Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:34, реферат
Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита. Аудит в России зародился сравнительно недавно. Но за прошедшие годы аудит и аудиторская деятельность в России постоянно и динамично развивались. Возросло количество аудиторских организаций и специалистов, занимающихся аудитом, совершенствовалась нормативная база, разрабатывались и внедрялись правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилилась роль профессиональных аудиторских объединений, возросла потребность в аудите с целью подтверждения достоверности отчетности предприятий.
С 1 января 2009 г. целый ряд важнейших функций регулирования аудиторской деятельности от Минфина России передан саморегулируемым организациям аудиторов. К подобным функциям относятся предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
С 1 января 2010 г. было отменено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в СРО. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе с 01.01.2010 проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, а аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе участвовать в аудиторской деятельности.
Основные функции СРОА заключаются в следующем:
У СРОА существует своя специфика. В первую очередь, они должны осуществлять защиту своих членов, повышать интерес к профессии, качеству аудиторских услуг, чтобы общественная значимость аудита в экономике была ощутима и способствовала улучшению и прозрачности всей экономической информации.
В государственном реестре саморегулируемых организаций числится 6 СРОА:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлены дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям, которые призваны повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита. Также был введен единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.
22 марта 2012 г. Советом по аудиторской
деятельности был одобрен Кодек
Для аудиторов также появились новые требования. Помимо обязательного членства в СРО, существуют требования по стажу работы именно в аудиторской организации.
Новым законом отменено страхование аудиторской деятельности, но при этом очень много возлагается на стандартизацию аудиторской деятельности и Кодекс этики аудиторов. Появились «послабления» по количеству аттестованных аудиторов в организации (сейчас численность аудиторов, работающих, причем по трудовым договорам, должна быть не менее 3-х, а не 5-ти, как было раньше).
На динамику выручки и динамику аудиторского бизнеса оказывает влияние достаточно много факторов, среди которых основополагающей является сформированная цена на аудиторские услуги. На последнюю, в свою очередь, влияют общеэкономические условия и конкурентные условия отрасли.
Экономические показатели деятельности СРОА и отрасли отражают ряд важных проблем, возникшие не только от проведения реформы аудита, но и от условий рынка. Основные проблемы, стоящие перед аудиторами, кроются в сущности, как самой профессии, так и аудиторской услуги. В первую очередь, аудит относится к профессиональным услугам, которые имеют высокую общественную значимость, и имеют особую ответственность перед пользователями отчетности, перед рынком.
Самая важная причина, которая связана с проблемами ценообразования и эффективностью саморегулирования, - это изменение роли аудита, его ценности. Есть две разнонаправленные тенденции. Так, в течение ряда лет стоимость аудиторских услуг существенно не увеличивалась, но при этом объективно возрастали затраты аудиторов, в том числе связанные с вступлением в СРОА и сопутствующими ему взносами, контролем качества, современными технологиями, инфляцией, и др. Дело в том, что пользователи услуг не нацелены на увеличение платы за аудиторские услуги. Раньше стоимость аудита была очень высокой, и каждая консультация, каждое действие аудитора, каждое заключение имели большую ценность в силу того, что не были развиты информационные технологии, качество самой отчетности было низким, квалификация бухгалтерских кадров была невысокой, соответственно, привлекать профессиональных специалистов было просто необходимо. Сегодня ситуация изменилась: квалификация пользователей значительно выросла, бухгалтерская отчетность стала намного прозрачнее и проще ввиду повсеместной автоматизации бухгалтерского учета. Многие вопросы, которые необходимо решить, есть в открытом доступе, в информационных справочно-правовых системах. Также необходимо отметить, что в целом устоялось налоговое и бухгалтерское законодательство, которые влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. Все эти факторы привели к уменьшению ценности аудита.
Вторая тенденция связана с тем, что не все проблемы современного аудита близки пользователям аудиторских услуг. Не многие пользователи полагаются на мнение аудитора. В основном своем составе управляющие бизнесом уверены в отчетности, а другой категории пользователей – инвесторам - аудит необходим. Если управляющие знают, как обстоят дела на предприятии, и аудит им нужен «постольку поскольку», то инвесторам необходимо принимать правильные решения на основании грамотно заверенной информации. Но профессиональных инвесторов в России сегодня не так много.
На стоимость аудита в сторону снижения повлияли и кризисные явления в экономике, когда клиенты оказались в тяжелом положении, и аудиторам пришлось очень гибко подходить к вопросу формирования цены. Не секрет, что были и такие аудиторы, которым пришлось «отбивать» затраты на вступление в СРОА, и они существенно снижали стоимость аудиторских услуг с целью недобросовестного завоевания клиентов. Все это привело к существенному снижению уровня цен.
Реформа аудита направлена на общемировые тенденции, мы движемся к единому аттестату.
Заключение
Звание аудитора в России было введено Петром I. В 1894 году почетный член «Общества для распространения коммерческих знаний» И. Д. Гопфенгаузен обратился к Обществу с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. В 1924 году был создан Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ).
Аудиторская деятельность в России в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 году. Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Интераудит». С декабря 1993 года по август 2001 года - период становления российского аудита. Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности.
Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия могла считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.
С 2009 года вступил в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ Основная концепция закона - отмена лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – СРОА (Саморегулируемая организация аудиторов). Реформа аудита направлена на общемировые тенденции, мы движемся к единому аттестату.
Информация о работе Развитие аудита и современное состояние аудиторской деятельности в России