Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль».
С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.
Введение.
Экономическая сущность прибыль.
Содержание прибыли
Факторы, влияющие на размер прибыли
Виды и функции прибыли
Распределение прибыли. Максимизация прибыли.
Анализ методов планирования.
2.1 Метод прямого счета
2.2 Аналитический метод
2.3 Метод, основанный на эффекте операционного рычага
Заключение.
Список используемой литературы.
Предприятие самостоятельно
распоряжается самим
Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).
В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери). К таким доходам относятся:
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
доходы от дооценки товаров;
поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;
положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятий.
К расходам и потерям относятся:
убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности;
недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками (при этом вычитается стоимость используемых материальных ценностей);
отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации последствий стихийных бедствий (при этом исключается стоимость полученного металлолома, топлива, других материалов);
некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;
затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, за исключением затрат, возмещаемых из других источников;
судебные издержки и арбитражные сборы и др.
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Валовая прибыль или убыток - прибыль от реализации продукции, имущества и внереализационные результаты (доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и т.д.) до выплаты процентов и налогов. Показатель деятельности предприятия, характеризующий способность предприятия создавать доход акционерам и входящий в состав многих основных финансовых коэффициентов, в том числе в коэффициенты рентабельности, покрытия процентов прибылью и т.д.
Валовую (балансовую) прибыль
можно представить в виде произведения
среднегодовой
суммы капитала, коэффициента его оборачиваемости
и рентабельности оборота:
Приб = KL * ROA = KL * Kоб * Rоб;
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.
Из чистой прибыли предприятие
выплачивает дивиденды и
Чистая прибыль организации за отчетный год представляет собой итоговый финансовый результат ее деятельности за этот период, выявленный на основании учета всех хозяйственных операций.
Как правило, чистая прибыль, полученная по результатам финансового года, может быть направлена на:
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует
экономический эффект, полученный в
результате деятельности предприятия,
но все аспекты деятельности предприятия
с помощью прибыли оценить
не возможно. Такого универсального показателя
и не может быть. Именно поэтому
при анализе производственно-
Значение прибыли
состоит в том, что она отражает
конечный финансовый результат. Вместе
с тем на величину прибыли, ее динамику
воздействуют факторы. Как зависящие,
так и не зависящие от усилий предприятия.
Практически вне сферы
Перечисленные
факторы влияют на прибыль не прямо,
а через объем реализуемой
продукции и себестоимость, поэтому
для выяснения конечного
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется получается полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль
является одним из источников формирования
бюджетов разных уровней. Она поступает
в бюджеты в виде налогов и
наряду с другими доходными
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый - это монопольное
положение предприятия по выпуску
той или иной продукции или
уникальности продукта. Поддержания
этого источника на относительно
высоком уровне предполагает проведение
постоянной новации продукта. Здесь
следует учитывать такие
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:4
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
По своему содержанию понятие
«риск» относится как к хозяйственной,
коммерческой, так и к финансовой
деятельности. Для определения риска
используются два основных метода:
статистический и экспертный. В основе
статистического лежат приемы математической
статистики (расчет вариации, дисперсии
и стандартного отклонения по показателям
финансово-хозяйственной
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность капитала (активов) предприятия.
Рентабельность предприятия — это показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Рентабельность
- относительная величина, выражающая
прибыльность (доходность) предприятия.
В рыночной экономике существует
система показателей