчетность уже нацелена на горизонтальное использование для привлечения инвесторов и партнеров, для информирования учредителей и акционеров об устойчивости финансового положения и о ближайших перспективах предприятия.

Так, по данным баланса  собственники, менеджеры и другие лица, связанные с управлением, знакомятся с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, то есть каков в количественном и качественном отношении тот запас имущества, которым предприятие способно распоряжаться, и кто принимал участие в создании этого запаса.

Баланс имеет большое  значение для руководства предприятием. Он отражает состояние средств в  обобщенной их совокупности на тот  или иной момент времени, раскрывает структуру средств и их источников в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние.

По данным баланса  выявляются недостатки в работе и  финансовом состоянии, а также их причины. С помощью баланса можно  разработать мероприятия по их устранению.

Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

По балансу определяют, сумеет ли организация в ближайшее  время выполнить свои обязательства  перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др., или ей угрожают финансовые затруднения.

Далее, по балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения  собственного капитала (чистых активов) за отчетный период, по которому судят  о способности администрации  сохранить и приумножить вверенные  ей материальные и денежные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли в пассиве или убытка – в активе баланса.

На основе данных баланса  строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных потоков  в соответствии с полученной прибылью. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а также органами государственного управления, поскольку, отражая совокупность имущественных отношений данного хозяйствующего субъекта, балансы отдельных организаций дают богатый материал для изучения особенностей современной экономической жизни. Ряд сложных проблем современной хозяйственной политики невозможно решить без внимательного анализа балансовых цифр.

В бухгалтерском учете  слово «баланс» имеет двоякое  значение:

1. Равенство итогов, когда  равны итоги записей по дебету  и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д.

2. Наиболее важная  форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств  организации в денежной оценке  на определенную дату. Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются, по большей части, на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату (момент).

Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что  его часто выделяют в самостоятельную  отчетную единицу, дополнением к  которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль расчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе; баланс – стержень, вокруг которого группируются, в качестве приложений к нему, все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств.

В бухгалтерском балансе  показывается состояние средств  организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т.д.

Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство  итогов актива и пассива, поскольку  и в активе, и в пассиве отражается одно и то же – хозяйственные  средства организации, но с различных  сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.

5. Виды бухгалтерского баланса

 

В бухгалтерском учете  существует множество видов бухгалтерских  балансов, которые отличаются в зависимости  от цели их составления. Предлагается классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:

1)время составления;

2)источник составления;

3)объем информации;

4)характер деятельности;

5)форма собственности;

6)объект отражения;

7)способ очистки.

По времени составления  бухгалтерские балансы могут быть:

1.вступительные балансы  – составляются в момент организации  предприятий. Различают вступительные  балансы вновь создаваемых предприятий  и хозяйственных единиц, образованных  на условиях правопреемственности  ранее действовавших. В первом  случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных обязательств учредителей по взносам в уставной капитал. Во втором случае вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса ;

2.текущие – разрабатываются  в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, то есть нарастающим итогом за девять месяцев;

3.ликвидационные –  составляются при ликвидации  предприятия и разрабатываются  неоднократно:

на начало периода  ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса);

на конец периода  ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В ликвидационном балансе  имущество отражается не по учетной  стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

4.разделительные –  составляются в момент разделения  крупного предприятия на несколько  более мелких или при передаче  одной или нескольких структурных  единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным);

объединительные – разрабатываются  при объединении нескольких предприятий  в одно предприятие или при  присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному  предприятию;

санируемые – составляются, когда предприятие находится  на пороге банкротства. Для составления  санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще  до срока составления заключительного  баланса должны выдать заключение о  реальном состоянии дел на предприятии.

По источникам составления  баланс подразделяется на:

инвентарные – составляются на основании инвентарной ведомости  имущества, средств в расчетах, обязательств;

книжные – строятся по данным текущего бухгалтерского учета  без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации;

генеральные – считаются  самыми реальными, так как в их основу положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объему информации баланс подразделяется на:

единичные – характеризуют  деятельность только одного предприятия;

сводные (консолидированные) – составляется не просто суммированием  одноименных показателей, а осуществлением следующих корректировок:

исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;

исключением остатков по взаимным расчетам внутри группы;

исключением дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.

По характеру деятельности балансы могут быть:

Информация о работе Содержание бухгалтерского учета и его нормативная база