Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:58, курсовая работа
Отечественная система бухгалтерского учета затрат на производство отвечала требованиям централизованно управляемой экономики: она обеспечивала получение информации обо всех фактически понесенных в производственном процессе затратах; калькулировании полной себестоимости продукции, работ или услуг в основном для целей государственного централизованного ценообразования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА…………………….......5
1.1 Организация учета затрат по системе "Директ-костинг"…………………..5
1.2 Проблематика классификации затрат на постоянные и переменные …....10
1.3 Особенности системы "Директ-костинг". Преимущества и недостатки..15
ГЛАВА 2. УЧЕТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ УСЕЧЕННОЙ
СЕБЕСТОИМОСТИ …………………………………………………………….19
2.1 Простой "директ-костинг"…………………………………………………..19
2.2 Развитой "директ-костинг"………………………………………………….23
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УЧЕТЕ …………………………………………………...27
3.1 Организация управленческой бухгалтерии
по системе "Директ-костинг"…………………………………………………..28
3.2 Целесообразность применения системы "Директ - костинг"……………..32
3.3 Калькулирование в отечественном учете по системе "Директ-костинг…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
• практическое применение рассматриваемого метода тесно переплетается с применением методов, основанных на исчислении нормативной себестоимости, в частности со "стандарт-костингом".
Простой "директ-костинг" базируется на следующих принципах:
• затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;
•
себестоимость произведенных и
реализованных изделий
только на основе распределения переменных (операционных) затрат;
• сравнение полученной таким образом переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменных затрат;
• возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.
Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой "директ-костинг") определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляет собой излишек выручки от реализации по сравнению с переменными затратами:
маржа с перемен. себестоим. = объем реализац. - переменные затраты
Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает "мертвой точки", или порога рентабельности, то есть финансовый результат равен нулю.
Основы данного метода - это:
•
постоянная направленность учета на
конечный результат, то есть определение
маржи по изделиям, в целом по
предприятию и
• учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;
• учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;
• определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.
Если предприятие производит много изделий, то метод переменных затрат позволяет измерить "вклад" каждого изделия в возмещение постоянных затрат и формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, этот метод в условиях рыночной экономики дает возможность проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объема реализации, то есть критического объема реализации, или порога рентабельности различных товаров.
Понятие
"вклад продукта" получило широкое
распространение в практике "директ-костинга",
оно позволяет определить, что каждый
продукт приносит предприятию. Эта учетная
категория позволяет лучше измерить рентабельность
продукта или группы продуктов, индивидуализируя
затраты, которые к нему относятся. При
таком методе отклоняются от строгого
соблюдения переменной себестоимости,
так как себестоимость включает не только
переменные затраты, но и часть прямых
постоянных затрат. Это дает возможность
улучшить технику исчисления себестоимости,
а сам метод был назван развитым "директ-костингом".
2.2
Развитой "директ-костинг"
Практическое применение простого "директ-костинга" было построено на аксиоме: каждое изделие, центр ответственности вносят особый вклад в результаты деятельности предприятия, но только предприятие как юридическое лицо может получить прибыль или понести убыток. Другими словами, отказывались от определения чистого результата по изделиям, центрам ответственности, а ограничивались исчислением маржи, за счет которой списывали постоянные расходы.
По
мере внедрения простого "директ-костинга"
выяснилось, что некоторые специфические
постоянные расходы могут быть отнесены
прямо без условного
Второе коренное отличие развитого "директ-костинга" от простого в том, что модель "затраты - выпуск" стала действовать не только в центрах ответственности на самом предприятии, но и за его пределами, что вызвало необходимость определения финансовых результатов (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте. Развитой "директ-костинг" позволил усилить контроль в общественном производстве, так как обеспечивал получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, а для этого необходимо было точно определить, за что несет ответственность каждое подразделение. Чтобы решить эту проблему, бесспорно, нужно было избегать условного распределения общих расходов, что привело к появлению категории "полумаржа по уровням" (изделие, группа изделий, цех, завод, компания). В связи с этим основой организации учета по методу развитого "директ-костинга" стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.
Специалисты, занимающиеся вопросами развитого "директ-костинга", подразделяют сегменты деятельности на две категории:
Внутренние: изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности;
внешние: секторы покупателей, классы клиентов, заказы, зоны коммивояжеров, графические зоны реализации, каналы реализации.
Внедрение развитого "директ-костинга" привело к отражению в учете нескольких видов марж и полумарж, поскольку в нем использовали пирамидальную систему учета общего (совокупного) результата деятельности. В основе пирамидальной системы лежит иерархия сегментов, которые расположены последовательно по нарастающей. Такая система может быть построена по производственному, реализационному или другим признакам.
