Реструктуризация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:36, реферат

Краткое описание

Осуществляемый в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.

Файлы: 1 файл

украина.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

 

Поэтому любая первичная профсоюзная  организация, как структурное подразделение Всеукраинского профсоюза, может действовать как на одном, так и на нескольких предприятиях, а также и вне предприятия. Даже в случае начала процедуры ликвидации предприятия профсоюзный комитет вправе продолжать выполнять свои функции по защите прав и законных интересов членов профсоюза в течение их двухмесячного предупреждения о сокращении и на весь период получения помощи по безработице, что предусмотрено пунктом 2.3. Устава профсоюза металлургов и горняков Украины.

 

В случае, когда на базе ликвидированного предприятия создается новое юридическое лицо, а членам профсоюза, состоящим на учете в этой первичной профсоюзной организации, предложено перейти на работу в новое предприятие, деятельность данной первичной организации профсоюза металлургов и горняков Украины автоматически переносится на вновь созданное предприятие.

 

При этом профсоюзный комитет, при  необходимости, заключает договор  с новым работодателем (собственником) о преимущественном приеме на работу членов профсоюза, которые ранее  работали на ликвидированном предприятии.

 

В отдельных случаях по согласованию с вышестоящим органом профсоюза  на базе вновь созданных предприятий  могут создаваться первичные  профсоюзные организации, которые  на добровольной основе могут объединиться в единую профсоюзную организацию и избрать ее профсоюзный комитет с функциями, делегированными вновь созданными первичными профсоюзными организациями.

 

В каждом конкретном случае реструктуризации предприятия должен быть индивидуальный подход к профсоюзной структуре  при обязательном соблюдении принципа независимости профсоюзной структуры от хозяйственной, и необязательности их совпадения.

 

4.Коллективно-договорное регулирование  социально-трудовых отношений на  реструктуризируемом предприятии

 

Статьей 9 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" определено, что в случае реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет силу в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен с согласия сторон.

 

В случае изменения собственника предприятия, действие коллективного договора сохраняется, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового или изменении либо дополнении действующего коллективного договора.

 

При решении проблемы коллективно-договорного  регулирования на предприятиях, которые образовались в результате проведения реструктуризации базового предприятия, должна учитываться совокупность всех сложившихся факторов.

 

Это, прежде всего:

наличие единой профсоюзной организации (объединенного профкома);

наличие единого собственника предприятия;

наличие в каждом вновь созданном  предприятии своего профсоюзного комитета.

 

В зависимости от реальной ситуации возможны следующие варианты коллективно- договорного регулирования социально-экономических  отношений на таких предприятиях:

 

1.Заключение единого коллективного  договора для всех хозяйственных  структур, созданных в процессе  реструктуризации.

2.Заключение на каждом финансово-самостоятельном  предприятии своего коллективного  договора.

3.Заключение коллективного договора для базового предприятия и одновременное заключение коллективных договоров на каждом вновь созданном предприятии.

 

В системе, состоящей из единого (базового) коллективного договора и сопряженных  с ним коллективных договоров  самостоятельных хозяйственных  обществ. При этом часть норм базового коллективного договора распространяется на работников всех предприятий. Такая система применима в случае, когда все предприятия, входящие в нее, имеют одну или несколько структур, обслуживающих их общие интересы. Например, социальную сферу, которой пользуются все работники этих предприятий.

 

В пользу рассматриваемой системы  можно отнести то, что она обеспечивает консолидацию стороны наемных работников в отстаивании их общих интересов. Слабостью ее является определенная сложность построения коллективно-договорных отношений.

 

Решение о применении конкретного  варианта коллективно-договорного  регулирования должно быть принято, прежде всего, исходя из интересов трудовых коллективов предприятий, образованных в процессе реструктуризации, и способствовать повышению степени их социальной защиты.

 

(Рекомендации подготовлены авторским  коллективом в составе: Капалин  В.Т., Анистрат В.Д., Костарева В.Н.)

 

Приложение

 

П Е Р Е Ч Е Н Ь

 нормативно- правовых актов,  регламентирующих проведение

 реструктуризации в Украине  (по состоянию на 01.06.2002г.)

