Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
1.1. История возникновения и развития аудита в России………………..
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации……………………………………………………..
1.3. Цели и задачи проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства ….……………………….
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ЗАО «Луч»…………………………………………………………………….
2.2. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства……………………………………………………………
2.3 Определение уровня существенности и аудиторского риска………
2.4. Программа аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства ……………
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1. Источники и методы сбора аудиторских доказательств……………
3.2. Процедуры аудита соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства ………………………….
3.3. Сообщение информации аудитора руководству аудируемой организации по результатам проверки………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по аудиту 2011, исправленная.doc

— 591.50 Кб (Скачать)

                  риск средств контроля

                  риск необнаружения 4

Формула расчета приемлемого аудиторского риска: ПАР = НР*РК*РН

Неотъемлемый риск или внутрихозяйственный риск отражает подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам.

Неотъемлемый риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

При разработке общего плана аудита аудитору следует провести оценку неотъемлемого риска на уровне бухгалтерской отчетности. При разработке программы аудита аудитору следует соотнести проведенную оценку с существенными сальдо счетов и группами однотипных операций на уровне предпосылок или предположить, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки является высоким.

При оценке неотъемлемого риска аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при этом он обязан убедиться в том, что они справедливы и для проверяемого года.

Для того, чтобы рассчитать неотъемлемый риск обратимся к данным таблицы 1 « оценка системы бухгалтерского учета». При положительном ответе показателю присваивается значение -1, при отрицательном - 0.

Неотъемлемый риск рассчитывается по следующей формуле:

Рв = 1 - Ов / Овmax,                                                                                   (1)

гдe Рв - вероятность внутрихозяйственного риска;

Ов - фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы; Овmax - максимальное количество баллов теста учетной системы (например, 20 баллов).

В нашем случае получаем следующее значение неотъемлемого риска:

Рв = 1- (11/20) = 0,45=45%

Риск средств контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутреннего контроля клиента в отношении ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Если вероятность равна 100%, то система внутренних контрольных процедур – абсолютна неэффективна. Для того, чтобы заявить о более низких оценках риска – нужны основания (анализ, тестирование). Если риск контроля не исследуется, то принято оценивать его на уровне 100% независимо от фактической эффективности

Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта.

Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями: высокой надежности соответствует низкий риск, низкой надежности — высокий риск.

Предварительная оценка риска средств контроля представляет собой процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта, с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений. Определенный риск средств контроля всегда имеет место в силу ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Для того, чтобы рассчитать неотъемлемый риск обратимся к данным таблицы 1 « оценка системы внутреннего контроля». Риск средств контроля рассчитывается по следующей формуле:

Рк = 1 - Ок / Окmax                                                                                     (2)

где Рк - вероятность риска внутреннего контроля;

Ок - фактическое количество баллов по результатам теста системы внутреннего контроля;

Окmax - максимальное количество баллов теста системы внутреннего контроля (например, 90 баллов).

В нашем случае получаем следующее значение риска средств контроля:

Рк = 1- (16/20) = 0,2=20%

«Риск необнаружения» это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенные ошибки в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить.

Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора и зависит от порядка проведения конкретной проверки, а также от квалификации аудиторов и степени их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

Существует обратная взаимосвязь между риском необнаружения, с одной стороны, и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля, с другой стороны. Например, если неотъемлемый риск и риск средств контроля высоки, то необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если же, напротив, неотъемлемый риск и риск средств контроля находятся на низком уровне, аудитор может принять более высокий риск необнаружения и все равно снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Чем выше оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля, тем больше аудиторских доказательств аудитору необходимо получить в ходе процедур проверки по существу. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля оцениваются как высокие, то аудитору необходимо определить, смогут ли процедуры проверки по существу предоставить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы снизить риск необнаружения и, следовательно, аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. В том случае, когда аудитор устанавливает, что риск необнаружения в отношении предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности не может быть снижен до приемлемо низкого уровня, ему следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения  18.

Практические модели расчета приемлемого аудиторского риска:

Прямая модель. Она исходит из прямых суждений аудитора. Например, если аудитор полагает, что неотъемлемый риск составляет 80%, риск контроля – 50% и риск необнаружения – 10%, то по выше обозначенной формуле ПАР = 0,45*0,2*0,55 = 0,0495, т.е. 4,95%.

Косвенная модель. Модель исходит из того, что ключевая характеристика работы аудитора – риск необнаружения и именно его следует оценивать. Поэтому задается приемлемый аудиторский риск, как правило, 5%, оценивается неотъемлемый риск и риск контроля (в нашем случае это 45% и 20%) и, исходя из той же формулы, рассчитывается риск необнаружения: РН = ПАР/ НР*РК = 0,05/0,45* 0,2 = 0,555, то есть 55,5%. Его снижение требует увеличения количества подлежащих сбору свидетельств.

Матричная модель. Они исходит из того, что если задать по вертикали уровни неотъемлемого риска (высокий, средний и низкий), по горизонтали – соответствующие уровни риска контроля, то на пересечении этих уровней можно оценивать риск необнаружения в градации – самый низкий (верхняя левая клетка) средний и самый высокий (правая нижняя клетка). Пример матричной модели приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Зависимость между компонентами аудиторского риска

Аудиторская оценка риска необнаружения

Аудиторская оценка риска средств контроля             

Высокая 

Средняя  

Низкая  

Аудиторская оценка неотъемлемого риска

Высокая

САМАЯ   
НИЗКАЯ

БОЛЕЕ   
НИЗКАЯ

СРЕДНЯЯ

Средняя

БОЛЕЕ   
НИЗКАЯ

СРЕДНЯЯ

БОЛЕЕ  
ВЫСОКАЯ

Низкая

СРЕДНЯЯ

БОЛЕЕ   
ВЫСОКАЯ

САМАЯ  
ВЫСОКАЯ


 

 

2.4. Программа аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

 

В соответствии с правилом (стандартом) № 3 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532) «Планирование аудита», аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. 4

В таблице 5 представлена программа аудита соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Таблица 5 - Программа аудита соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Проверяемая организация                                   ЗАО «Луч»

Период аудита                                                      01.01.10-31.01.10

Период аудиторской проверки                           11.04.2011 – 15.04.2011

Аудитор                                                                Дубская Е.А.

Планируемый аудиторский риск                        средний

Планируемый уровень существенности             270 тыс. руб.

№ раздела аудита

Наименование разделов и планируемых видов работ

Период проведения

Рабочие документы аудитора

1

2

3

5

1

Предварительное планирование

11.04.2011

 

1.1

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

11.04.2011

Разработка схем оценки СБУ и СВК

1.2

Определение уровня существенности и аудиторского риска

11.04.2011

Расчет уровня существенности и аудиторского риска

1.3

Проверка учётной политики

11.04.2011

Учетная политика

2

Проверка соответствия отчетности типовым унифицированным формам

12.04.2011

Типовые формы отчетности

2.1

Аудит бухгалтерской отчётности

12.04.2011– 15.04.2011

Форма отчетности

2.2

Аудит бухгалтерского баланса

12.04.2011

Форма отчетности

2.3

Аудит отчёта о прибылях и убытках

12.04.2011

Форма отчетности

2.4

Аудит отчёта об изменениях в капитале

13.04.2011

Форма отчетности

2.5

Аудит отчёта о движении денежных средств

13.04.2011

Форма отчетности

2.6

Аудит приложения к бухгалтерскому балансу

 

14.04.2011

Форма отчетности

Информация о работе Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства