Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:34, реферат
Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита. Аудит в России зародился сравнительно недавно. Но за прошедшие годы аудит и аудиторская деятельность в России постоянно и динамично развивались. Возросло количество аудиторских организаций и специалистов, занимающихся аудитом, совершенствовалась нормативная база, разрабатывались и внедрялись правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилилась роль профессиональных аудиторских объединений, возросла потребность в аудите с целью подтверждения достоверности отчетности предприятий.
Федеральное государственное бЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Аудит»
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ АУДИТА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»
ВЫПОЛНИЛА: ст-ка 43 гр. Казакова Т.В.
ПРОВЕРИЛА: старший
преподаватель
ОМСК 2013
ВВЕДЕНИЕ
Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита. Аудит в России зародился сравнительно недавно. Но за прошедшие годы аудит и аудиторская деятельность в России постоянно и динамично развивались. Возросло количество аудиторских организаций и специалистов, занимающихся аудитом, совершенствовалась нормативная база, разрабатывались и внедрялись правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилилась роль профессиональных аудиторских объединений, возросла потребность в аудите с целью подтверждения достоверности отчетности предприятий. Таким образом, аудит стал неотъемлемой частью экономики, а аудиторы всемерно способствовали ее росту.
Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы данной работы.
Целью работы является изучение истории развития аудита и современного состояния аудиторской деятельности в России.
Для достижения цели поставлены задачи:
Начало начал
В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывался за счет этих поступлений. При Алексее Михайловиче и в начале правления Федора Алексеевича по всему государству составляются дворовые списки, называемые «переписные книги». По ним собирали вновь введенные налоги, так называемое подворное обложение. При этом поступление налогов сосредотачивается в приказах (так раньше называли орган управления) — Стрелецком, Ямском и Большом приказе. В каждом из них контрольные функции имели место в отношении обеспечения сбора налогов.
Звание аудитора в России было введено Петром I. Тогда их называли присяжными бухгалтерами. В их обязанности входили и делопроизводство, и секретарская работа, и прокурорская. Однако попытки организации аудита вплоть до 1929 года терпели неудачи. И лишь в период мирового экономического кризиса (1929–1933 года) аудиторская деятельность в России начала развиваться. При Петре I после проведения поголовной переписи населения вводится система налогообложения, основанная на подушной подати, происходит реформа государственного управления.
Отмена крепостного права в
России, подъем промышленного производства,
распространение акционерных обществ,
рост финансовой культуры в стране создали
предпосылки для возникновения финансового
контроля. В 1891 году семнадцать губерний
охватил страшный голод. Чтобы помочь
голодающим, в Москве организовали выставку.
При ней был созван I съезд счетоводов,
на котором объявили об открытии Общества
счетоводов. Его ближайшей задачей стало
образование группы «присяжных счетоводов»,
которым поручались ревизии различных
счетоводств, экспертиза и организация
правильной бухгалтерии на частных и общественных
предприятиях. Все счетоводы были объединены
под началом Министерства финансов в одну
корпорацию присяжных бухгалтеров, состоящую
из членов, обладающих общеобразовательным
и специально-техническим цензом.
В 1894 году были подготовлены
материалы для проекта Положения об Институте
присяжных счетоводов, которым было определено,
что данная организация находится в ведении
Министерства финансов, и что ее деятельность
распространяется на всю Россию.
В августе 1898 года состоялся III съезд счетоводов, на котором были даны четкие определения практического, научного и нравственного цензов. Например, практический ценз доказывался аттестатом о занятии самостоятельной должности по счетоводству в качестве бухгалтера или преподавателя счетоводства:
Научный ценз доказывался свидетельством о знании счетоводства. При этом требовалось:
Нравственный ценз доказывался
протоколом об избрании в члены-присяжные
или в кандидаты закрытой баллотировкой
большинством голосов. В отношении нравственности
предъявлялись достаточно строгие требования.
Например, в проекте «Об Институте бухгалтеров
и присяжных счетоводов Империи», предложенном
Обществом для распространения коммерческих
знаний, в качестве обязательного условия
для вступления в члены Института выдвигались
«неопороченная по суду честь и доброе
имя».
Вся эта работа проводилась
усилиями бухгалтера Федора Венедиктовича
Езерского (1836–1916). Но, поскольку его коллеги
были настроены к нему недружелюбно, попытки
Езерского терпели неудачу. 18 декабря
1894 года на торжественном заседании «Общества
для распространения коммерческих знаний»
в день чествования памяти первоучителя
двойного счетоводства Л. Пачоли
почетным членом Общества И. Д. Гопфенгаузеном
был прочитан доклад о ненормальном положении
бухгалтеров в России, после которого
он обратился к Обществу с предложением
ходатайствовать перед правительством
об учреждении Института бухгалтеров
и присяжных счетоводов, даже не упомянув,
что такой уже есть.
К этому решению Министерство
финансов отнеслось сочувственно, и во
второй половине декабря 1896 года в Совет
Общества от министра финансов поступило
предложение об образовании Комиссии
для разработки окончательного проекта
положения об Институте. Но этот проект
из-за отрицательного влияния консервативной
прессы не был утвержден Государственным
Советом.
Вторая попытка
Через десять лет пришло новое поколение счетных работников. И вновь заговорили об Институте бухгалтеров. Главным действующим лицом стал бухгалтер Федор Иоганович Бельмер. По его настоянию для обсуждения данного вопроса в 1909 году был созван съезд бухгалтеров. Предложенный съездом проект «Положения о профессиональном Институте в России» предполагал, что вступить в него могут только лица, обладающие цензом:
Члены Института подразделялись на три категории: кандидаты, бухгалтеры, эксперты.
