Роль кредитно-денежной политики в стабилизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…..3


1 Цели и инструменты кредитно-денежной политики………………………..4


1.1 Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики………….4


1.2 Методы регулирования денежно-кредитной политики…………….8


2 Передаточный механизм и виды кредитно-денежной политики…………13

2.1 Жестко-монетарная и гибко монетарная денежно-кредитная
политика……………………………………………………………………......13
2.2. Виды монетарной политики (таргетирование)………………..….17


3 Особенности и эффективность кредитно-денежной политики РБ в

условиях формирования экономики………………………………………….20


3.1 Становление кредитно-денежной политики в Республике

Беларусь………………………………………………………………………...20


3.2 Денежно-кредитная политика в условиях формирования

экономики………………………………………………………………..21


Заключение…………………………………………………………………….25


Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ основная.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

   Р                 AS

                                      AD1(M1)

  P1

                                        ADe(Me)

  Pe

                        Ye                    Y 

Рис. 3. Нейтральность денег

     Допустим  теперь, что ЦБР повысил предложение  денег с Ме до М1. Это вызовет рост спроса на товары и услуги: кривая совокупного спроса сдвинется с ADe  до AD1. Но поскольку уровень выпуска ограничен уровнем занятости, определяемом на рынке труда, избыточный спрос приведет к росту уровня цен от Ре до Р1. Рост цен вызовет снижение реальной заработной платы с we/Pe до We/P1. Это в свою очередь, нарушит равновесие на рынке рабочей силы; появится избыточный спрос и совершенная конкуренция приведет к восстановлению равновесия при том же уровне занятости и более высокой номинальной заработной плате W1. При этом реальная заработная плата останется неизменной: we/Pe = W1/P1. Реальная процентная ставка равная номинальной процентной ставке минус уровень инфляции, определяется взаимодействием спроса и предложения на ссудный капитал и поэтому тоже останется неизменной.

Можно сделать вывод, что в результате роста предложения денег увеличились темпы инфляции, возросла номинальная заработная плата и номинальная процентная ставка,  но все реальные переменные не изменились. В соответствии с классической моделью деньги нейтральны   по отношению к реальным экономическим переменным. [12,с.260-299]. 
 

2.2. Виды монетарной  политики (таргетирование) 
 

     Монетарная  политика определения целевого показателя денежных агрегатов (таргетирование денежной массы — monetary targeting). Среди стран, которые путем контролирования денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, можно выделить США, Канаду, Великобританию. На протяжении двадцати лет (с 1974 года) данный режим применяли Германия и Швейцария. Главным преимуществом денежного таргетирования над валютным является возможность корректировать монетарную политику в зависимости от национальных приоритетов, а также устанавливать целевые показатели инфляции, которые будут отличаться от зарубежных, и способность противостоять внешним потрясениям. Политика оказывает влияние на инфляционные ожидания путем периодического оглашения установленных денежных агрегатов, тем самым подтверждая или опровергая желание и способность властей проводить выбранную политику. Однако все описанные преимущества зависят от двух “если”. Вопервых, для дееспособности денежного таргетирования необходимо выполнение условия, при котором будет установлена сильная и надежная связь между переменным показателем (инфляция или номинальный доход) и целевым агрегатом. При слабой зависимости влияние на целевой показатель не приведет к запланированному колебанию переменной. Такого рода разрыв произошел в США и привел к смене режима монетарной политики. Вторым “если” служит безоговорочный контроль за денежными агрегатами со стороны центрального банка. В случае его отсутствия автоматически исчезнут четкие сигналы, оповещающие о проведении именно этой формы монетарной политики. И если регулирование узких агрегатов денежной массы может быть реальностью для властей, то контроль за более широкими денежными агрегатами М2 и М3 более трудоемкий. Применение данной политики в США, Канаде и Великобритании не имело предполагаемых сверхположительных результатов, что объясняется двумя причинами. Поскольку к денежному таргетированию как к самостоятельной политике не относились серьезно, то и шансов на успех у властей не было. К тому же рост колебаний между переменным и целевым показателем привел к отмене в начале 1980-х годов данной системы названными странами. С другой стороны, результатом реализации денежного таргетирования в Германии и Швейцарии стало достижение контроля над уровнем инфляции в долгосрочном периоде и обеспечение прозрачности монетарной политики путем регулярной связи центрального банка с общественностью. [6,с.31-35].

     Монетарная  политика определения целевого показателя уровня инфляции (таргетирование уровня инфляции — inflation targeting). Первым государством, принявшим рассматриваемый режим, была Новая Зеландия (1990), затем — Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция (1993), Финляндия (1993), Австралия и Испания (1994). Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя следующие элементы:

- среднесрочную  декларацию достижения конкретных  показателей инфляции

- включение  целевых параметров инфляции и долгосрочную концепцию развития государства

- снижение  роли промежуточных показателей,  таких, как рост денежной массы  в общей стратегии достижения  оптимального уровня инфляции

- достижение  прозрачности долгосрочной монетарной  политики путем предания гласности текущих задач и планов

- увеличение  подотчетности центрального банка  для достижения целевых уровней  инфляции.