Внедрение
в практику развитого "директ-костинга"
приводит к тому, что предприятия
в целях повышения
Разбивка предприятия на сегменты реализации может оказаться очень полезной в плане ориентации сотрудников, занимающихся маркетингом. Определение маржи по уровням дает возможность проведения двойного анализа. С одной стороны, производственную деятельность как бы локализуют и определяют серию марж по сегментам - продуктам. С другой стороны, обособляют распределительную деятельность, определяют и анализируют серию марж по сегментам реализации. В результате, исходя из этих двух критериев, анализируют действие новой экономической модели "продукт - рынок". Каждый продукт (товар) продается на многих рынках. Поэтому целесообразно исчислять маржу по каждому продукту, на каждом рынке.
Внедрение нормативов в систему "директ-костинга" вызывает меньше проблем, чем исчисление полной себестоимости, так как применение данной системы не требует условного распределения затрат. Кроме того, не нужно оперировать категориями "единица работы" и "нормальная деятельность", использование которых сильно затрудняет учет, но которые тем не менее необходимы при системе учета полной себестоимости.
В управленческом учете главенствующей становится система нормативов. Определяют не только нормативную себестоимость, но и нормативную выручку, так как это единственное средство соизмерить поступления и расходы и определить нормативную маржу, то есть использовать модель "затраты - выпуск".
Преимущества развитого "директ-костинга" очевидны. Особенно эффективно его применение на предприятиях с массовым производством и относительно сложным, технологическим процессом, поскольку в этом случае гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по производственным признакам.
Основные новации развитого "директ-костинга":
•
появление категории
• исчисление результатов (марж) по внешним сегментам (находящимся за пределами предприятия), то есть использование маркетинговых принципов в системе управленческого учета;
•
пирамидальная (ступенчатая) система
калькулирования на базе данных о
переменных затратах и специфических
прямых постоянных затратах.
ГЛАВА
3. ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ
«ДИРЕКТ-КОСТИНГ» В
ОТЕЧЕСТВЕННОМ УЧЕТЕ
"Директ-костинг" - западная система управленческого (производственного) учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до настоящего времени была распространена система учета и калькулирования полной себестоимости, система "директ-костинг" практически не применялась. Поэтому среди отечественных авторов, анализирующих западный опыт, в том числе излагающих вопросы "директ-костинга", нет единого мнения о сущности этой системы.
Многообразие
мнений по данному вопросу вызвано
не только отсутствием опыта применения
"директ-костинга" в практике отечественного
учета и недостаточной его
изученностью, но и отсутствием единства
взглядов среди наших экономистов-
Разнообразие мнений ученых нашей страны об определении системы "Директ-костинг" обусловлено еще и тем, что все они пытаются оценить западную систему учета с точки зрения методов учета затрат и калькулирования и подходов к организации учета, принятых у нас.
Система "Директ-костинг", как уже было сказано, - это система управленческого (производственного) учета, основанная на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (на изделие) и включающая в себя учет затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также анализ затрат и принятие управленческих решений.
Различные направления учета и анализа, которые принято рассматривать в нашей теории и практике раздельно, зачастую обособленно один от других, объединены на Западе в целостную систему управленческого (производственного) учета.
Термин "производственный учет" для нас не новый. Многие отечественные экономисты считают, что производственный учет - это прежде всего учет затрат на производство. Некоторые из них под производственным учетом подразумевают и учет затрат, и калькулирование.
Развитие рыночных отношений и связанные с этим потребности экономической практики будут стимулировать дальнейшие исследования в направлении управленческого (производственного) учета и путей его организации на предприятиях России.
Цели и задачи производственной бухгалтерии отличны от целей и задач финансовой бухгалтерии вне зависимости от варианта связи между ними.
Рассмотрим
некоторые варианты организации управленческой
(производственной) бухгалтерии по системе
"Директ-костинг" на счетах бухгалтерского
учета и ее связи с финансовой бухгалтерией.
Эти варианты можно рекомендовать для
применения на отечественных предприятиях.
3.1 Организация управленческой бухгалтерии
по системе "Директ-костинг"
Первый вариант - организация раздельного учета на счетах финансовой и управленческой (производственной) бухгалтерии.
Для связи учета затрат в управленческой (производственной) бухгалтерии с учетом текущих расходов в финансовой бухгалтерии целесообразно применять отраженные счета (счета-экраны) того же наименования.
В данном случае входящие остатки на счетах товарно-материальных ценностей отсутствуют. Производственная бухгалтерия осуществляет учет и контроль всех видов расходов производственных ресурсов, а также формирования производственного результата.
Расходы, собираемые на счете 26 "Общие управленческие и сбытовые расходы", являются периодическими и относятся поэтому на результаты производственной деятельности того отчетного периода, в котором они возникли.
Производственные накладные расходы, учитываемые на счете 25 "Общепроизводственные расходы", списываются на производственную себестоимость с последующим распределением между объектами калькулирования.
Информация о работе Система «директ-костинг», опыт и проблемы применения