Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – проблема исчисления
и взимания налога на прибыль.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность налога на прибыль;
- Рассмотреть организацию исчисления и взимания налога на прибыль организации;
- выявить проблемы исчисления и взимания налога на прибыль организации.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы налогообложения
1.1 Сущность, функции и виды налогов. Роль налогов в рыночной экономике
1.2 Общая характеристика налоговой системы РФ
2 Анализ практики исчисления и взимания налога на прибыль организации
2.1 Налог на прибыль организации
2.2 Особенности проведения контроля ФНС за исчислением и взиманием налога на прибыль организации
3 Проблемы начисления и взимания налога на прибыль организации на современном этапе развития России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Заключая договор со сторонней организацией, многие организации в тексте договора указывают "оказание маркетинговых услуг", что обязательно привлечет внимание налогового инспектора.

Если маркетинговые мероприятия носят долгосрочный характер либо проводятся в рамках процесса разработки, выпуска и последующей продажи новой продукции, затраты на проведение этих мероприятий признаются в качестве расходов будущих периодов и учитываются по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов", а затем списываются:

1) если маркетинговые мероприятия носят долгосрочный характер - по мере использования результатов проведенных маркетинговых исследований (в соответствии с вариантом списания, принятым в приказе об учетной политике);

2) если маркетинговые мероприятия проводятся в процессе освоения нового производства - в течение срока освоения новой продукции.

В налоговом учете расходы на маркетинговые услуги долгосрочного характера, связанные с производством и реализацией, отражаются равномерно в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ.

Много вопросов возникает у налоговых органов при признании для целей налогообложения представительских расходов.

В соответствии с п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

В ходе проведения налоговых проверок часто возникают спорные ситуации с инспекторами по поводу экономической обоснованности расходов на проведение встреч с деловыми партнерами. Это происходит в том случае когда организация списывает на затраты в качестве представительских расходов расходы по оплате проезда и проживания представителей других организаций, приобретение сувениров и т.д.

Кроме того, списывая представительские расходы в целях налогообложения, организация должна позаботится и о документальном оформлении этих расходов.

Особое внимание организация должна обратить на оформление первичных документов (накладных, актов выполненных работ, счетов, счетов-фактур, кассовых и товарных чеков, платежных поручений и т.п.). Так как именно неправильное оформление таких первичных документов часто приводит к тому, что суды принимают сторону налоговой инспекции.

Организация должна помнить, что чем больше будет документов, тем легче налоговики согласятся с правомерностью отнесения представительских расходов в уменьшение полученных доходов.

"Входной" НДС по представительским расходам можно принять к вычету только в той части, которая относится к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли (п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Приведем схему, наглядно отражающую процесс камеральной налоговой проверки любой налоговой отчетности, поступающей в инспекцию (рис. 3).

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты.

 

 

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

 

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 158-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВЫ 21, 23, 24, 25 И 26 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» в главу 25 НК.

 

Энергия.

С 1 января 2009 года новой редакцией подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ уточнено, что к материальным расходам относятся расходы на производство и (или) приобретение мощности. Ранее данные расходы не были прямо упомянуты в составе материальных расходов.

Оплата труда.

Расширен перечень расходов работодателя, относимых к расходам на оплату труда. С 1 января 2009 года к таким расходам относятся расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.

 

С 1 января 2009 года с 3 до 6% от суммы расходов на оплату труда повышена доля взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

 

Расходы на командировки.

В соответствии с новой редакцией пп.12 статьи 264 НК РФ суточные или полевое довольствие с 1 января 2009 года при расчете налога на прибыль будут включаться в расходы не в пределах норм, установленных Правительством РФ.

 

Обучение сотрудников.

С 1 января 2009 года новые требования предъявляются к расходам на обучение сотрудников, включаемым в расходы, связанные с производством и реализацией. К таким расходам будут относиться расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика.

 

Расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

 

2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.

 

 

Итак:

- С 1 января 2009 года можно будет учить не только работников, но и потенциальных работников. Это нововведение позволит работодателям более грамотно и комплексно подходить к подготовке кадров и готовить нужных специалистов еще до непосредственного оформления трудовых отношений с работником (например, на уровне начального или среднего профессионального образования);

- работников/будущих работников можно будет обучать в иностранных учебных заведениях;

- исключено существующее сейчас требование о том, что программа подготовки (переподготовки) специалиста обязательно должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика. (Данное установленное в Кодексе требование всегда порождало споры и вопросы относительно документального доказывания такой эффективности. С нового года вопрос будет вообще снят.)

Как и ранее, не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика либо физических лиц расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг.

 

Расходы на программы для ЭВМ.

С 10 до 20 тысяч рублей повышена стоимость исключительных прав на компьютерные программы, расходы на которые относятся к расходам на основании пп.26 статьи 264 НК РФ.

 

Расходы на НИОКР: особенности учета.

С 1 января 2009 года расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.

 

Выплаты совету директоров.

Уточнено (п.48.8 статьи 270 НК), что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров.

 

Налог на прибыль и обособленные подразделения.

Уточнена норма статьи 288 НК РФ, которая посвящена уплате налога на прибыль в том случае, если на территории субъекта РФ организация имеет обособленные подразделения. Изменениями разрешен вопрос, когда же правильно и в каком порядке правильно уведомлять налоговый орган о выборе или изменении порядка налогообложения организации налогом на прибыль.

Стоит напомнить, что в соответствии с нормой статьи 288 НК налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

С 1 января 2009 года уточняется, что уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Следовательно, перечень причин для подачи уведомления в налоговый орган теперь будет являться открытым.

Кроме того, непосредственно в статье 288 описана ситуация, при которой новые обособленные подразделения создаются в течение года или подразделения ликвидируются (в действующей сейчас редакции не вполне ясно, можно ли переходить на консолидированную уплату налога в течение года – ясно лишь то, что делать в новом налоговом периоде):

«В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

 

Налог на прибыль для сельхозпроизводителей: продление льготного периода.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов до 31 декабря 2012 года.

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль