Роль кредитно-денежной политики в стабилизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…..3


1 Цели и инструменты кредитно-денежной политики………………………..4


1.1 Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики………….4


1.2 Методы регулирования денежно-кредитной политики…………….8


2 Передаточный механизм и виды кредитно-денежной политики…………13

2.1 Жестко-монетарная и гибко монетарная денежно-кредитная
политика……………………………………………………………………......13
2.2. Виды монетарной политики (таргетирование)………………..….17


3 Особенности и эффективность кредитно-денежной политики РБ в

условиях формирования экономики………………………………………….20


3.1 Становление кредитно-денежной политики в Республике

Беларусь………………………………………………………………………...20


3.2 Денежно-кредитная политика в условиях формирования

экономики………………………………………………………………..21


Заключение…………………………………………………………………….25


Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ основная.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     На  втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

     На  третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др).

     На  четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

     В Республике Беларусь важнейшими условиями  обеспечения высоких темпов долговременного  экономического роста являются достижение и сохранение финансовой стабильности, в основе которой – низкий уровень инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Таким образом, конечная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь – обеспечение с помощью монетарных инструментов (с учетом мер экономической политики правительства Республики Беларусь) снижения инфляции.

     Учитывая  отсутствие прямого механизма воздействия  на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики Национальным банком применяется система промежуточных  целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели. [16,с.50-58].

     Стратегические  цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь:

  • обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы;
  • содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста;
  • повышение реальных денежных доходов населения;
  • рост инвестиций и сбережений.

     Таким образом, денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

     Основная  задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса.

     При осуществлении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь:

  • повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
  • оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
  • расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий. [1,с.16-20].
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Методы регулирования денежно-кредитной политики 
 

     В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ выделяются:

  1. рефинансирование банков;
  2. процентные ставки по операциям центрального банка;
  3. обязательное резервирование;
  4. валютные операции;
  5. операции на открытом рынке;
  6. прямые количественные ограничения;
  7. установление ориентиров роста денежной массы;

     Механизмы рефинансирования представляют собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

     Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

  • переучет векселей;
  • ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего – предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список  и принадлежащих банку на праве собственности;
  • ломбардный кредитный аукцион;
  • операции РЕПО и др.

     Процентная  политика (изменение учетной ставки) — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого национальный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков.

     Процентная  политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения  внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В  этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую (ставка значительно превышает уровень инфляции), мягкую (ставка меньше уровня инфляции) и нейтральную процентную политику (ставка умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков).

     Во  всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение –  замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение  процентных ставок центрального банка  непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничением верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

     С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все  больше зависят не от абсолютного  уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность  процентной политики определяется ее гибкостью. Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

     Обязательное  резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

     Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной ассы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

     Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

     Норматив  резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и  представляет собой процентное отношение  суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части обязательств или кредитов).

     Устанавливая  и пересматривая норматив резервных  требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру  и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

     При использовании данного инструмента  денежно-кредитной политики следует  учитывать, что даже небольшие изменения  норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства

     Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные  акты, реальные механизмы регулирования  внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банка за пределами страны.

     Национальный  банк Республики Беларусь совместно  с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п. [2,с.16-18].

     Операции  на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и на валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Как центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таки образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная – избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

     Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки  и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

Информация о работе Роль кредитно-денежной политики в стабилизации экономики