     Таргетирование  уровня инфляции обладает рядом преимуществ. В отличие от валютного таргетирования и наравне с денежным таргетированием политика целевого уровня инфляции позволяет фокусироваться на национальных интересах и снижает подверженность внешним потрясениям. Рассматриваемая политика, как и режим целевого показателя обменного курса, открыта и понятна для общественности и, как следствие, прозрачна. Целевой уровень инфляции более ясен для населения, нежели денежные агрегаты, которые должны быть жестко связаны с переменным критерием. Несмотря на риторический вопрос о “стабильности цен”, на практике страны, которые выбрали эту политику, установили целевой показатель уровня инфляции, а не уровня цен. К тому же количественные характеристики этой политики в основном устанавливались выше нуля и ограничивались годовым ИПЦ. Например, Новая Зеландия установила показатель 1,5%, Канада и Швеция — 2%, Австралия и Испания — 2,5%, Израиль — 8,5%. Еще одной особенностью данной политики является координация с основными стабилизационными целями. Центральные банки не перестают принимать меры по снижению колебаний ВВП и занятости. Большинство стран предпочитают политику снижения отклонений ВВП вместе с постепенным переходом от снижения среднесрочных показателей инфляции к долгосрочным. Кроме того, таргетирование уровня инфляции приводит к увеличению надежности и прозрачности центрального банка. В целом данный вид монетарной политики вынуждает монетарные власти быть дальновидными и реализовывать стратегию, нежели тактику, а также концентрироваться на текущей ситуации. [9,с.30-35].

     Монетарная политика определения скрытого целевого показателя (monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor). Наиболее ярким примером использования данного режима на современном этапе являются США. Сущность функционирования режима скрытого целевого показателя заключается в разработке жесткой стратегии контроля уровня инфляции на перспективу. Данная стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и принятие превентивных мер относительно потенциальной угрозы инфляционных процессов. Для предотвращения инфляции монетарной политике необходимо принять форму стратегии, которая в зависимости от лагов, временных задержек между реальной инфляцией и эффектом от реализуемой политики должна предусматривать соответствующие меры. Безусловно, такого рода политика является производной от политики таргетирования уровня инфляции, так как основным отличием можно назвать присутствие у первой временных лагов. Отличием же может быть меньшая прозрачность данной политики по сравнению с инфляционным таргетированием и отсутствием явного номинального якоря. Фактически политику скрытого целевого показателя можно назвать как “просто делай это” (“just do it”). Аргумент в пользу этого режима подтверждается фактом снижения уровня инфляции в США с двухзначного показателя в 1980 году до 3% к концу 1991 года. Можно согласиться с зарубежными экономистами в том, что режим скрытого целевого показателя является оптимальным для такой страны, как США. Действительно, зачем менять стратегию, если существующая приносит положительные результаты. Возможно, главной серьезной проблемой стратегии является зависимость ее реализации от предпочтений, навыков и способностей руководителей центрального банка. До сих пор глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен (Alan Greenspan) и другие государственные служащие эффективно проводили политику скрытого целевого показателя. Однако при дальнейшей смене управляющих отсутствует гарантия о продолжении выбранного направления новым штатом сотрудников. Итак, во избежание проблем в валютной сфере, одной из которых является завышенный реальный валютный курс, перед странами встает проблема выбора не только валютного режима, но и определенной монетарной политики. При предпочтении таргетирования валютного курса как наиболее быстрая политика по импортированию низкого уровня инфляции возникает угроза завышения реального валютного курса. Последствием этого процесса может стать сокращение конкурентоспособности экспорта. А в случае, если страна богата природными ресурсами и они составляют основу экспорта, то появляется опасность проявления так называемой “голландской болезни”[4,с.98-101].

     Альтернативными решениями могут стать иные варианты таргетирования, активно использующиеся в практике зарубежных стран. Иначе  говоря, слишком высокого курса валюты, подрывающего экспорт (за исключением экспорта ресурсов), который дает прибыль при любом, даже завышенном курсе валюты за счет ренты, образующейся в сырьевых отраслях. [5,с.42-51]. 
 
 
 
 
 
 

     3 Особенности и  эффективность кредитно-денежной  политики РБ в  условиях формирования  экономики 

     3.1 Формирование кредитно-денежной политики в Республике Беларусь 
 

      В Республике Беларусь с  1991  г.  начала  складываться  двухуровневая

банковская  система, состоящая из:

      1) Национального банка Республики  Беларусь;

      2) коммерческих банков.

      Национальный банк Республики  Беларусь  был образован в 1991  г.  В

частности, Верховный Совет Белорусской  ССР,  руководствуясь  Декларацией  о

государственном   суверенитете   Белорусской   Советской    Социалистической

Республики, постановлением от 21  декабря  1990  г.  объявил  собственностью

Белорусской    Советской     Социалистической     Республики     Белорусский

республиканский банк  Госбанка  СССР  и  республиканские  специализированные банки и постановил: «Создать на  базе  Белорусского республиканского  банка, Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк  Белорусской ССР.»

     В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов.

     Начало  первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.

     Начало  второго этапа пришлось на 1997 год, когда в кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.

     Начало  третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.

     К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии. На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных, депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

     В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специально антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянута программа так и не была выполнена должным образом.

     Нарастание  кризиса неплатежей и обострение других проблем в условиях сдерживания  радикальных преобразований, отсутствие должной теоретической концепции  предопределили принятие курса на смягчение  проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора.

      Национальный банк  Республики  Беларусь  является  Центральным   банком

республики  и подотчетен Верховному  Совету  Республики  Беларусь.  Он  имеет

право   законодательной   инициативы.   Председатель   правления    Нацбанка

назначается  Верховным  Советом,  его  заместители  и  члены   правления   —

Президиумом Верховного Совета.

      Национальный  банк   Республики   Беларусь   самостоятелен   в   своей

деятельности  в  пределах  полномочий,  предоставленных  законом   и   своим

Уставом, утверждаемым Верховным Советом  Республики  Беларусь.  Он  ежегодно представляет Верховному Совету отчет о своей работе. [15,с.420-425]. 
 

Информация о работе Роль кредитно-денежной политики в стабилизации экономики