Счета и двойная запись

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера.
Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.
Счет – это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

Файлы: 1 файл

Готовая ТБУ.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

4.4.5. Двойная запись

Двойная запись – это специфический  бухгалтерский прием.

Двойная запись является способом отражения  на бухгалтерских счетах вызываемых хозяйственными операциями двойных  взаимосвязанных изменений в  составе капитала, источниках и обязательствах организации.

Хозяйственные средства, над которыми организация получила контроль в  результате свершившихся фактов ее хозяйственной  деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, называются активами.

Иначе говоря, активы – это контролируемые организацией экономические ресурсы (хозяйственные средства), стоимость которых в момент приобретения может быть объективно измерена.

Ресурсы (хозяйственные средства) будут экономическими, если они обеспечивают будущий экономический эффект организации. Это возможно, если ресурсы (хозяйственные средства) являются:

  • денежными средствами или могут быть превращены в денежные средства;
  • товарами, которые предполагается продать и получить за них денежные средства;
  • объектами учета, предполагаемыми для использования в будущей деятельности организации, когда возникает приток денежных средств.

Требования различных лиц в  отношении этих активов называются пассивами.

Пассивы подразделяются на два вида:

  • обязательства, то есть требования кредиторов к организации на дату составления бухгалтерского баланса (иными словами, требования любых третьих лиц, кроме собственников организации) – сумма задолженностей организации банкам, поставщикам, подрядчикам, своим работникам и другим кредиторам;
  • капитал (вложения собственников и прибыль, накопленная за время деятельности организации). Капитал отражает требования собственников.

Понятие "требования" в отношении  активов организации имеет наибольшее значение в случае, если организация  ликвидируется в связи с банкротством, что не соответствует одному из основных принципов бухгалтерского учета – допущению непрерывности деятельности организации.

Поскольку все активы организации  могут быть востребованы либо ее собственниками, либо кредиторами и поскольку  общая сумма этих претензий не может превышать сумму востребованных активов, следовательно, активы и пассивы равны (или активы = капитал + обязательства).

Таким образом, каждый рубль, вложенный  в активы организации, предоставляется  либо кредиторами, либо собственниками, и каждый предоставленный рубль вкладывается в некоторый вид активов.

Это – основное бухгалтерское уравнение, формально выражающее сущность двойной  записи.

Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который  означает, что все экономические  явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, пожертвование и приобретение, которые компенсируют друг друга.

Возникающие в процессе хозяйственной  деятельности операции не могут нарушить баланс, так как при их регистрации используется принцип двойной записи – одна и та же хозяйственная операция отражается на счетах как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. В связи с этим всегда поддерживается баланс: сумма актива равна сумме пассива.

Таким образом, двойная запись –  это способ регистрации хозяйственных  операций на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят  одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.

Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета – с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.

Внимание: правило, не имеющее исключений, – для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна равняться сумме по кредиту.

В связи с этим метод двойной  записи имеет контрольное значение. Так, регистрация хозяйственной  операции, в которой сумма по дебету не равна сумме по кредиту, изначально неверна, так как нарушается равенство сторон.

Если такое равенство не достигнуто, то это является следствием следующих  ошибок:

  • вместо кредита записан дебет или наоборот;
  • неправильно выведено сальдо счета;
  • при перенесении сальдо в баланс допущена ошибка;
  • неправильно подсчитана валюта баланса.

Поскольку каждая хозяйственная операция вызывает двойные взаимосвязанные  изменения капитала, источников его  образования и обязательств, то между  счетами, на которых записана соответствующая  операция, возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь выражается в том, что дебет одного счета сочетается с кредитом другого счета, давая в двух взаимосвязанных изменениях отражение одной и той же операции.

Так, например, оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в одной и той же сумме.

В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь  между дебетом одного и кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи на них хозяйственной операции.

Счета при этом называются корреспондирующими.

Внешние связи между счетами (их корреспонденция) и величина изменения (факт хозяйственной деятельности) составляют сущность бухгалтерской проводки.

Бухгалтерская проводка – это выраженное в письменной форме указание дебета и кредита счетов, затрагиваемых  данной хозяйственной операцией, на которые следует на основании  первичных учетных документов отнести стоимостную оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт. Например, Д–т 60 К–т 51 – отражено перечисление денежных средств поставщику за приобретенные ценности.

Подчеркиваем еще раз необходимость  составления бухгалтерской проводки только на основании первичных учетных документов.

Для составления бухгалтерской  проводки необходимо выполнить следующие  действия:

  • определить экономическое содержание объекта учета (исходя из требования приоритета содержания над формой);
  • признать объект учета (с условием большей готовности к принятию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);
  • технически отразить объект учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета по дебету и по кредиту.

Корреспонденция счетов имеет определенное экономическое значение, поскольку позволяет раскрывать основное содержание операции.

Бухгалтерские проводки бывают следующих  видов:

  • простые проводки, в которых указываются два корреспондирующих счета;
  • сложные проводки, в которых взаимодействуют более двух корреспондирующих счетов.

