Принятие решений по ценообразованию на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фабрика или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования ценовой политики фирмы………4
1.1. Принципы ценообразования и цели ценовой политики…………………4-6
1.2. Методы ценообразования…………………6-14
1.3. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования………14-18
Глава 2. Процесс принятия решений по ценообразованию……….19
2.1. Процесс ценообразования. Внешние факторы, влияющие на него…19-22
2.2. Информация, необходимая для принятия управленческого решения по ценам………………………………………………………………………….22-24
2.3. Принятие решений по ценообразованию …………………24-26
Заключение………………… 27
Список использованной литературы……28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 62.58 Кб (Скачать)

Первая модификация —  формирование «равновыгодных» расчетных оптовых цен изготовителя с позиций переменных (прямых) расходов.

Вторая модификация —  использование дифференцированной по изделиям величины «покрытия затрат»  для выявления более эффективного ассортимента с позиций переменных (прямых) затрат. Под «покрытием затрат»  понимается разница между ценой  и прямыми затратами.

Третья модификация —  обоснование оптовой цены изготовителя на дополнительный выпуск продукции  при использовании свободных  производственных мощностей.

Первая модификация метода ценообразования, основанного на прямых затратах, по существу, является разновидностью рассмотренного выше метода «полных  затрат».

Этап 1. По статьям калькуляции  определяются прямые затраты на производство и реализацию единицы продукции. Методика расчета прямых затрат аналогична методике, по которой рассчитываются прямые затраты на единицу продукции, при формировании полной себестоимости .

Этап 2. На основе планируемых  объемов продукции в натуральном  выражении определяется общая величина прямых затрат по предприятию в целом .

Этап 3. На основе величины прямых затрат на единицу продукции и  единого норматива рентабельности прямых затрат рассчитывается цена единицы  продукции .

Как видим, цены, сформированные по методу полных затрат, отличаются от цен, сформированных про методу сокращенной  себестоимости (первая модификация  метода).

Следует заметить, что калькулирование прямых затрат основывается на нормах и нормативах расходов производственных ресурсов, обусловленных технологическим процессом изготовления продукции. Поэтому прямые затраты по различным видам продукции в полной мере отражают реальный уровень расходов. В связи с этим формирование цен на основе прямых затрат более обосновано, нежели цены, сформированные по полной себестоимости, так как они отражают реальные затраты на производство товара. Органам, осуществляющим государственные закупки, должно быть не безразлично, на основе какого метода формирует цены изготовитель. Знание методов ценообразования, используемых изготовителем, позволяет более обоснованно подходить к формированию начальной цены торгов и аукционов, а также уровня цен при системе запросов котировок.

Сущность второй модификации  заключается в возможности использования  величины «покрытия затрат» для  выявления более эффективного ассортимента с позиций прямых затрат. При таком  анализе не имеет значения, с помощью какого метода (метода полных затрат или сокращенной себестоимости) были сформированы анализируемые цены.

Если при обосновании  цены был использован метод полных затрат с единым нормативом рентабельности (по отношению к полной себестоимости), то в этом случае рентабельность (по отношению к прямым затратам) будет  различной, дифференцированной по конкретным изделиям.

Если же цены обоснованы методом сокращенной себестоимости  с учетом единого норматива рентабельности (к прямым затратам), то и в этом случае целесообразно анализировать  эффективность применения таких  цен. Дело в том, что цены формируются  при определенных «стартовых», «нормативных»  условиях. В основном это относится  к системе прямых затрат на производство и реализацию продукции. В процессе применения цен фактические затраты, как правило, «отходят» от нормативных. Причем такой «отход» может быть неравномерен по конкретным товарам. Анализ цен методом сокращенной себестоимости позволяет выявить более эффективный ассортимент с позиций прямых затрат.

Анализ эффективности  производства продукции, цены на которую  сформированы с использованием единого  норматива рентабельности (к прямым затратам) .

Применение метода сокращенной  себестоимости при анализе эффективности  производства основывается на сопоставлении  рентабельности (к прямым затратам) по всей номенклатуре выпускаемой продукции.

Наибольший эффект применение этого метода дает при решении  следующих конкретных задач:

-выборе из альтернативных способов и технологий производства наиболее эффективных;

-оценке целесообразности дополнительных инвестиций в производство, а также последствий их внедрения;

-обосновании решения о самостоятельном производстве комплектующих изделий и полуфабрикатов, которые закупаются на стороне, и наоборот;

-решении вопроса о выпуске новой продукции;

-определении эффективного объема выпуска продукции и критической точки производства;

-выборе наиболее эффективных сочетаний из возможных альтернативных вариантов взаимосвязи «объем производства — затраты — прибыль».

Осуществляя анализ цен с  позиций прямых затрат, государственные  органы, осуществляющие закупки, могут  получить дополнительные аргументы  по обоснованию уровня и структуры  начальной цены или цены по системе  запросов котировок.

 

1.3.Трансфертная цена: ее  виды и принципы формирования.

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50—60-ми годами прошлого столетия, когда в  промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться  крупные монопольные транснациональные  корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной  на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции  и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

В современной рыночной экономике  проблемы трансфертного ценообразования  актуальны не только для крупных  транснациональных корпораций, но и  для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

Для нашей экономики проблема установления трансфертной цены актуальна, в частности, в связи с начавшимися  процессами реструктуризации бизнеса.

Трансфертное ценообразование  в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры  управления предприятием, когда отдельным  структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация  компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.

Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) — это цена, по которой  один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому  центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

Трансфертное ценообразование  предполагает четкое фиксирование факта  приемки-передачи между центрами ответственности  изделия (услуги), что невозможно без  организованной системы сегментарного  учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые  обеспечивают организации максимально  возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная  ТЦ будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной  оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы  при соблюдении двух условий:

совпадении целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;

предоставлении руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

На практике применяются  три метода расчета трансфертной цены:

- на основе рыночных  цен; 

- на основе себестоимости  (переменной или полной), по принципу  «себестоимость плюс»; 

- на основе договорных  ТЦ, сформированных под воздействием  рыночной конъюнктуры и затрат  на производство продукции (оказание  услуги).

Особую популярность в  странах с рыночной экономикой получил  первый метод. Преимущество рыночных цен  состоит в их объективном характере, и ТЦ не будут зависеть от взаимоотношений  и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации  организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних  покупателей и продавцов; когда  полуфабрикат, наряду с его передачей  в следующий передел, может реализовываться  на сторону.

Однако применение первого  метода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка продукции  и услуг, производимых центром ответственности. Кроме того, организация несет  дополнительные расходы по сбору  информации об уровне рыночных цен  на них.

В трансфертном ценообразовании  всегда участвуют две стороны: центр  ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для ее последующей переработки  и потребления. При формировании ТЦ на основе рыночных цен обеим  сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следую щпе условия:

- центр ответственности,  приобретающий продукцию (услугу), покупает ее внутри фирмы до  тех пор, пока продающий центр  ответственности не начинает  завышать существующие рыночные  цены и желает продавать свою  продукцию внутри фирмы; 

- если продающее подразделение  завышает существующие рыночные  цены, то покупающий продукцию  (услугу) центр ответственности может  приобрести ее на стороне. 

 В том случае, если  какое-либо из условий установления  рыночных ТЦ невыполнимо, то  применяется второй метод —  на основе себестоимости, и  здесь существуют различные варианты. В основу ТЦ может быть положена:

а) полная фактическая себестоимость;

б) нормативная себестоимость;

в) переменная себестоимость.

В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на продукцию передающего  подразделения закладывается выбранный  показатель себестоимости и фиксированный  в виде процента размер прибыли этого  центра ответственности. Например, ТЦ может рассчитываться по формуле  «110%,от полной себестоимости» или «150% от переменной себестоимости» единицы  изделия передающего центра ответственности.

Преимуществом первого варианта расчета являются объективность  и ясность расчетов. Рассчитанная эти методом цена приближается к  рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются и свои недостатки.

.Во-первых, передающий центр  ответственности не заинтересован  в снижении своих фактических  затрат, так как заранее уверен, что ТЦ их не только покроет,  но и превысит на сумму установленной  наценки. 

Во-вторых, по ТЦ, рассчитанной на базе полной себестоимости, нельзя судить о степени эффективности  работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее. Постоянные расходы затушевывают реальную картину.

ТЦ подразделения рассчитывается по формуле «110% от полной себестоимости». В I квартале года произведено 500 изделий. Постоянные расходы центра ответственности  — 100 руб., переменные — 400 руб. (т.е. одному изделию соответствует 80 коп. переменных затрат). Полная себестоимость единицы составляет:

(100+0,8х500): 500= 1 руб. Значит, ТЦ= 1,1 руб.(1 х 110%: 100).

Допустим, что в следующем  квартале центру ответственности удалось  снизить удельные переменные издержки с 80 до 75 коп. При этом было произведено 400 ед. продукции. Полная себестоимость  единицы в таком случае составляет:

(100 + 0,75 х 400): 400 = 1 руб. 

Передача изделия между  центрами ответственности по-прежнему осуществляется по ТЦ в 1,1 руб., несмотря на то, что эффективность работы центра ответственности возросла.

В-третьих, известно, что  система трансфертного ценообразования  эффективна лишь в том случае, когда  цели менеджеров различных уровней  совпадают с задачами фирмы в  целом. Однако с позиций организации  приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С  точки зрения получающего центра ответственности использование  рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.

Отмеченные недостатки устраняются  расчетом ТЦ по второму варианту —  на базе нормативных затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная  трансфертная цена. Превышение фактической  ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение — об ее эффективности.

Однако нормирование издержек приемлемо не для всех производств  и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается  бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях индивидуального  и мелкосерийного производства.

В этих случаях может быть использован третий вариант расчета  ТЦ — на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе «директ-костинг». Постоянные издержки центров ответственности  будут покрываться при этом из выручки организации. Этот вариант  позволяет разрабатывать ценовую  политику, оптимальную не только для  фирмы в целом, но и для ее структурных  подразделений, а также находить благоприятное сочетание объемов  производства и продажных цен. Кроме  того, такой вариант расчета ТЦ позволяет анализировать и контролировать деятельность центров ответственности.

Возвратимся к нашему примеру. В I квартале ТЦ, рассчитанная на базе переменных затрат, определяется следующим образом:

0,8 х 1,1 = 0,88 руб., а во II квартале, когда эффективность работы подразделения  возросла, ТЦ снизится до 0,82 руб. (0,75 х 1,1).

В этом случае, однако, ТЦ не возмещает постоянные издержки и  не позволяет рассчитать прибыль, зарабатываемую центром ответственности. Следовательно, оценка уровня эффективности работы руководителя такого подразделения не может быть осуществлена с использованием показателей прибыли и дохода. Это в свою очередь означает, что у менеджера снижаются стимулы к сокращению издержек.

Информация о работе Принятие решений по ценообразованию на предприятии