Расчеты с покупателями и заказчиками: сущность, значение, виды, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.docx

— 84.38 Кб (Скачать)

По материалам инвентаризации расчетов аудитор может  провести анализ состояния дебиторской  задолженности с целью изучения ее состава, структуры, характера, оценки с точки зрения реальности и влияния  на финансовые результаты.

Анализ  состояния дебиторской задолженности  предполагает, прежде всего, ее классификацию по различным признакам (Таблица 2).

Классификация дебиторской  задолженности.

Таблица 2

Классификационный признак

Группы  задолженности

1.Установленные или ожидаемые  сроки погашения

  • краткосрочная;
  • долгосрочная

2.Своевременность исполнения обязательств  по договору

  • допустимая (срочная);
  • недопустимая (просроченная);

3.Действия организации – кредитора,  предпринятые для погашения просроченной  дебиторской задолженности

  • истребованная;
  • неистребованная;

4.Реальность погашения

  • реальная;
  • сомнительная;
  • нереальная;
  • с просроченным сроком исковой давности;

5.Наличие подтверждающих документов

  • подтвержденная актами сверки;
  • не подтвержденная актами сверки;

 

    1. Ознакомиться с правилами документооборота по учету расчетов и формами первичных учетных документов, применяемых в бухгалтерском учете расчетных операций. Проверить соответствие применяемых форм требованиям законодательства.
    2. Проанализировать содержание гражданско-правовых договоров. Основным документом, оформляющим правовой режим расчетных взаимоотношений с покупателями и заказчиками, является договор (купли-продажи, поставки, мены, подряда, возмездного оказания услуг и др.), который должен отвечать требованиям норм ГК РФ. Значение договоров в финансово-хозяйственной деятельности организации огромно. От того, насколько грамотно и четко в правовом смысле составлен и заключен тот или иной договор, во многом зависит экономический результат сделки. При аудите необходимо проверить наличие договоров и правильность их оформления.
    3. Установить, осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.
    4. Проверить правильность документального оформления расчетных операций. Данная процедура предполагает изучение документации на предмет ее наличия, изучение содержания документации по существу, проверку расчетных данных. К документам, являющимся основанием для отражения в бухгалтерском учете расчетных операций, относятся документы, на основании которых отражается возникновение задолженности и ее погашение. Так, по расчетам с покупателями и заказчиками к таким документам относятся: расчетные и платежные документы при расчетах безналичными денежными средствами и наличными деньгами; претензии и исковые заявления, документы, подтверждающие исполнение обязательств неденежными средствами, подтверждающие прекращение обязательств зачетом встречного однородного требования и др.
    5. Проверить своевременность отражения в учете возникновения и погашения дебиторской и кредиторской задолженности.
    6. Проверить правильность отражения стоимостных показателей расчетных операций в синтетическом учете. Порядок отражения в бухгалтерском учете на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» возникновения и погашения задолженности, проверяется, как правило, непосредственно в ходе аудита процессов продажи, а также при проверке правильности формирования финансовых результатов, в т.ч. прочих доходов и расходов.
    7. Проверить правильность отражения в отчетности задолженности в зависимости от установленных или ожидаемых сроков ее погашения. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.     [13, п.19]
    8. Установить, не допускалось ли «свертывание» сальдо долгов при составлении отчетности. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету [13, п.34]. Поэтому показатели баланса по счетам расчетов должны сверяться только с регистрами аналитического учета.
    9. Проверить наличие расшифровки статей баланса «Дебиторская задолженность» и «Прочие кредиторы» в пояснительной записке и их соответствие данным аналитического учета. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Если же каждый из этих показателей в отдельности несущественен, они могут приводиться в отчетности общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках [13, п.11].

По результатам  аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности отражения  в бухгалтерском и налоговом  учете расчетов с покупателями и заказчиками.

 

2.3. Оценка  и обобщение результатов проверки.

 

После окончания  работ аудитор формирует пакет  рабочих документов, составляет аудиторский  отчет и представляет его совместно  с рабочей документацией руководителю проверки.

Каждую выявленную в ходе проверки ошибку или нарушение аудитор отражает в рабочих документах поверки.

Перечислим  основные виды нарушений, которые могут  быть выявлены в результате проверки проведения расчетов с покупателями и заказчиками:

    1. Отсутствие договоров по продаже продукции (выполнении работ, оказании услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности.
    2. Нарушения, допущенные при оформлении первичных документов;
    3. Отсутствие графиков документооборота;
    4. Несвоевременная регистрация документов в учетных регистрах;
    5. Нарушения сроков хранения документации в архиве;
    6. Перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
    7. Несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
    8. Счетные (арифметические) ошибки при исчислении курсовых разниц;
    9. Списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии образованного ранее резерва по сомнительным долгам;
    10. Неправомерное признание задолженности безнадежной и ее включение в состав внереализационных расходов или списание за счет резерва по сомнительным долгам;
    11. Отсутствие аналитического учета в разрезе покупателей (заказчиков) по авансам, полученным векселям и др.;
    12. Акты сверки расчетов с покупателями и заказчиками подписаны неуполномоченным лицом;
    13. Отсутствуют доказательства получения другой стороной (покупателем, заказчиком) акта сверки расчетов, если зачет взаимных требований производится в одностороннем порядке;
    14. Нарушение методологии учета (неверно составленные корреспонденции счетов).
    15. Неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС.

