Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....2
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ…6
1.1Законодательные акты, регламентирующие организацию учета....…8
1.2Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях…….15
2 Счета бухгалтерского учета и двойная запись……………………….22
2.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета…………………………..22 2.2 Счета активные и пассивные………………………………………..24 2.3 Понятие и сущность двойной записи на счетах…………………...26 Заключение……………………………………………………………..…28
Список литературы……………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

БУХ. УЧЁТ..doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Второй уровень системы  представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т.п. Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.

Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы

– методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49, типовые формы бухгалтерской отчетности. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности. В качестве примера приведем Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций».

Один из важнейших  документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н..К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Четвертый уровень в  системе составляют локальные нормативные  акты, принимаемые организацией и  формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и  организационном аспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель г регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства; британо-американская модель г доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов). До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства. [2] Какова иерархия нормативного законодательства, регулирующего бухгалтерский учет?

I уровень:

Конституция Российской Федерации.

II уровень:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

III уровень:

Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

IV уровень:

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 34 н; [ 4]

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его  применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (вводится с 1 января 2001 г. поэтапно по мере готовности предприятий в течение 2001 г.);

Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60н; [5]

Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 167;

Положение по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте” (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации  от 10 января 2000 г. № 2н;

Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н; [6].

Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001г. № 44н;

Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н;

Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н;

Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной  деятельности” (ПБУ 8/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации  от 25 ноября 1998 г. № 57н;

Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;

Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;

Положение по бухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах” (ПБУ 11/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 5н. [8].

Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н. [9].

Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной  помощи” (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н;

Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 91н; [10].

Положение по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 60н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.   Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях.

Организации в процессе формирования учетной политики могут  создавать документы, исходя из своей  структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В их состав входят:

-рабочий план счетов бухгалтерского учета;

-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля  над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

-а также изменения требований и допущений.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учётной работы:

а) учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский  учёт лично.

Принятая организацией учётная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учёта. При этом утверждаются:  

- рабочий план счетов бухгалтерского  учёта, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учёта  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учёта  и отчётности; 

- формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;  

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;  

- правила документооборота и  технология обработки учётной  информации; 

- порядок контроля за хозяйственными  операциями, а также другие решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учёта.

Принятая организацией учётная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учётной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учёта, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта или существенного изменения условий ее деятельности.

В целях обеспечения  сопоставимости данных бухгалтерского учёта изменения учётной политики должны вводиться с начала финансового  года. Бухгалтерский учёт ведется  организацией непрерывно с момента  ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация ведет бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учёта.

Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском учёте  организаций текущие затраты  на производство продукции и капитальные  вложения учитываются раздельно.

Рабочие документы, регламентирующие учет в организациях

Ø  Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций

Ø  Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

Ø  Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.

Данные документы следует  разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа включает:

Ø   Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);

Ø   Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);

Ø   Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;

Ø  Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;

Ø  План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);

Информация о работе Счета бухгалтерского учета и двойная запись