Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – проблема исчисления
и взимания налога на прибыль.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность налога на прибыль;
- Рассмотреть организацию исчисления и взимания налога на прибыль организации;
- выявить проблемы исчисления и взимания налога на прибыль организации.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы налогообложения
1.1 Сущность, функции и виды налогов. Роль налогов в рыночной экономике
1.2 Общая характеристика налоговой системы РФ
2 Анализ практики исчисления и взимания налога на прибыль организации
2.1 Налог на прибыль организации
2.2 Особенности проведения контроля ФНС за исчислением и взиманием налога на прибыль организации
3 Проблемы начисления и взимания налога на прибыль организации на современном этапе развития России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Налоговая система должна быть экономичной по своему организационно-структурному построению и эффективной по собираемости налогов в соответствующий бюджет территориального образования: федеральный, региональный, местный. Если нет компромиссного решения в вопросах построения экономичной по организационно-структурному принципу системы и ее эффективностью, то в любом случае она должна удовлетворять принципу оптимальности или экономической целесообразности как для государства, так и для субъекта налога, в том числе с точки зрения эффективности управления системой в целом.

Критерием экономичности системы может выступать коэффициент экономичности К_эк, определяемый отношением общих расходов на содержание и обеспечение всех элементов предполагаемой или вновь создаваемой структуры налоговой системы к аналогичным расходам существующего варианта системы.

Если К_эк > 1, то налоговая система для государства целесообразна и экономически выгодна, при К_эк = 1 - обе системы равноодинаковы, при К_эк < 1 - система менее рациональна и экономична и нет надобности ее менять.

При всех равных условиях разных вариантов систем критерием экономичности налоговой системы может выступать коэффициент собираемости налогов в соответствующий территориальный бюджет К_с, способный обеспечить выполнение стоящих перед системой задач (функций).

Выполнение условия К_с >= К_н характеризует систему с точки зрения стабилизирующего фактора в обществе - такая система будет сглаживать противоречия между властью и субъектом налога, служить росту государства и благосостояния малообеспеченных слоев населения.

На экономичность, оптимальность и эффективность налоговой системы значительно влияют издержки (расходы) на содержание элементов системы, которые должны быть сведены до минимума или оптимизированы, но не за счет минимизации заработной платы служащим налоговой сферы, а за счет оптимизации организационной структуры самой налоговой системы (сокращения налоговых органов, сведения их к единому налоговому органу с минимально необходимым количеством налоговых служащих, в том числе руководящих работников, автоматизации процессов сбора, обработки, хранения налоговой информации и контроля за собираемостью налогов) [13, с. 74].

Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

- виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

- субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

- органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

- законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Как говорилось выше, в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный налог, представительские органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Структура налоговой системы России и ее анализ свидетельствуют, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

Становление налоговой системы современной России происходило в условиях кардинальной трансформации политического режима, изменения государственного устройства и радикальных реформ практически во всех сферах жизни общества . Это вызвало серьезнейшие изменения в институте института собственности и формах экономической деятельности . Новые политико-экономические  реалии потребовали проведения радикальных налоговых реформ для обеспечения государства необходимыми доходами . Революционный  характер происходивших в стране изменений , отсутствие преемственности в реформах не позволяли последовательно и с учетом времени, необходимо на адаптацию, формировать налоговую систему. Причиной этого стала острая потребность в средствах для финансирования государственных расходов, необходимых, чтобы сохранить провозглашенные в Конституции Российской Федерации социальные гарантии граждан. Единственным средством для этого явилось обеспечение соответствующего уровня сбора налогов в бюджет, поскольку именно налоговые поступления являются основным (70-80%) источником формирования доходной части консолидированного бюджета.


2       Анализ практики исчисления и взимания налога на прибыль организации

2.1   Налог на прибыль организации

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций  признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 Налогового Кодекса.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Налогового Кодекса, подлежащей налогообложению.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю [13, с. 80].

Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 Налогового Кодекса «Перенос убытков на будущее».

При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 Налогового Кодекса «Налог на игорный бизнес».

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход.

Налогоплательщики, применяющие в соответствии с Налоговым Кодексом специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением некоторых случаев. При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Ставки по налогу на прибыль представлены в табл. 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Ставки налога на прибыль в 2010 году

 

Плательщики налога

Вид дохода

Ставка 
налога в
федеральный
бюджет, %

Ставка  
налога в 
региональный
бюджет, %

Предприятия и    
организации (в том
числе иностранные
организации,     
осуществляющие   
деятельность на  
территории России
через постоянное 
представительство)

Дивиденды, полученные от российских    организаций        

9

-

Дивиденды, полученные от      
иностранных организаций        

15

-

Проценты по государственным и  
муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых  предусмотрено получение дохода в  виде процента, эмитированным после 1 января 2007 г.   

15

-

Проценты по  государственным и  
муниципальным ценным бумагам, условиями  выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процента, эмитированным на срок не менее 3 лет
до 1 января 2007 г.

9

 

Проценты по государственным и  
муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено  получение дохода в виде процента, эмитированным до 20 января 1997 г.включительно       

0

 

Прибыль от всех остальных видов    
деятельности       

2

18

Иностранные      
организации с    
доходов, не      
связанных с      
деятельностью в  
России через     
постоянное       
представительство

Доход от  использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств
или контейнеров в связи с осуществлением     
международных перевозок          

10

-

Дивиденды, полученные от      
российских организаций        

15

-

Проценты по государственным и  
муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения  которых предусмотрено получение дохода в виде процента, эмитированным после 1 января 2007 г.   

15

-

Проценты по государственным и  
муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения
которых предусмотрено получение дохода в  виде процента, эмитированным на   
срок не менее 3 лет до 1 января 2007 г.

9

 

Проценты по государственным и  
муниципальным ценным бумагам, условиями 
выпуска и обращения которых            
предусмотрено получение дохода в 
виде процента, эмитированным до   
20 января 1997 г. включительно       

0

 

Прибыль от всех остальных видов    
деятельности       

20

-

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль