Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:29, контрольная работа
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Введение………………………………………………………………….....2
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ…6
1.1Законодательные акты, регламентирующие организацию учета....…8
1.2Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях…….15
2 Счета бухгалтерского учета и двойная запись……………………….22
2.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета…………………………..22 2.2 Счета активные и пассивные………………………………………..24 2.3 Понятие и сущность двойной записи на счетах…………………...26 Заключение……………………………………………………………..…28
Список литературы……………………………………………………….31
Ø Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.
Вторая группа документов
третьего уровня, отражающих методические
вопросы бухгалтерского учета в
отдельных отраслях, включающих инструкции
по учету затрат и калькулированию
себестоимости готовой
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:
Ø документ по учетной политике предприятия;
Ø утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
Ø графики документооборота;
Ø утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
Ø утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования
(выбора и обоснования) и раскрытия
(придания гласности) учетной политики
организации установлены
В графике документооборота
определяется круг лиц, ответственных
за оформление документов, указываются
порядок, место, время прохождения
документа с момента его
Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции. В мировой практике сложилось два подхода к установлению правил ведения бухгалтерского учета. В англо-американской системе регулирование осуществляется через профессиональные неправительственные организации. В континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия, нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, т.е. возможность их использования зависит от законодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом, «официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального уровня.
Основными целями законодательства
о бухгалтерском учете
• обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
• составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона 1996 г.).
Формулировка первой цели нормативного регулирования, которую ставит перед собой законодатель, подчеркивает значимость информации, обобщаемой в системе бухгалтерского учета на макроэкономическом уровне. Единообразное ведение учета в данном контексте следует понимать, как обязанность субъектов по итогам отчетного периода формировать единые показатели. При этом обеспечение единообразия не означает унификацию и не предполагает каких-либо препятствий для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Более того, диспозитивный характер норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 13) позволяет организациям отступать от обязательных предписаний в случаях «когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации». Данная норма является следствием прямого заимствования основного постулата англо-американского подхода к бухгалтерскому законодательству – «истинного и справедливого представления» информации («true and fair»).
Вторая цель ориентирована, в основном, на удовлетворение интересов внешних пользователей, для которых бухгалтерский учет формирует информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может разрешить все их информационные запросы в полном объеме и ориентируется на удовлетворение потребностей, являющихся общими для всех групп пользователей.
Статья 4 Закона 1996 г. определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. Отсюда любая организация, занятая предпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке в качестве юридического лица, подпадает под обязательное ведение бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 4 Закона 1996г. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выведены из-под действия законодательства о бухгалтерском учете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Общее методологическое
руководство бухгалтерским
В соответствии с действующим законодательством (ст. 3 Закона 1996г.) правовую основу бухгалтерского учета составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходя из юридической силы и внутренней соподчиненности система источников, распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории России. На данный момент действует четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
2 СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ.
2.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета
Бухгалтерский баланс представляет собой заключительный прием учета, который позволяет в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета — имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату, как правило, на первое число каждого месяца (квартал, года). Поэтому с помощью баланса нельзя повседневно следить за изменениями происходящими в составе имущества и источников его формирования, для текущего учета и контроля в дополнение к балансу, в бухучете применяют систему счетов и двойной записи.
Система счетов - это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за средствами хозяйства и хозяйственными операциями.
Бухгалтерский счет – двусторонняя таблица (рис. № 4). В начале её дается наименование счета – это наименование объекта учета. Левая часть – дебет, правая часть – кредит. Если по дебету счета отражают поступление средств, то по кредиту - их расходование. Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется «САЛЬДО» (С-до). На счетах бухгалтерского учета отражаются хозяйственные операции, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Суммы, указывающие на размер и порядок движения объекта учета, называются оборотами. Обычно с-до на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается Сн, а на конец проведения операции (на конец отчетного периода) обозначается Ск. С-до и обороты носят название технических сторон счета, например: дебетовое с-до – дебетовый оборот или кредитовое с-до – кредитовый оборот. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота - дебетовый оборот (Обд ) и кредитовый (Обк).
Активный счет |
Пассивный счет | |||
Наименование счета |
Наименование счета | |||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит | |
Сальдо на начало периода |
Сальдо на начало периода | |||
Обороты за период (+) |
Обороты за период (-) |
Обороты за период (-) |
Обороты за период (+) | |
Сальдо на конец периода |
Сальдо на конец периода |
2.2 Счета активные и пассивные
Счета бухучета делятся на активные и пассивные. Активные счета предназначены для отражения средств предприятий, показываемых в активе баланса. Они дают показатели о наличии, составе и размещении средств. Пассивные счета — для отражения источников собственных и заемных средств, показываемых в пассиве баланса.
На счета переносят не только названия определенного вида средств или источника, взятых с соответствующей статьи баланса, но и сумму, которая отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса. В активных счетах сальдо на начало месяца берется из соответствующей статьи актива баланса и отражается по дебету счета, а в пассивных счетах — из пассива баланса, отражается по кредиту счета.
В активных счетах операции по увеличению объекта учета отражаются по дебету, под начальным сальдо, которое, как правило, отделяется от остальной части счета чертой, а операции по уменьшению — на кредите счета. В пассивных счетах, наоборот, операции по увеличению объекта учета отражаются на кредите, а операции по уменьшению — на дебете.
Однако следует отметить, что наряду с активными и пассивными счетами, существует группа активно-пассивных счетов, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов и предназначены в основном для расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Например, счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" может иметь два остатка: дебетовый - показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый - сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве. В зависимости от состояния этих расчетов может быть три случая:
2.3 Понятие и сущность двойной записи на счетах
Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах называется контировкой.
Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи.
Двойная запись - способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Взаимосвязь между счетами, возникающую при отражении хозяйственной операции с помощью двойной записи называют корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в четырех типах балансовых изменений.
Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойственные изменения в составе хозяйственных средств или их источников, или одновременно в составе средств и их источников в дебете одних и кредите других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Текст указывающий наименование дебетового и кредитового счетов и сумму отраженной хозяйственной операции называют бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью). Следует иметь в виду, что в каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.
Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды по дебету и кредиту другого счета, поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка. Корреспонденция счетов бывает простая – когда хозяйственная операция затрагивает дебет одного и кредит другого счета, т.е. в ней участвуют только 2 счета. Также корреспонденции счетов бывают сложными, которые отражаются по дебету одного и кредиту нескольких счетов, а также по кредиту одного и дебету нескольких счетов.
Информация о работе Счета бухгалтерского учета и двойная запись