Расчеты с покупателями и заказчиками: сущность, значение, виды, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.docx

— 84.38 Кб (Скачать)

- документ  об учетной политике предприятия;

- утвержденные  руководителем формы первичных  учетных документов;

- графики  документооборота;

- утвержденный  руководителем План счетов бухгалтерского  учета;

- утвержденные  руководителем формы внутренней  отчетности.

 

      1.3.    Цель, задачи, источники информации объема аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

 

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе. 
Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. [17, п.2]

Исходя  из общей цели аудита, целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнение о достоверности отражения в бухгалтерском учете и отчетности показателей состояния обязательств по расчетам с покупателями и заказчиками, а также установление соответствия применяемой в организации методики  учета  нормативным  актам, действующим на территории Российской Федерации. 

Под достоверностью понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на их основе делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит расчетов с дебиторами предполагает проверку правильности отражения хозяйственных  операций на счетах расчетов, а именно:, 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Основными задачами аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются:

      1. Оценка элементов организации бухгалтерского учета на соответствие их требованиям нормативных документов.

Контрольные процедуры (Подтверждаемые предпосылки: существование, права и обязанности, полнота, точное измерение, представление  и раскрытие)

 

      1. Проверка соблюдения требований гражданского законодательства.

Процедуры проверки. (Подтверждаемые предпосылки: права и обязанности, представление и раскрытие).

      1. Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете.

Процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам расчетов (Подтверждаемые предпосылки: полнота, права и обязанности, возникновение, точное измерение, стоимостная оценка, представление и раскрытие).

      1. Проверка правильности формирования отчетных показателей.

Процедуры проверки (Подтверждаемые предпосылки: представление и раскрытие, полнота, стоимостная оценка, точное измерение)

 

При проведении аудита расчетных операций с покупателями и заказчиками информационной базой служат:

1.            Учетная политика организации

2.            Главная книга организации

3.            Бухгалтерский баланс с приложениями

4.            Кассовая книга

5.            Книга продаж

6.            Журнал платежей

7.            Кассовые документы

8.            Банковские документы

9.            Договора

10.        Журнал-ордер №11 или распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62, 90 и аналитические ведомости

11.        Первичные документы (накладные, счета-фактуры, приходные кассовые ордера, акты и прочее)

12.        Отчеты контролирующих структур, акты проверок и пр. 
По приказу об учетной политике аудитор знакомится с:

  • Рабочим планом счетов;
  • Формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;
  • Документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом операций расчетов с покупателями и заказчиками;
  • Перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции по расчетам с покупателями и заказчиками;
  • Организацией инвентаризации этих операций.

 

Для проведения проверки аудитору могут  быть предоставлены разные формы  регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы  бухгалтерского учета, применяемой  в организации. Перечень необходимых  для проверки регистров может  быть установлен в приказе об учетной политике.

В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета, используются журналы - ордера № 11(учетный регистр  для учета отгрузки и реализации готовой продукции в разрезе  субсчетов и синтетических показателей) в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров  на предприятии. При ведении учета  с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых  и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62, 90, аналитические ведомости, Главная книга (оборотно-сальдовая ведомость), и книга продаж. 

По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

    • участников сделок и их число;
    • применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);
    • порядок ведения аналитического учета (виды продаж: опт, розница, виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);
    • нестандартные (нетипичные) бухгалтерские проводки.

При большом числе участников расчетных отношений и разнообразии форм платежей возрастают аудиторские риски, что необходимо учитывать при определении выборки по данному участку. Если при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования. 
Более того, необходимо затребовать первичные документы по оформлению и отражению в учете расчетных операций и операций по реализации продукции - это договоры, накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, банковские документы (выписки банка, платежные поручения, реестры чеков), кассовые документы (расходные кассовые ордера и квитанции к приходным кассовым ордерам), векселя, акты инвентаризации расчетов с покупателями [20, стр. 132].

 

 

2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ  РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Планирование аудиторской проверки  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих  услуг аудиторская организация  должна ознакомиться в достаточной  мере с деятельностью экономического субъекта (специфике деятельности, устройстве и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.).

Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками включает в себя следующие виды работ:

    1. Подготовка аудиторской проверки
  • Выбор клиента.
  • Получение информации о деятельности аудируемого лица.
  • Оценка возможности проведения аудита.
  • Составление и направление письма о проведении аудита и заключение договора
  1. Подготовка и составление общего плана и программы аудита
  • Изучение деятельности аудируемого лица (основных хозяйственных процессов).
  • Достижение понимания системы внутреннего контроля (СВК) аудируемого лица.
  • Оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • Определение уровня существенности.
  • Планирование выборки.

Планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандарт) аудита №3 «Планирование аудита». Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.[18, п.3]

Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе международных стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

- предварительное  планирование;

- изучение  системы бухгалтерского учета;

- оценка  системы внутреннего контроля;

- установление  уровня существенности;

- построение  аудиторской выборки;

- подготовка  общего плана и программы аудита.

В зависимости  от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд  особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая  особое внимание на методы получения  аудиторских доказательств и  ведение рабочей документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями  руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем  службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом  предприятии). Беседы должны строиться  таким образом, чтобы аудитор  мог получить достаточно четкое представление  о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения  для подтверждения допущения  непрерывности деятельности, первичной  оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания  руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным  источником информации на данном этапе  выступает письменно зафиксированная  учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень  проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения  бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет  проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением  отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и  других контролирующих структур.

Изучение  системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации  бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе  оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный  объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур.

Оценка системы внутреннего  контроля предусматривает два этапа:

-общее знакомство с системой внутреннего контроля;

-оценку надежности системы внутреннего контроля.

На первом этапе аудитор должен получить общее представление о  подходах руководства к организации  внутреннего контроля расчетных  операций с покупателями и заказчиками. А также организационной структуре внутреннего контроля, наличии и характере внутренних связей и механизме выполнения решений руководства на уровне исполнителей, методах распределения функций и ответственности, процедурах внутреннего контроля, доступе к документации, функциях внутренних аудиторов, возможных видах ошибок. Документирование системы внутреннего контроля позволяет аудитору предварительно установить сильные и слабые стороны контроля, что является важным для дальнейшего исследования.

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками: сущность, значение, виды, формы