Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:54, контрольная работа
Знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера.
Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.
Счет – это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.
4.4.5. Двойная запись
Двойная запись – это специфический бухгалтерский прием.
Двойная запись является способом отражения на бухгалтерских счетах вызываемых хозяйственными операциями двойных взаимосвязанных изменений в составе капитала, источниках и обязательствах организации.
Хозяйственные средства, над которыми организация получила контроль в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, называются активами.
Иначе говоря, активы – это контролируемые организацией экономические ресурсы (хозяйственные средства), стоимость которых в момент приобретения может быть объективно измерена.
Ресурсы (хозяйственные средства) будут экономическими, если они обеспечивают будущий экономический эффект организации. Это возможно, если ресурсы (хозяйственные средства) являются:
Требования различных лиц в отношении этих активов называются пассивами.
Пассивы подразделяются на два вида:
Понятие "требования" в отношении
активов организации имеет
Поскольку все активы организации могут быть востребованы либо ее собственниками, либо кредиторами и поскольку общая сумма этих претензий не может превышать сумму востребованных активов, следовательно, активы и пассивы равны (или активы = капитал + обязательства).
Таким образом, каждый рубль, вложенный в активы организации, предоставляется либо кредиторами, либо собственниками, и каждый предоставленный рубль вкладывается в некоторый вид активов.
Это – основное бухгалтерское уравнение, формально выражающее сущность двойной записи.
Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, пожертвование и приобретение, которые компенсируют друг друга.
Возникающие в процессе хозяйственной деятельности операции не могут нарушить баланс, так как при их регистрации используется принцип двойной записи – одна и та же хозяйственная операция отражается на счетах как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. В связи с этим всегда поддерживается баланс: сумма актива равна сумме пассива.
Таким образом, двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.
Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета – с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.
Внимание: правило, не имеющее исключений, – для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна равняться сумме по кредиту.
В связи с этим метод двойной записи имеет контрольное значение. Так, регистрация хозяйственной операции, в которой сумма по дебету не равна сумме по кредиту, изначально неверна, так как нарушается равенство сторон.
Если такое равенство не достигнуто, то это является следствием следующих ошибок:
Поскольку каждая хозяйственная операция вызывает двойные взаимосвязанные изменения капитала, источников его образования и обязательств, то между счетами, на которых записана соответствующая операция, возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь выражается в том, что дебет одного счета сочетается с кредитом другого счета, давая в двух взаимосвязанных изменениях отражение одной и той же операции.
Так, например, оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в одной и той же сумме.
В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи на них хозяйственной операции.
Счета при этом называются корреспондирующими.
Внешние связи между счетами (их корреспонденция) и величина изменения (факт хозяйственной деятельности) составляют сущность бухгалтерской проводки.
Бухгалтерская проводка – это выраженное в письменной форме указание дебета и кредита счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, на которые следует на основании первичных учетных документов отнести стоимостную оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт. Например, Д–т 60 К–т 51 – отражено перечисление денежных средств поставщику за приобретенные ценности.
Подчеркиваем еще раз
Для составления бухгалтерской проводки необходимо выполнить следующие действия:
Корреспонденция счетов имеет определенное экономическое значение, поскольку позволяет раскрывать основное содержание операции.
Бухгалтерские проводки бывают следующих видов:
На практике чаще всего встречаются простые проводки.
При осуществлении простых проводок в хозяйственной операции участвуют только два учитываемых объекта.
Задание 1.
На основе данных сгруппировать имущество организации по составу, размещения и источникам образования ОАО «Орион».
