Принятие решений по ценообразованию на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фабрика или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования ценовой политики фирмы………4
1.1. Принципы ценообразования и цели ценовой политики…………………4-6
1.2. Методы ценообразования…………………6-14
1.3. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования………14-18
Глава 2. Процесс принятия решений по ценообразованию……….19
2.1. Процесс ценообразования. Внешние факторы, влияющие на него…19-22
2.2. Информация, необходимая для принятия управленческого решения по ценам………………………………………………………………………….22-24
2.3. Принятие решений по ценообразованию …………………24-26
Заключение………………… 27
Список использованной литературы……28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 62.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"

(ИНЭКА)

 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет»

 

На тему: Принятие решений  по ценообразованию на предприятиях.

  

 

 

 

Выполнил:

студент  гр. 5407

зач. кн. № 5090721

Татанкина О.Н

Проверил:

ст. преподаватель 

каф. Ф и БУ

Лобова Н.В.

 

г.Набережные Челны

2012 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические аспекты формирования ценовой политики фирмы………4

1.1. Принципы ценообразования и цели ценовой политики…………………4-6

1.2. Методы ценообразования…………………6-14

1.3. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования………14-18

 Глава 2. Процесс принятия решений по ценообразованию……….19

2.1. Процесс ценообразования. Внешние факторы, влияющие на него…19-22

2.2. Информация, необходимая для принятия управленческого решения по ценам………………………………………………………………………….22-24

2.3. Принятие решений по ценообразованию …………………24-26

Заключение………………… 27

Список использованной литературы……28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  цены являются основой всех экономических  измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного  хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической  деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные  цены выступают основным регулятором  пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений.Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений.

Для того чтобы продать  свой товар или услугу на рынке, производитель  должен назначить на них цены, которые  были бы приемлемы покупателям, иначе  их невозможно будет удачно продать  на рынке. Поэтому фабрика или  организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет  свои позиции как традиционный элемент  конкурентной политики, оказывает очень  большое влияние на рыночное положение  и прибыль предприятия.

Особенно актуальной эта  проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие  в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических  категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех  любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.

Цена и ценообразование  являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

 В самом общем виде  цена представляет собой сумму  денег, которую покупатель уплачивает  продавцу за приобретаемый товар.  В условиях рыночной экономики  цена является характеристикой  товара на рынке. В ней концентрируются  такие основные понятия рыночной  экономики, как потребность, запросы,  спрос, предложение и т. д.

 Цена является конечным  показателем, характеризующим товар,  она в равной степени учитывает  интересы всех участников процесса  товарообмена - производителей и  потребителей.

 Ценообразование представляет  собой процесс формирования цен  на товары и услуги. Традиционно  выделяются две противоположные  модели ценообразования: рыночное  ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  формирования ценовой политики фирмы.

    1. Принципы ценообразования и цели ценовой политики.

В условиях командного ценообразования  установление цены является прерогативной  сферы производства. Цены устанавливаются  исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует  спрос на уровне заранее заданного  размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

 Процесс формирования  цен в условиях рыночного ценообразования  происходит в сфере реализации  продукции. Именно здесь сталкиваются  спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого  товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

 Принципиальное отличие  рыночного ценообразования заключается  в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением самим собственником  или производителем товара. Государственные  органы могут регулировать цены  только на ограниченный круг  товаров. Прерогативой государства  становится установление «правил  игры», общих и подходов к  ценообразованию. Перечень товаров,  реализуемых по государственным  ценам, определяется законодательством.  Государственное регулирование  цен допускается на продукцию  предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

 Цены играют важную  роль не только в экономике  в целом, но и в предпринимательской  деятельности отдельных предприятий,  т.к. от их уровня зависят  конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором  в решении таких вопросов, как  определение рынков сбыта продукции,  целесообразности производства  товаров или услуги, расчета издержек  производства, определения объемов  инвестиций.

Важнейшими принципами ценообразования  являются:

1. Научная обоснованность  цен - необходимость учета в  ценообразовании объективных экономических  законов.  Научной обоснованности  устанавливаемых цен способствует  тщательный сбор и анализ информации  относительно действующих цен,  уровнях издержек, соотношении спроса  и предложения, других рыночных  факторах. Особое значение приобретает  прогнозирование макро- и микро-экономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.

2. Принцип целевой направленности  цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические  и социальные задачи оно будет  решать в результате использования  выбранного подхода к ценообразованию.

3. Принцип непрерывности  процесса ценообразования. Согласно  этому принципу продукция на  каждом этапе ее изготовления  имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.

4. Принцип единства процесса  ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.

 Ценовая политика представляет  собой общие цели фирмы, которых  она пытается достичь, формируя  цены на свою продукцию. Политика  соответствует краткосрочному периоду  существования предприятия.

 В процессе установления  цены на свою продукцию фирма  принимает решение о целях,  которых они хотят добиться, используя  данный товар. Чем яснее у  фирмы представление о целях,  тем легче ей устанавливать  цены на свою продукцию. Ниже  приведены характеристики наиболее  часто встречающихся целей ценообразования,  которые являются одновременно  выразителями общих целей фирмы:

1. Обеспечение выживаемости  фирмы - данная цель становится  ведущей в тех случаях, когда  на рынке слишком много производителей  и царит острая конкуренция  или резко меняется политика  конкурентов. Кроме этого, фирма  может столкнуться с проблемой  затоваривания складов, причины  которой могут лежать как в  сфере производства, так и в  сфере сбыта. Чтобы обеспечить  работу предприятия и сбыт  своей продукции, фирма вынуждена  устанавливать низкие цены в  надежде на благожелательную  ответную реакцию потребителей. Выживание на рынке становится  важнее прибыли. Чтобы выстоять, попавшие в трудное положение  фирмы, прибегают к обширным  программам ценовых уступок. Цена  будет снижаться до тех пор,  пока ее величина будет покрывать  часть переменных и постоянных  издержек производства продукции.

2. Максимизация текущей  прибыли - фирма, преследующая  эту цель, производит оценку спроса  и издержек применительно к  разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимум поступлений текущей прибыли и наличности, а также максимум возмещения затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных. Для осуществления этой цели фирма должна знать два основных показателя, опираясь на которые она строит свою деятельность: спрос на продукцию и издержки производства. В результате цена будет устанавливаться на самом высоком уровне, который соответствует спросу на продукцию и может значительно превышать издержки производства.

3. Завоевание лидерства  по показателю «доля рынка» - фирма  придерживается мнения, что если  ей принадлежат самая большая  доля рынка, то она будет  иметь самые низкие издержки  и самые высокие долговременные  прибыли. Добиваясь лидерства  по показателю «доля рынка», она  будет стремиться к максимальному  снижению цен. Разновидностью  этой цели является стремление  добиться конкретного приращения  доли рынка. Например, в течение  одного года фирма хочет увеличить  свою долю рынка с 10% до 15%.

4. Завоевание лидерства  по показателю «качество продукции» - фирма устанавливает максимальную  цену на свою продукцию, объясняя  это улучшением показателя качество  продукции. У фирмы, преследующей  эту цель должны быть достаточно  высокие затраты на НИОКР. Устанавливая  высокие цены на свою продукцию,  и объясняя это высоким качеством,  фирма может параллельно формировать  престижный спрос на свою продукцию.

5. Политика «снятия сливок»  или «сбора урожая» - фирма  устанавливает максимально возможную  цену на товар, используя благоприятно  складывающуюся на рынке ситуацию, например неограниченный рост  цен, неустойчивый курс национальный  валюты, кризис экономики, резкий  скачек инфляции, дефицитность данного  продукта на рынке. Понимая,  что такая ситуация не продлиться  долго, фирма за короткий срок  получает прибыль, во много  раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных  условиях функционирования рынка.  Через определенный промежуток  времени фирма начинает постепенно  снижать цену, стараясь привлечь  к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности  обеспечения дальнейшего поступления  прибыли.

6. Краткосрочное увеличение  объемов сбыта продукции - используя  благоприятно сложившуюся конъюнктуру  рынка, фирма устанавливает очень  низкую цену на свою продукцию,  стремясь реализовать как можно  больший объем продукции. Понятно,  что для использования такой  политики, даже в краткосрочном  периоде, фирма должна иметь  достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать  повышенной чувствительностью к  изменению цен.

 Разработка ценовой  политики фирмы может сопровождаться  рассмотрением вопроса о возможности  применения ценовых тактик, которые  представляют собой еще более  ограниченные во временном масштабе, текущие цели фирмы и способы  их достижения. Например:

 Использование единой  линии цен, предусматривающей  одновременную продажу на одной  торговой площади различных товаров  по одной определенной цене  в течении короткого промежутка времени; тактика падающего убыточного лидера, когда фирма рекламирует и продает свою основную продукцию по заниженной цене (либо по ценам выше себестоимости, но ниже обычных цен) и тем самым привлекает потребителей ко всей ассортиментной группе изделий, продающихся одновременно с удешевленными основными товарами, но по обычным ценам; организация межсезонных распродаж , ярмарок и т.д.

 

 

1.2.Методы ценообразования.

Ценообразование — это  процесс, обеспечивающий формирование, применение и контроль цен. Как уже  отмечалось, этот процесс распадается  на ряд этапов, важнейшими из которых  являются выбор и применение методов  ценообразования.

Мир товаров и услуг  весьма разнообразен. Существует их бесконечное  множество. Исходя из этого, методы ценообразования  также разнообразны. Они дифференцируются в зависимости от конкретных групп  товаров и услуг, целевых установок, рыночной конъюнктуры и других факторов. Совокупность различных методов  ценообразования представляет собой  определенную систему.

Методы ценообразования  предполагают использование определенной системы расчетов. Система расчетов состоит из большого количества способов, математических приемов, с помощью  которых формируется уровень  цены. Важной характеристикой любого метода ценообразования является присущая ему модель расчета цены. Модель расчета цены отражает формализованное  выражение главных элементов  цены, ее структуру. Каждый из элементов  цены несет конкретную функциональную нагрузку, обусловленную множеством исходных условий. К таким условиям могут быть отнесены:

тип хозяйственной системы;

развитость рыночных отношений;

Информация о работе Принятие решений по ценообразованию на предприятии