Расчеты с покупателями и заказчиками: сущность, значение, виды, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.docx

— 84.38 Кб (Скачать)

- частичное  исполнение распоряжений;

- подтверждение  исполнения распоряжений.

    1. расчеты по аккредитиву

Аккредитив — это обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет платежи физическим и юридическим лицам в пределах суммы и на условиях, указанных в поручении.

При расчетах по аккредитиву банк-эмитент, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления им, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий (исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие исполняющему банку на исполнение аккредитива. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком.

Аккредитив  обособлен и независим от основного  договора. Исполнение аккредитива осуществляется на основании представленных документов.

    1. расчеты чеками - форма безналичных расчетов, при которой владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение (чек)  обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию — получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчеты чеками осуществляются в соответствии с федеральным законом и договором.
    2. расчеты инкассовыми поручениями – представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в его адрес товары (работы, услуги) и зачисляет их на его счет в банке. Инкассо можно определить как поручение продавца (кредитора) своему банку получить от покупателя (плательщика) непосредственно или через другой банк определенную денежную сумм или подтверждение, что эта сумма будет выплачена в установленный срок.

Инкассовые  поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных  договором, и расчетах по распоряжениям  взыскателей средств. Получателем  средств может являться банк, в  том числе банк плательщика.

    1. расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

При осуществлении  безналичных расчетов в форме  перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямом дебетовании) оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.

    1. расчетов в форме перевода электронных денежных средств — банки могут использовать два способа обмена информации при применении электронных платежных документов:
  • электронные платежи сокращенного формата формируются в соответствии с требованиями ЦБ, содержат главные позиции;
  • полноформатные электронные платежи содержат все реквизиты платежного документа, включая текст, оформляются подписями и печатями, в закодированном электронном виде имеют равную юридическую силу с платежным документом на бумажном носителе.

Если  используется сокращенная форма  электронных платежей, то кредитная  организация плательщика дополнительно  направляет расчетные документы  на бумажном носителе.

Действующие правила разрешают использовать электронные расчетные документы. В этом случае между банком и клиентом заключается дополнительный договор, в котором определяются порядок  использования электронных документов и средства защиты информации.

Распоряжение  плательщика в электронном виде, реестр подписываются электронной  подписью, аналогом собственноручной подписи и/или удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение, реестр составлено плательщиком или уполномоченным на это лицом.

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные  требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

 

      1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками 

 

Система нормативно-правового регулирования  различных учета и аудита расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы.

К первому уровню системы нормативно-правового регулирования учета и аудита расчетов должны быть отнесены законодательные акты федерального уровня (кодексы и федеральные законы).

Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствами служит Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ и Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. №14-ФЗ. В соответствии с Гражданским Кодексом определяются моменты возникновения, прекращения обязательств, обязанности сторон при заключении договоров купли – продажи, предоставления услуг, ответственности сторон за нарушение договоров, предоставление услуг ненадлежащего качества.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или  прекращении гражданских прав и обязанностей [1, п.1 ст.420].      

В Гражданском кодексе РФ отсутствуют  правовые нормы, регулирующие структуру  договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора [1, п.1 ст.421], т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами [1, п.2 ст.420], а условия договора определяются по усмотрению сторон [1, ст.421,ст.422].      

Стороны могут использовать примерные условия [1, ст.427], но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции свободы договора государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении договоров [1, п.4 ст.426].      

К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

Порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. №146-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12. 2012г. № 402-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008г. №307-ФЗ - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», др.

Второй уровень системы нормативно-правового регулирования и аудита расчетов на территории РФ – это подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также юридические акты федеральных министерств и служб – приказы, инструкции и пр.).

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011г. N-1137           «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» регулируют правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ» от 29.07.1998г. №34н. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Приказ  Минфина РФ «Об утверждении Плана    счетов    бухгалтерского   учета финансово - хозяйственной деятельности  организаций    и    Инструкции    по    его применению» от 31.10.2000г. №94н (в ред. от 08.11.2010г.). На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Третий уровень регулирования и аудита расчетных отношений – это положения по бухгалтерскому учету и федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности.

В настоящее время Минфином РФ принято  и нормативно утверждено двадцать пять положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 08.11.2010г.). Настоящее положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций.

Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 от 27.11.2006г. №154н (в ред. от 24.12.2010г.). ПБУ 3/2006 «Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях.

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.2008г. №106н. Данное положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности» от 23.09.2002г. №696 (в ред. От 22.12.2011г.)

Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности от 04.07.2003г. №405.

Основное  назначение аудиторских правил (стандартов): установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

Все аспекты  аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.

Эти стандарты  содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления  аудиторского заключения. С их помощью  аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Четвертый уровень - внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия и пр.).

Основными рабочими документами организации  являются:

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками: сущность, значение, виды, формы