Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:36, реферат
Осуществляемый в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.
Для сбора информации используются все доступные профкому каналы, как в рамках контроля за выполнением коллективного договора, так и другие способы и источники (квартальные и годовые отчеты, баланс, отчеты ревизионной комиссии, материалы аудиторских и налоговых проверок).
Право на получение профсоюзным комитетом такой информации предоставлено статьями 28 и 45 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, а также Статьей 14 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".
Владение информацией о
А это в свою очередь даст возможность профкому выработать собственную обоснованную позицию по данному вопросу и довести ее до сведения государственных органов управления, уполномоченных принимать решения о проведении реструктуризации (Кабинет Министров Украины для стратегически важных предприятий, Фонд госимущества Украины или Минпромполитики - для остальных). Обращаем внимание, что срок подготовки выводов о целесообразности реструктуризации предприятия (согласно Положению о порядке реструктуризации предприятия, п. 2.6) не должен превышать 1 (одного) месяца.
Анализируя информацию о результатах
финансово-хозяйственной
проведение совещаний с
подготовка информационных листков;
проведение собраний в трудовых коллективах цехов, других структурных подразделений;
публикации в заводской прессе;
размещение материалов на информационном стенде профкома;
публикации в общегородских СМИ.
2.3. Параллельно
с проведением мониторинга
2.4. После
принятия решения о
Задачи, функции и полномочия Комиссии, порядок принятия ею решений определены вышеупомянутым Положением.
Согласно п.3.6. Положения в состав Комиссии может быть включен представитель профсоюзного комитета предприятия. Поэтому профсоюзному комитету необходимо в установленный 15-дневный срок внести в Фонд госимущества Украины свое предложение по кандидатуре члена Комиссии от профкома предприятия. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Фонда госимущества Украины.
2.5. Одной
из основных задач Комиссии
является разработка и
Проект реструктуризации является важнейшим документом, поскольку от того, каким будет его содержание, в значительной мере будет зависеть и ход, и результаты реструктуризации. Учитывая это, профсоюзному комитету (или созданной при профкоме рабочей группе по реструктуризации предприятия) обязательно необходимо выработать и внести в Комиссию свои предложения к Проекту реструктуризации с целью придания ему направленности, соответствующей интересам трудового коллектива предприятия, а также целям оздоровления и развития предприятия.
Согласно п.4.2 Положения Проект реструктуризации должен включать такие разделы:
общие положения;
анализ
финансового состояния
анализ
организационной структуры
анализ рынков сбыта производимой предприятием продукции;
мероприятия по реструктуризации предприятия;
прогноз социально-экономических последствий реструктуризации.
Проект
реструктуризации может включать раздел
о реорганизации ОАО с
К Проекту прилагаются:
план мероприятий по реструктуризации;
перечни имущества
перечни имущества
бизнес-планы создания новых юридических лиц.
При этом, согласно п.4.3 Положения, вышеназванные перечни имущества предприятия до подачи их на утверждение Комиссии должны быть согласованы с профсоюзным комитетом предприятия.
Особое внимание профсоюзный комитет обязан уделить двум последним разделам Проекта реструктуризации. При их проработке необходимо строго следить за безусловным соблюдением следующих социальных критериев:
- максимально возможным
- скорейшим погашением
установлением на сохраняемых и
вновь создаваемых рабочих
минимальным сокращением социальной инфраструктуры предприятия в ходе реструктуризации.
При подготовке предложений к проекту реструктуризации профкому необходимо определиться в отношении будущего каждого объекта социальной сферы, находящегося на балансе предприятия или в его собственности. Возможные варианты решения этой проблемы следующие:
сохранение всей социальной сферы;
ликвидация всей социальной сферы предприятия посредством: 1) передачи объектов, состоящих на балансе, в коммунальную собственность, либо 2) продажи объектов, вошедших в уставный фонд предприятия;
минимизация социальной сферы, то-есть передача в коммунальную собственность только части объектов, например, жилищного фонда предприятия.
В условиях, когда предприятие оказалось в сложном финансовом положении, оптимальным представляется третий вариант решения проблемы.
При этом во всех случаях при решении вопросов, связанных с изменением статуса объектов социальной сферы, необходимо следовать нормам Закона Украины "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности".
2.6. Разработанный Комиссией (
Так как реструктуризация затрагивает интересы не только собственников (акционеров), но и работников предприятия, подготовленный Комиссией проект ее проведения целесообразно рассмотреть на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия. Причем – обязательно до его утверждения Фондом госимущества Украины, или собранием акционеров ОАО. Для этого профсоюзному комитету необходимо инициировать и вовремя провести общее собрание (конференцию) трудового коллектива, а затем – его (ее ) решение приложить к проекту реструктуризации предприятия. Такое право предоставлено профсоюзному комитету в соответствии с п.4.5 Положения.
2.7. После утверждения Проекта
реструктуризации на
Профсоюзному комитету через своего представителя в Комиссии следует подключиться к разработке этого документа с тем, чтобы обеспечить: соответствие между утвержденным Проектом реструктуризации и приказом руководителя об организации его внедрения, реальность сроков выполнения предусмотренных мероприятий, а также закрепление за ними квалифицированных исполнителей.
2.8. Согласно п.5.1. Положения функцию
контроля за проведением
Прежде всего, в период реализации Проекта реструктуризации профком должен усилить контроль за соблюдением администрацией трудового законодательства и положений коллективного договора. Необходимо также отслеживать полноту и своевременность исполнения намеченных мероприятий по реструктуризации, соответствие их действующему законодательству, динамику изменения финансово-экономических и социальных показателей предприятия и (или) образованных хозяйствующих субъектов.
2.9. После выполнения мероприятий,
предусмотренных Проектом
Поскольку ни Положением, ни Методическими указаниями не установлены никакие специальные критерии для определения успешности (эффективности) проведенной реструктуризации предприятия, профсоюзному комитету для выработки собственной оценки необходимо сравнить состояние предприятия "до" и "после" реструктуризации по следующим традиционным показателям:
объемы производства и реализации продукции;
затраты на 1 грн. чистого дохода (выручки) от реализации;
рентабельность реализованной продукции;
дебиторская и кредиторская задолженность;
сумма затрат на техническое переоснащение производства, освоение новых технологий;
обеспеченность собственными оборотными средствами;
уровень бартерных операций;
доля производства по давальческим схемам;
численность работающих на предприятии и вновь образованных хозяйствую- щих субъектах;
задолженность по заработной плате;
уровень средней заработной платы;
доля ФОТ в себестоимости продукции;
общая сумма расходов на содержание социальной инфраструктуры.
Такое сопоставление и позволит выработать объективную интегральную оценку проведенной реструктуризации предприятия.
2.10. В высшей степени важной
задачей, которую профсоюзный
комитет должен выполнять на
всех этапах проведения
Очевидно, и после завершения реструктуризации
предприятия целесообразно
3.Вопросы реорганизации
В случае реструктуризации предприятия главная задача состоит в том, чтобы сохранить, предусмотренные пунктом 3.3. Устава принципы организационного единства и целостности профсоюзных звеньев, работоспособность выборных органов профсоюза.
Реорганизация (и даже ликвидация)
предприятия, согласно пункту 3.2. Устава
профсоюза металлургов и
Как не бывает трафаретной схемы
реструктуризации предприятия, так
не может быть и трафаретной системы
реорганизации профсоюзной
Необходимо, прежде всего, исходить из
того, что Закон Украины "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности"
рассматривает первичную профсо