На основании указанного положения бухгалтеры-эксперты должны были избираться только из бухгалтеров — членов Института, имеющих соответствующие научно-образовательный и практический цензы, а именно:
Рассмотрение недоразумений между членами Института и работодателями возлагалось на особую комиссию, состоявшую как из членов Института, так и из представителей Министерства торговли и промышленности, Биржевого комитета.
НЭП
Следующая попытка развития
аудиторской деятельности была предпринята
уже в годы нэпа, когда существовал Институт
государственных бухгалтеров-экспертов
(ИГБЭ). Он был создан в 1924 году при Народном
Комиссариате Рабоче-крестьянской Инспекции
СССР (НК РКИ РСФСР). Его задачи определялись
как содействие правильной постановке
учета в стране и проведение экспертиз
по всякого рода вопросам счетоводства
и отчетности по требованию государственных
органов. Деятельность института носила
замкнутый характер, поскольку весь накопленный
в процессе работы материал представлялся
в виде заключений и докладов в Центральные
бюро ИГБЭ, а затем отправлялся в хранилища.
Соответственно все обнаруженные недочеты
и достижения в области постановки учета
и отчетности не публиковались.
Для качественного выполнения
экспертизы аудитор-бухгалтер должен
был иметь высокую квалификацию. Поэтому
при зачислении в действительные члены
ИГБЭ и в кандидаты выдвигалось требование
о надлежащем стаже работы по следующим
видам счетоводства: бюджетному, промышленному,
кооперативному, торговому, банковскому,
сельскохозяйственному.
Правила членства в ИГБЭ
были строгими. Журнал общества регулярно
публиковал списки лиц, которых Институт
рекомендовал НК РКИ РСФСР исключить из
числа своих членов. Стандартной формулировкой
была: «за допущенное им личное позаимствование
сумм из кассы своего предприятия и сокрытие
в дальнейшем своей задолженности путем
искусственных бухгалтерских проводок».
К 1930 году вследствие непонимания обществом и чиновниками того, что такое аудит и коммерческая тайна, независимые проверки — прообраз аудиторских — перестали существовать.
Аудиторская деятельность в
России в современном ее виде появилась
сравнительно недавно — в 1987 году, когда
в стране стали создаваться первые кооперативы
и частные фирмы, возникли совместные
предприятия, в уставном капитале которых
имелась доля, принадлежащая иностранным
инвесторам.
После появления
организаций, не являющихся собственностью
государства, встал вопрос о том, кто должен
проверять их финансовую деятельность.
В то время таким правом обладало только
Контрольно-ревизионное управление (КРУ)
Министерства финансов СССР. В положении
об этом управлении было записано, что
оно осуществляет ревизию государственных,
кооперативных и общественных предприятий
и организаций. Однако о совместных предприятиях
там не упоминалось.
Первой
российской аудиторской организацией
можно считать фирму «Интераудит», созданную
в 1987 году. Однако и она не могла считаться
независимой, поскольку ее учредителями
выступали в том числе Министерство финансов
(55 процентов уставного капитала) и Министерство
торговли (10 процентов). Деятельность этой
фирмы сводилась к следующему: проводить
проверки финансово-хозяйственной деятельности,
получать и проверять всю необходимую
документацию, а также, в случае необходимости,
разъяснения должностных лиц; получать
сведения о деятельности проверяемых
предприятий от третьих лиц: Госбанка,
иных кредитных учреждений, других связанных
с ним предприятий и организаций; учреждать
свои представительства; поддерживать
профессиональные контакты с иностранными
фирмами; публиковать отчетность как в
России, так и за рубежом, оказывать консультационные
услуги по постановке бухгалтерского
учета и организации внутреннего контроля
и так далее.
1990 год — время создания подлинного аудита
в нашей стране. Принятие в этом году ряда
законов («О предприятиях в СССР», «О собственности
в СССР», «О предприятиях и предпринимательской
деятельности») позволило создавать аудиторские
фирмы в форме товариществ с ограниченной
ответственностью. В это время были зарегистрированы
аудиторские фирмы, учредительные документы
которых предусматривали проведение проверок
финансово-хозяйственной и коммерческой
деятельности предприятий любых организационно-правовых
форм и видов собственности с целью подтверждения
достоверности и реальности их финансовой
отчетности; предоставление консультаций
по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной
и коммерческой деятельности.
К концу 1991 года
стали активно разрабатываться проекты
нормативных документов об аудите. К этому
периоду в стране уже насчитывалось около
800 аудиторских фирм. В крупных городах
России началась аттестация лиц, желающих
заняться аудиторской деятельностью.
Этот подход дал положительные результаты:
была создана система подготовки аудиторов;
разработаны методические пособия по
соответствующим дисциплинам; открыты
специальные кафедры и повышена квалификация
профессорско-
С декабря 1993 года по август 2001 года - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности" и ряд других документов.
Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия могла считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.
Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Министерства финансов РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.
Современное состояние аудиторской деятельности
С 2009 года вступил в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, который принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. 2009 год был переходным, а в полную силу этот закон заработал уже в 2010 году. Основная концепция закона, его движущая сила - отмена лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – СРОА (Саморегулируемая организация аудиторов).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", было направлено, в первую очередь, на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.
Информация о работе Развитие аудита и современное состояние аудиторской деятельности в России