Исходные данные:
№ п/п |
Наименование средства |
Сумма, тыс. руб. |
1. |
Топливо |
175 |
2. |
Готовая продукция на складе |
3654 |
3. |
Производственное оборудование в цехах |
101 |
4. |
Прочие кредиторы |
845 |
5. |
Задолженность органам социального страхования |
500 |
6. |
Тара |
200 |
7. |
Задолженность бюджету по НДС |
50 |
8. |
Добавочный капитал |
180 |
9. |
Касса |
40 |
10. |
Затраты в незавершенном производстве |
150 |
11. |
Материалы |
120 |
12. |
Прочие дебиторы |
210 |
13. |
Задолженность поставщику за полученные материалы |
500 |
14. |
Краткосрочный кредит банка |
200 |
15. |
Задолженность перед персоналом организации по оплате труда |
600 |
16. |
Расчетный счет |
2250 |
17. |
Запасные части |
540 |
18. |
Основные средства общехозяйственного назначения |
540 |
19. |
Хозяйственный инвентарь |
320 |
20. |
Задолженность подотчетных лиц организации |
10 |
21. |
Материалы для ремонта оборудования |
5 |
22. |
Покупные полуфабрикаты |
980 |
23. |
Резервный капитал |
120 |
24. |
Производственное здание и оборудование складов отдела снабжения |
3600 |
25. |
Здание заводоуправления |
2100 |
26. |
Нераспределенная прибыль |
15300 |
27. |
Основные средства транспортного цеха |
1500 |
28. |
Валютный счет |
2000 |
29. |
Прибыль отчетного года |
200 |
1. Используя данные задания № 1 группировку хозяйственных средств по составу и источникам их образования осуществить по следующей форме:
Группировка хозяйственных средств по составу
Виды хозяйственных средств |
Сумма, тыс. руб. |
I. Внеоборотные активы |
|
1. Основные средства |
7841 |
2.Нематериальные активы |
- |
3. Капитальные вложения |
- |
4. Долгосрочные финансовые |
- |
ИТОГО внеоборотных активов |
7841 |
II. Текущие (оборотные) активы |
|
5. Производственные запасы |
2490 |
6. Незавершенное производство |
- |
7. Расходы будущих периодов |
- |
8. Готовая продукция |
3654 |
9. денежные средства |
4290 |
10. Краткосрочные финансовые |
- |
11. Средства в расчетах |
220 |
ИТОГО текущих (оборотных) активов |
10654 |
ВСЕГО хозяйственных средств |
18495 |
Группировка хозяйственных средств по источникам их образования
Виды хозяйственных средств |
Сумма, тыс. руб. |
I. источники собственных средств |
|
1. Уставный капитал |
- |
2. Добавочный капитал |
180 |
3. Резервный капитал |
120 |
4. Нераспределенная прибыль |
15300 |
5. Целевые финансирования и поступления |
- |
ИТОГО источников собственных средств |
15600 |
II. Источники заемных средств |
|
6. Кредиты банков |
200 |
7. Займы |
|
8. Расчеты с кредиторами |
2495 |
9. денежные средства |
200 |
ИТОГО источников заемных средств |
2895 |
ВСЕГО хозяйственных средств |
18495 |
Задание 2.
На основании исходных данных:
1.Составьте бухгалтерский баланс на 1 октября 200_г. на основе остатков по синтетическим счетам.
2.Открыть бухгалтерские
счета, записать в них
3.Составить оборотную
ведомость и бухгалтерский
Исходные данные:
Остатки на синтетических счетах на 01.10.200_г. ОАО «Орион»
№ п/п |
Наименование (код) счетов |
Сумма, тыс. руб. |
1. |
Основные средства |
2000 |
2. |
Нематериальные активы |
60 |
3. |
Материалы |
300 |
4. |
Незавершенное производство |
450 |
5. |
Касса |
50 |
6. |
Расчетные счета |
700 |
7. |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
300 |
8. |
Прочие дебиторы |
200 |
9. |
Уставный капитал |
3000 |
10. |
Добавочный капитал |
150 |
11. |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
130 |
12. |
Прибыли и убытки |
30 |
13. |
Расчеты по налогам и сборам |
150 |
14. |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
400 |
15. |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
200 |
Баланс предприятия на 01.10. 200_г.
Актив |
Сумма, тыс. руб. |
Пассив |
Сумма, тыс. руб. |
Основные средства Нематериальные активы Материалы Незавершенное производство Касса Расчетные счета Прочие дебиторы Расчеты с покупателями и заказчиками |
2000 60 700 450 50 300 200 300 |
Уставный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Расчеты с персоналом по оплате труда Прибыли и убытки Расчеты по налогам и сборам Добавочный капитал Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
3000 150
400
30 150
130 200 |
БАЛАНС |
4060 |
БАЛАНС |
4060 |