Развитие аудита и современное состояние аудиторской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:34, реферат

Краткое описание

Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита. Аудит в России зародился сравнительно недавно. Но за прошедшие годы аудит и аудиторская деятельность в России постоянно и динамично развивались. Возросло количество аудиторских организаций и специалистов, занимающихся аудитом, совершенствовалась нормативная база, разрабатывались и внедрялись правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилилась роль профессиональных аудиторских объединений, возросла потребность в аудите с целью подтверждения достоверности отчетности предприятий.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.73 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


Кафедра экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Аудит»

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ АУДИТА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

 

 

 

 

 

      ВЫПОЛНИЛА: ст-ка 43 гр. Казакова Т.В.

      ПРОВЕРИЛА: старший преподаватель                   Николаенко Н.Г.

 

 

 

ОМСК 2013

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита. Аудит в России зародился сравнительно недавно. Но за прошедшие годы аудит и аудиторская деятельность в России постоянно и динамично развивались. Возросло количество аудиторских организаций и специалистов, занимающихся аудитом, совершенствовалась нормативная база, разрабатывались и внедрялись правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилилась роль профессиональных аудиторских объединений, возросла потребность в аудите с целью подтверждения достоверности отчетности предприятий. Таким образом, аудит стал неотъемлемой частью экономики, а аудиторы всемерно способствовали ее росту.

Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы данной работы.

Целью работы является изучение истории развития аудита и современного состояния аудиторской деятельности в России.

Для достижения цели поставлены задачи:

  • рассмотреть начальный этап возникновения аудита в Росии;

 

Начало начал

В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывался за счет этих поступлений. При Алексее Михайловиче и в начале правления Федора Алексеевича по всему государству составляются дворовые списки, называемые «переписные книги». По ним собирали вновь введенные налоги, так называемое подворное обложение. При этом поступление налогов сосредотачивается в приказах (так раньше называли орган управления) — Стрелецком, Ямском и Большом приказе. В каждом из них контрольные функции имели место в отношении обеспечения сбора налогов.

Звание аудитора в России было введено Петром I. Тогда их называли присяжными бухгалтерами.  В их обязанности входили и делопроизводство, и секретарская работа, и прокурорская. Однако попытки организации аудита вплоть до 1929 года терпели неудачи. И лишь в период мирового экономического кризиса (1929–1933 года) аудиторская деятельность в России начала развиваться. При Петре I после проведения поголовной переписи населения вводится система налогообложения, основанная на подушной подати, происходит реформа государственного управления.

Отмена крепостного права в России, подъем промышленного производства, распространение акционерных обществ, рост финансовой культуры в стране создали предпосылки для возникновения финансового контроля. В 1891 году семнадцать губерний охватил страшный голод. Чтобы помочь голодающим, в Москве организовали выставку. При ней был созван I съезд счетоводов, на котором объявили об открытии Общества счетоводов. Его ближайшей задачей стало образование группы «присяжных счетоводов», которым поручались ревизии различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. Все счетоводы были объединены под началом Министерства финансов в одну корпорацию присяжных бухгалтеров, состоящую из членов, обладающих общеобразовательным и специально-техническим цензом.  
     В 1894 году были подготовлены материалы для проекта Положения об Институте присяжных счетоводов, которым было определено, что данная организация находится в ведении Министерства финансов, и что ее деятельность распространяется на всю Россию. 

В августе 1898 года состоялся III съезд счетоводов, на котором были даны четкие определения практического, научного и нравственного цензов. Например, практический ценз доказывался аттестатом о занятии самостоятельной должности по счетоводству в качестве бухгалтера или преподавателя счетоводства: 

  • для присяжных счетоводов — не менее пяти лет;
  • для счетоводов — не менее двух лет;
  • для кандидатов — не менее трех месяцев.

Научный ценз доказывался свидетельством о знании счетоводства. При этом требовалось: 

  • от кандидатов — знание курса основного счетоводства;
  • от счетоводов — сверх основного знание одной из специальных отраслей счетоводства;
  • от присяжных счетоводов — сверх основного знание не менее трех специальных отраслей счетоводства.

Нравственный ценз доказывался протоколом об избрании в члены-присяжные или в кандидаты закрытой баллотировкой большинством голосов. В отношении нравственности предъявлялись достаточно строгие требования. Например, в проекте «Об Институте бухгалтеров и присяжных счетоводов Империи», предложенном Обществом для распространения коммерческих знаний, в качестве обязательного условия для вступления в члены Института выдвигались «неопороченная по суду честь и доброе имя».  
     Вся эта работа проводилась усилиями бухгалтера Федора Венедиктовича Езерского (1836–1916). Но, поскольку его коллеги были настроены к нему недружелюбно, попытки Езерского терпели неудачу. 18 декабря 1894 года на торжественном заседании «Общества для распространения коммерческих знаний» в день чествования памяти первоучителя двойного счетоводства     Л. Пачоли почетным членом Общества И. Д. Гопфенгаузеном был прочитан доклад о ненормальном положении бухгалтеров в России, после которого он обратился к Обществу с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов, даже не упомянув, что такой уже есть.  
     К этому решению Министерство финансов отнеслось сочувственно, и во второй половине декабря 1896 года в Совет Общества от министра финансов поступило предложение об образовании Комиссии для разработки окончательного проекта положения об Институте. Но этот проект из-за отрицательного влияния консервативной прессы не был утвержден Государственным Советом. 

