Развитие аудита и современное состояние аудиторской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:34, реферат

Краткое описание

Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита. Аудит в России зародился сравнительно недавно. Но за прошедшие годы аудит и аудиторская деятельность в России постоянно и динамично развивались. Возросло количество аудиторских организаций и специалистов, занимающихся аудитом, совершенствовалась нормативная база, разрабатывались и внедрялись правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилилась роль профессиональных аудиторских объединений, возросла потребность в аудите с целью подтверждения достоверности отчетности предприятий.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.73 Кб (Скачать)

С 1 января 2009 г. целый ряд важнейших функций регулирования аудиторской деятельности от Минфина России передан саморегулируемым организациям аудиторов. К подобным функциям относятся предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

С 1 января 2010 г. было отменено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в СРО. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе с 01.01.2010 проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, а аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе участвовать в аудиторской деятельности.

Основные функции СРОА заключаются в следующем:

  • ведение реестра членов СРОА;
  • контроль качества членов СРОА;
  • аттестация и повышение квалификации аудиторов.

У СРОА существует своя специфика. В первую очередь, они должны осуществлять защиту своих членов, повышать интерес к профессии, качеству аудиторских услуг, чтобы общественная значимость аудита в экономике была ощутима и способствовала улучшению и прозрачности всей экономической информации.

       В государственном реестре саморегулируемых организаций числится 6 СРОА:

  • НП «Аудиторская палата России»;
  • НП «Институт Профессиональных Аудиторов»;
  • НП «Московская аудиторская палата»;
  • НП «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров»;
  • НП «Российская Коллегия аудиторов»;
  • НП «Аудиторская Ассоциация «Содружество».

 

 Федеральным законом от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлены дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям, которые призваны повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита. Также был введен единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

22 марта 2012 г. Советом по аудиторской  деятельности был одобрен Кодекс профессиональной этики аудиторов. Он представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Для аудиторов также появились новые требования. Помимо обязательного членства в СРО, существуют требования по стажу работы именно в аудиторской организации.

Новым законом отменено страхование аудиторской деятельности, но при этом очень много возлагается на стандартизацию аудиторской деятельности и Кодекс этики аудиторов. Появились «послабления» по количеству аттестованных аудиторов в организации (сейчас численность аудиторов, работающих, причем по трудовым договорам, должна быть не менее 3-х, а не 5-ти, как было раньше).

На динамику выручки и динамику аудиторского бизнеса оказывает влияние достаточно много факторов, среди которых основополагающей является сформированная цена на аудиторские услуги. На последнюю, в свою очередь, влияют общеэкономические условия и конкурентные условия отрасли.

Экономические показатели деятельности СРОА и отрасли отражают ряд важных проблем, возникшие не только от проведения реформы аудита, но и от условий рынка. Основные проблемы, стоящие перед аудиторами, кроются в сущности, как самой профессии, так и аудиторской услуги. В первую очередь, аудит относится к профессиональным услугам, которые имеют высокую общественную значимость, и имеют особую ответственность перед пользователями отчетности, перед рынком.

Самая важная причина, которая связана с проблемами ценообразования и эффективностью саморегулирования, - это изменение роли аудита, его ценности. Есть две разнонаправленные тенденции. Так, в течение ряда лет стоимость аудиторских услуг существенно не увеличивалась, но при этом объективно возрастали затраты аудиторов, в том числе связанные с вступлением в СРОА и сопутствующими ему взносами, контролем качества, современными технологиями, инфляцией, и др. Дело в том, что пользователи услуг не нацелены на увеличение платы за аудиторские услуги. Раньше стоимость аудита была очень высокой, и каждая консультация, каждое действие аудитора, каждое заключение имели большую ценность в силу того, что не были развиты информационные технологии, качество самой отчетности было низким, квалификация бухгалтерских кадров была невысокой, соответственно, привлекать профессиональных специалистов было просто необходимо. Сегодня ситуация изменилась: квалификация пользователей значительно выросла, бухгалтерская отчетность стала намного прозрачнее и проще ввиду повсеместной автоматизации бухгалтерского учета. Многие вопросы, которые необходимо решить, есть в открытом доступе, в информационных справочно-правовых системах. Также необходимо отметить, что в целом устоялось налоговое и бухгалтерское законодательство, которые влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. Все эти факторы привели к уменьшению ценности аудита.

Вторая тенденция связана с тем, что не все проблемы современного аудита близки пользователям аудиторских услуг. Не многие пользователи полагаются на мнение аудитора. В основном своем составе управляющие бизнесом уверены в отчетности, а другой категории пользователей – инвесторам - аудит необходим. Если управляющие знают, как обстоят дела на предприятии, и аудит им нужен «постольку поскольку», то инвесторам необходимо принимать правильные решения на основании грамотно заверенной информации. Но профессиональных инвесторов в России сегодня не так много.

На стоимость аудита в сторону снижения повлияли и кризисные явления в экономике, когда клиенты оказались в тяжелом положении, и аудиторам пришлось очень гибко подходить к вопросу формирования цены. Не секрет, что были и такие аудиторы, которым пришлось «отбивать» затраты на вступление в СРОА, и они существенно снижали стоимость аудиторских услуг с целью недобросовестного завоевания клиентов. Все это привело к существенному снижению уровня цен.

Реформа аудита направлена на общемировые тенденции, мы движемся к единому аттестату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Звание аудитора в России было введено Петром I. В 1894 году почетный член «Общества для распространения коммерческих знаний» И. Д. Гопфенгаузен обратился к Обществу с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. В 1924 году был создан Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ).

Аудиторская деятельность в России в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 году. Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Интераудит». С декабря 1993 года по август 2001 года - период становления российского аудита. Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности.

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия могла считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

С 2009 года вступил в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ Основная концепция закона - отмена лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – СРОА (Саморегулируемая организация аудиторов). Реформа аудита направлена на общемировые тенденции, мы движемся к единому аттестату.

 


Информация о работе Развитие аудита и современное состояние аудиторской деятельности в России