На практике чаще всего встречаются  простые проводки.

При осуществлении простых проводок в хозяйственной операции участвуют  только два учитываемых объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

На основе данных  сгруппировать имущество организации по составу, размещения и источникам образования   ОАО  «Орион».

 

Исходные  данные:

 

№  п/п

Наименование средства

 Сумма,  тыс. руб.

1.

Топливо

175

2.

Готовая продукция на складе

3654

3.

Производственное оборудование в цехах

101

4.

Прочие кредиторы

845

5.

Задолженность органам социального  страхования

500

6.

Тара

200

7.

Задолженность бюджету по НДС

50

8.

Добавочный капитал

180

9.

Касса

40

10.

 Затраты в незавершенном  производстве 

150

11.

Материалы

120

12.

Прочие дебиторы

210

13.

Задолженность поставщику за полученные материалы

500

14.

Краткосрочный кредит банка

200

15.

Задолженность перед персоналом организации  по оплате труда

600

16.

Расчетный счет

2250

17.

Запасные части 

540

18.

Основные средства общехозяйственного назначения

540

19.

Хозяйственный инвентарь

320

20.

Задолженность подотчетных лиц  организации

10

21.

Материалы для ремонта оборудования

5

22.

Покупные полуфабрикаты

980

23.

Резервный капитал

120

24.

Производственное здание  и оборудование складов отдела снабжения

3600

25.

Здание заводоуправления

2100

26.

Нераспределенная прибыль прошлых  лет

15300

27.

Основные средства  транспортного  цеха

1500

28.

Валютный счет

2000

29.

Прибыль отчетного года

200


 

 

1. Используя данные задания № 1 группировку хозяйственных средств по составу и источникам их образования осуществить по следующей форме:

 

 

 

Группировка хозяйственных средств по составу

Виды  хозяйственных средств

 Сумма, тыс. руб.

I.  Внеоборотные активы

 

1. Основные средства

7841

2.Нематериальные активы

-

3. Капитальные вложения

-

4. Долгосрочные финансовые вложения

-

ИТОГО внеоборотных активов

7841

II. Текущие (оборотные) активы

 

5. Производственные запасы

2490

6. Незавершенное производство

-

7. Расходы будущих периодов

-

8. Готовая продукция

3654

9. денежные средства

4290

10. Краткосрочные финансовые вложения

-

11. Средства в расчетах

220

ИТОГО текущих (оборотных) активов

10654

ВСЕГО хозяйственных  средств

18495


 

Группировка хозяйственных средств по источникам их образования

Виды  хозяйственных средств

 Сумма, тыс. руб.

I.  источники собственных средств

 

1. Уставный капитал

-

2. Добавочный капитал

180

3. Резервный капитал

120

4. Нераспределенная прибыль

15300

5. Целевые финансирования и поступления

-

ИТОГО источников собственных  средств

15600

II. Источники заемных средств

 

6. Кредиты банков

200

7. Займы

 

8. Расчеты с кредиторами

2495

9. денежные средства

200

ИТОГО  источников заемных  средств

2895

ВСЕГО хозяйственных  средств

18495


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

На основании исходных данных:

1.Составьте бухгалтерский  баланс на 1 октября 200_г.  на  основе  остатков по синтетическим  счетам.

2.Открыть бухгалтерские  счета, записать в них хозяйственные  операции за октябрь 200_г. способом  двойной записи. Подсчитать обороты за месяц и остатки на конец месяца на счетах бухгалтерского учета.

3.Составить оборотную  ведомость и бухгалтерский баланс  на 1 ноября 2007г.

Исходные  данные:

Остатки на синтетических счетах на  01.10.200_г. ОАО «Орион»

№ п/п

Наименование (код) счетов

 Сумма, тыс. руб.

1.

Основные средства

2000

2.

Нематериальные активы

60

3.

Материалы

300

4.

Незавершенное производство

450

5.

Касса

50

6.

Расчетные счета

700

7.

Расчеты с покупателями и заказчиками

300

8.

Прочие дебиторы

200

9.

Уставный капитал 

3000

10.

Добавочный капитал

150

11.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

130

12.

Прибыли и убытки

30

13.

Расчеты по налогам и сборам

150

14.

Расчеты с персоналом по оплате труда

400

15.

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

200


 

Баланс  предприятия  на 01.10. 200_г.

 

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

Основные средства

Нематериальные активы

Материалы

Незавершенное производство

Касса

Расчетные счета

Прочие дебиторы

Расчеты с покупателями и заказчиками

2000

60

700

450

50

300

200

300

Уставный капитал 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Расчеты с персоналом по оплате труда

Прибыли и убытки

Расчеты по налогам и сборам

Добавочный капитал

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

3000

150

 

400

 

30

150

 

130

200

БАЛАНС

4060

БАЛАНС

4060

Информация о работе Счета и двойная запись