 

Для сегодняшнего этапа развития нормативно-правового  регулирования реструктуризации в  Украине характерно отсутствие (в  отличие от большинства стран  Центральной и Восточной Европы) специального законодатепьства. У нас эти вопросы регулируются при помощи подзаконных нормативных актов (постановлений и распоряжений Кабинета Министров, положений и методик Фонда государственного имущества, приказов министерств и ведомств).

 

Основными нормативно-правовыми документами в этой сфере являются:

 

1."Положення про порядок реструктуризації  підприємств" (затверджено Наказом  ФДМУ від 12 квітня 2002 р., №667) - Офіційний  вісник України, 2002, №19, с.37-45.

 

2."Методичні вказівки щодо  проведення реструктуризації державних підприємств" (затверджені Наказом Міністерства економіки України від 23 січня 1998р., №9) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 6 липня 1999р.

 

3."Положення про порядок поділу  підприємств і об'єднань та  відокремлення від них структурних підрозділів і одиниць" (затверджено Наказом Мінекономіки, Мінстату, Антимонопольного комітету від 20.04.1994, № 43/79/5 – там же.

 

4."Положення про порядок проведення  санації державних підприємств" (затверджено Постановою Кабінету  Міністрів України від 8 лютого 1994р, №67) – там же.

 

5."Методика розробки планів  реструктуризації державних підприємств  та організацій" (затверджена  Наказом Агентства з питань  запобігання банкрутству підприємств  та організацій від 2 червня 1997р., №73) – там же.

 

6."Методика складання бізнес-планів" (затверджена Наказом Агентства з питань запобігання банкрутству підприємств та організацій від 21 квітня 1997р., №56) - там же.

 

7."Державна програма приватизації  на 2000-2002 роки" (затверджена Законом  України "Про Державну програму приватизації" від 18 травня 2000р., № 1723-111) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 27 червня 2000р.

 

8."Положення про порядок погодження  планів санації господарських  товариств та державних підприємств,  щодо яких прийнято рішення про приватизацію" (затверджено Наказом ФДМУ від 5 жовтня 2001р., №1809) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 13 листопада 2001р.

 

9."Положення про порядок проведення  досудової санації господарських  товариств, у статутних фондах  яких державна частка перевищує 25 відсотків, та державних підприємств, щодо яких прийняте рішення про приватизацію" (затверджено Наказом ФДМУ від 12 жовтня 2001р., №1865) – "Законодавство України про банкрутство". – Київ: Юрінком Інтер, 2002, с. 132.

 

10."Методичні рекомендації щодо виявлення ознак неплатоспроможності підприємства та ознак дій з приховування банкрутства, фіктивного банкрутства чи доведення до банкрутства" (затверджені Наказом Мінекономіки України № 10 від 17 січня 2001 року). – Українська інвестиційна газета (Нормативна база) від 13 лютого 2001 р.

 

11."Методика проведення поглибленого  аналізу фінансово-господарського  стану підприємств та організацій" (затверджена Наказом Агентства  з питань запобігання банкрутству  підприємств та організацій від  27. 06.1997 р., №81).

 

12."Комплексна програма реструктуризації  державних підприємств", затверджена  Розпорядженням Кабінету Міністрів  України від 29 серпня 2001р., №401-р.

 

13.Закон України "Про відновлення  платоспроможності боржника або  визнання його банкрутом" ( із внесеними змінами та доповненнями). – Урядовий кур'єр, 13 квітня 2002 р.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Афонін А.С., Нестерчук В.П. Технологія  реструктуризації підприємства. –  Київ: 2000.

2.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация  предприятий и компаний. – М.:Экономика, 2001.

3.Примакова Е. Ликвидация (реорганизация)  предприятия. – Харьков: Фактор, 2002.

4.Терещенко О.О. Фінансова санація  та банкрутство підприємств. –  Київ: КНЕУ, 2000.

5.Проблеми банкрутства підприємств  і професійні спілки. – К.: "Профінформ" ФПУ, 2001 (Бібліотечка голови профспілкового комітету, №9, 2001).

6."Законодавство  України про банкрутство. Збірник  нормативних актів." – Київ: Юрінком  Інтер, 2002.


Информация о работе Реструктуризация предприятий