Ошибки, допущенные и обнаруженные в одном и том же отчетном периоде, исправляются последним числом этого  отчетного периода. В зависимости  от характера ошибки исправления  можно внести методом сторно, дополнительной либо обратной записью в бухгалтерском учете.

Ошибки, обнаруженные после утверждения  бухгалтерской отчетности правятся уже в отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором  были обнаружены эти ошибки. Изменения в утвержденную и представленную пользователям бухгалтерскую отчетность не вносятся. Методы исправления таких ошибок к тому же могут включать сторнировочные записи, дополнительные проводки.

Ошибки, которые привели к искажению  финансовых результатов прошлых  лет, подлежат обособленному отражению  на счете 91 в составе внереализационных  доходов (расходов) как прибыль (убыток), выявленная в отчетном году, но относящаяся  к операциям прошлых лет.

В налоговом  учете ошибки, допущенные при исчислении налоговой базы, исправляются путем  подачи уточняющей налоговой декларации.

Для улучшения  состояния расчетов с покупателями и заказчиками:

- необходимо  следить за соотношениями дебиторской  и кредиторской задолженности:  значительное преобладание дебиторской  задолженности создает угрозу  финансовой устойчивости предприятия  и делает необходимым привлечение  дополнительных (как правило, дорогостоящих)  средств; превышение кредиторской  задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

- ориентироваться на увеличение количества дебиторов для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

- постоянно  контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности;

- производить  классификацию покупателей в  зависимости от вида продукции,  объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений  и предлагаемых условий оплаты;

- имея  оперативные данные по просроченной  задолженности, необходимо начинать  претензионную работу, т.е. высылать  уведомления - претензии со всеми  расчетами пени за просроченную задолженность;

- разрабатывать  разнообразные модели договоров  с гибкими условиями оплаты, в  частности предоставления покупателями  скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и обеспечивает приток денежных средств.

 

Заключение

Курсовая  работа выполнена на тему «Аудиторская проверка проверки расчетов с покупателями и заказчиками коммерческой организации».  
Выбор темы был обусловлен ее актуальностью, которая заключается в том, что расчетные операции являются одним из важнейших объектов бухгалтерского учета на предприятии. Они ведутся каждой организацией независимо от формы собственности, наличия основных средств и т.д.  
Расчетные операции между юридическими и физическими лицами оформляется многочисленными документами, к порядку составления многих из них предъявляются очень строгие требования.

Участок учета расчетов с покупателями и  заказчиками является до сих пор  самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.

В процессе развития рыночной экономики возникло большое многообразие форм и видов  расчетных отношений. Организациям и предприятиям дано право применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д.

Формы и  виды расчетов имеют достоинства  и недостатки, выделить из этого  многообразия самые простые и  надежные – задача, стоящая, почти  перед каждым предпринимателем.

В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной  базы, бухгалтерам приходится отслеживать  большое количество изменений в  уже существующих и появляющихся новых документах.

Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных  операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов  хозяйственных операций и их варианты.

Рыночные  отношения выдвинули объективную  необходимость значительного повышения  внимания к вопросам организации  независимой проверки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия - аудита. Ведь предприятие теперь выступает в  роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования.

В ходе написания  курсовой работы было определено содержание аудита расчетов с покупателями и  заказчиками, установлен порядок отражения  в учете расчетов. Установлена  последовательность процедур контроля, систематизирована информационная база аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками регламентируется правовыми и нормативными документами, главными из которых являются Федеральные законы, Положения, Методические указания, План счетов, учетная политика.

В процессе исследования были решены следующие  задачи:

- определена сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- проанализирован процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- была рассмотрена методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- выявлены типичные ошибки бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками:

раскрыты  сущность, значение, виды и формы  расчетов с покупателями и заказчиками;

перечислена нормативно-правовая база аудита расчетов с покупателями и заказчиками, посредством которой государство жестко регулирует порядок учета и контроля расчетов.

Во второй главе приведено описание методологических аспектов аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками:

составлено  планирование аудиторской проверки;

раскрыта  процедура получения аудиторских  доказательств;

перечислены типичные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проверки проведения расчетов с покупателями и заказчиками.

 

 

 

 


Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками: сущность, значение, виды, формы