Вторая попытка 

Через десять лет пришло новое поколение счетных работников. И вновь заговорили об Институте бухгалтеров. Главным действующим лицом стал бухгалтер Федор Иоганович Бельмер. По его настоянию для обсуждения данного вопроса в 1909 году был созван съезд бухгалтеров. Предложенный съездом проект «Положения о профессиональном Институте в России» предполагал, что вступить в него могут только лица, обладающие цензом:

  • научно-образовательным (общими и специально-профессиональными знаниями);
  • практическим;
  • нравственным.

Члены Института подразделялись на три категории: кандидаты, бухгалтеры, эксперты. 

На основании указанного положения бухгалтеры-эксперты должны были избираться только из бухгалтеров — членов Института, имеющих соответствующие научно-образовательный и практический цензы, а именно: 

  • пребывание бухгалтером — членом Института не менее трех лет;
  • представление аттестата об окончании курса учебного заведения не ниже среднего;
  • не менее двух докладов с публичной защитой.

Рассмотрение недоразумений между членами Института и работодателями возлагалось на особую комиссию, состоявшую как из членов Института, так и из представителей Министерства торговли и промышленности, Биржевого комитета. 

НЭП  
      Следующая попытка развития аудиторской деятельности была предпринята уже в годы нэпа, когда существовал Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Он был создан в 1924 году при Народном Комиссариате Рабоче-крестьянской Инспекции СССР (НК РКИ РСФСР). Его задачи определялись как содействие правильной постановке учета в стране и проведение экспертиз по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованию государственных органов. Деятельность института носила замкнутый характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в виде заключений и докладов в Центральные бюро ИГБЭ, а затем отправлялся в хранилища. Соответственно все обнаруженные недочеты и достижения в области постановки учета и отчетности не публиковались.  
      Для качественного выполнения экспертизы аудитор-бухгалтер должен был иметь высокую квалификацию. Поэтому при зачислении в действительные члены ИГБЭ и в кандидаты выдвигалось требование о надлежащем стаже работы по следующим видам счетоводства: бюджетному, промышленному, кооперативному, торговому, банковскому, сельскохозяйственному.  
     Правила членства в ИГБЭ были строгими. Журнал общества регулярно публиковал списки лиц, которых Институт рекомендовал НК РКИ РСФСР исключить из числа своих членов. Стандартной формулировкой была: «за допущенное им личное позаимствование сумм из кассы своего предприятия и сокрытие в дальнейшем своей задолженности путем искусственных бухгалтерских проводок». 

         К 1930 году вследствие непонимания обществом и чиновниками того, что такое аудит и коммерческая тайна, независимые проверки — прообраз аудиторских — перестали существовать. 

                                                   Годы перестройки 

Аудиторская деятельность в России в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 году, когда в стране стали создаваться первые кооперативы и частные фирмы, возникли совместные предприятия, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам.  
          После появления организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос о том, кто должен проверять их финансовую деятельность. В то время таким правом обладало только Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов СССР. В положении об этом управлении было записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.  
          Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Интераудит», созданную в 1987 году. Однако и она не могла считаться независимой, поскольку ее учредителями выступали в том числе Министерство финансов (55 процентов уставного капитала) и Министерство торговли (10 процентов). Деятельность этой фирмы сводилась к следующему: проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности, получать и проверять всю необходимую документацию, а также, в случае необходимости, разъяснения должностных лиц; получать сведения о деятельности проверяемых предприятий от третьих лиц: Госбанка, иных кредитных учреждений, других связанных с ним предприятий и организаций; учреждать свои представительства; поддерживать профессиональные контакты с иностранными фирмами; публиковать отчетность как в России, так и за рубежом, оказывать консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля и так далее. 
1990 год — время создания подлинного аудита в нашей стране. Принятие в этом году ряда законов («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности») позволило создавать аудиторские фирмы в форме товариществ с ограниченной ответственностью. В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы, учредительные документы которых предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.  
         К концу 1991 года стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите. К этому периоду в стране уже насчитывалось около 800 аудиторских фирм. В крупных городах России началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью. Этот подход дал положительные результаты: была создана система подготовки аудиторов; разработаны методические пособия по соответствующим дисциплинам; открыты специальные кафедры и повышена квалификация профессорско-преподавательского состава. Через такую систему аттестации в начале 1990-х годов прошли тысячи аудиторов. Этот опыт был учтен и в дальнейшем, после выхода документов, определяющих порядок аттестации аудиторов.

  С декабря 1993 года по август 2001 года - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности" и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия могла считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Министерства финансов РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Современное состояние аудиторской деятельности

С 2009 года вступил в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, который принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. 2009 год был переходным, а в полную силу этот закон заработал уже в 2010 году. Основная концепция закона, его движущая сила - отмена лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – СРОА (Саморегулируемая организация аудиторов).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности",  было направлено, в первую очередь, на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

Информация о работе Развитие аудита и современное состояние аудиторской деятельности в России