Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль».
С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.
Введение.
Экономическая сущность прибыль.
Содержание прибыли
Факторы, влияющие на размер прибыли
Виды и функции прибыли
Распределение прибыли. Максимизация прибыли.
Анализ методов планирования.
2.1 Метод прямого счета
2.2 Аналитический метод
2.3 Метод, основанный на эффекте операционного рычага
Заключение.
Список используемой литературы.
* процентное
отношение прибыли от
* процентное
отношение прибыли от
* процентное
отношение балансовой прибыли
к выручке от реализации
* отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Многообразие
показателей рентабельности определяет
альтернативность поиска путей ее повышения.
Каждый из исходных показателей раскладывается
в факторную систему с
Показатели
рентабельности используются в процессе
анализа финансово-
Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли, и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.5
Примечание.
2 Белобжецкий И.А. Прибыль предприятия. // Жур."Финансы", №3, 1993, с.40.
3 Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество «Знание» России. 1996.
4 Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.
5 Камаев В. Д. Основы экономической теории. Учебник. -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2003.- 760с.
1.2 Факторы, влияющие на размер прибыли.6
На уровень прибыли торгового предприятия влияют различные факторы.
Фактор — это существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе, исходная составляющая чего-либо.
На изменение прибыли
влияют две группы факторов: внешние
и внутренние. Внутренние факторы
изменения прибыли
Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции.
К неосновным факторам относятся
факторы, связанные с нарушением
хозяйственной дисциплины, такие
как ценовые нарушения, нарушения
условий труда и требований к
качеству продукции, другие нарушения,
ведущие к штрафам и
К внешним факторам, влияющим
на прибыль предприятия, относятся:
социально-экономические
Важнейшими факторами
роста прибыли являются рост объема
производства и продажи продукции,
внедрение научно-технических
Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции.
Заинтересованность
Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов, а также внепроизводственных затрат.
Рис. 1 Факторы, влияющие на изменение прибыли.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.
Размер прибыли
как конечного финансового
Виды и уровень применяемых цен определяют, в конечном счете, объем валового дохода предприятия, а, следовательно, прибыли.
Следующий фактор, влияющий
на величину прибыли — это амортизация
основных фондов и нематериальных активов.
Сумма амортизационных
Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.
Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень, заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
Таким образом, рассмотренные выше факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия, должны являться предметом тщательного анализа со стороны финансовых служб.
Возможность предприятий
влиять на объем прибыли от реализации
через изменение объемов
Углубленный анализ факторов,
влияющих на прибыль предприятия, позволяет
выявить резервы роста прибыли,
т.е. количественно измеримые
Примечание.
6 Буряковский В. В. Финансы предприятий. Прибыль предприятий.
7 Литвин М.И. Прогнозирование прибыли на основе факторной модели. Финансовый менеджмент. 2002, №6.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует
экономический эффект, полученный в
результате деятельности предприятия,
но все аспекты деятельности предприятия
с помощью прибыли оценить
не возможно. Такого универсального показателя
и не может быть. Именно поэтому
при анализе производственно-
Значение прибыли
состоит в том, что она отражает
конечный финансовый результат. Вместе
с тем на величину прибыли, ее динамику
воздействуют факторы. Как зависящие,
так и не зависящие от усилий предприятия.
Практически вне сферы
Перечисленные
факторы влияют на прибыль не прямо,
а через объем реализуемой
продукции и себестоимость, поэтому
для выяснения конечного
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Стремление
к получению прибыли
В-третьих, прибыль
является одним из источников формирования
бюджетов разных уровней. Она поступает
в бюджеты в виде налогов и
наряду с другими доходными
Рис.2 Функции прибыли.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.